Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения для старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цели:
Образовательные:
1.Расширить представления детей о правилах поведения на улице.
2. Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
3. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
4. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения на улице, умение работать в коллективе, умение договариваться.
Предварительная работа:
Беседа о транспорте; сюжетно-ролевые игры: «Мы водители», «Такси»; работа по раскраске «Дорожные знаки»; просмотр презентации «Автомобиль. Дорога. Пешеход»; оформление уголка ПДД, загадывание загадок о транспорте; разучивание стихотворения про светофор, загадок по выбору детей.
Материалы к занятию:
Макет улицы, маленькие машинки, дорожные знаки; светофор, картинки с разными ситуациями, картинки с изображением подземного и наземного перехода, кукла Незнайка (вариант: роль может сыграть взрослый), мяч, цветные кружочки, жезл, смайлики.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | - Беседа, рассказы детей, ответы на вопросы, загадывание загадок, рассказывание стихотворений, составление предложений по картинкам, упражнение по картинкам «Кто неправильно поступает» |
Игровая | Дидактические игры «Отгадай загадки», «Отвечай на вопрос», игровая ситуация «Расскажи Незнайке про дорожный знак», |
Двигательная | Физкультминутка: «Мы - шофёры», малоподвижная игра «Кто самый внимательный», упражнение « Мы – пешеходы» |
Продуктивная | Упражнение «Собери светофор» |
Ход образовательной деятельности:
Дети проходят в группу и встают в кружок.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения.
В школе мы ученики, а в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке — все мы посетители.
Но коль на улицу ты вышел.
Ты запомни наперед:
Всех названий стал ты выше –
Стал ты сразу ПЕШЕХОД!
2. Беседа по макету.
Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.
(Дети подходят к макету дороги.)
- Сейчас мы кто? (Пешеходы.)
- Как появилось это слово? (Мы идём пешком.)
- Давайте посмотрим, что мы видим на дороге. (Дети встают вокруг макета дороги, на котором имеется транспорт: пассажирский, грузовой, транспорта специального назначения.)
(- Как одним словом можно назвать транспорт, который мы видим на дороге. (Автомобили.)
- На какие группы можно разделить все автомобили? (Грузовые, пассажирские, автомобили специального назначения.)
- Почему они так называются: пассажирский транспорт. (Ответы.)
- Грузовой транспорт? (Ответы.)
- Транспорт специального назначения? (Ответы.)
Как называется человек, который управляет автомобилем? (Водитель.)
- Правильно. Что может произойти, если водитель не будет соблюдать правила дорожного движения? (Может произойти авария.)
- На улице много машин и пешеходу не долго и растеряться.
Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (Дети высказывают свои варианты.)
- Вот это правило - проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.
- Для чего машинам широкие дороги? (Машины большие, ездят быстро.)
- А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в безопасности.
- А если мы в деревне, там нет тротуаров, как быть? (Ответы детей.)
- Здесь наше правило звучит немного по-другому: дорога – для машин, обочина – для пешеходов. (Край дороги.)
- Но на улицах города, идя по тротуару, иногда придется сойти с тротуара. Как вы думаете почему? (Чтобы перейти улицу.)
- А можно ли где попало переходить улицу? (Можно переходить только по зебре.)
- Где еще можно переходить улицу? (По подземному переходу и надземному переходу.)
3.Упражнение «Мы - пешеходы»
Вот мы подошли к зебре, можно ли сразу переходить улицу? (Нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – машины едут оттуда, потом на право. Если машин нет - тогда иди. Быстро, но не беги.)
- Но бывают улицы, где машин очень много - можно так стоять и до вечера. Что нам поможет на таких улицах? (Светофор.)
4. Упражнение «Собери светофор»
- На столах лежат кружочки. Ребята, я предлагаю собрать светофор из кружочков. (Проверяю.)
Задание выполнили правильно, поэтому и мой светофор открылся.
- Каких цветов глаза у светофора? (красного, желтого, зеленого цвета). А вы знаете, почему выбраны именно эти цвета? (Такие цвета для светофора выбраны не случайно. Красный цвет напоминает об опасности.
Водитель издалека, видит желтый цвет и сбавляет скорость. И мы, должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам.)
5. - Давайте вспомним стихотворение про светофор.
Заучи закон простой:
Цвет зеленый –
Проходи!
Желтый –
Малость погоди.
Ну, а если красный –
Стой, дружок!
Опасно!
6. Малоподвижная игра «Кто самый внимательный»
- Поиграем со светофором? Я буду показывать разные цвета сигнала светофора, а вы выполняйте следующие движения: зелёный свет – топаем ногами, жёлтый – хлопаем в ладоши, красный – не двигаемся.
7. Игровая ситуация «Расскажи Незнайке про дорожный знак»
Появляется Незнайка.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, Незнайка.
- Может вы мне скажете, зачем эти кружочки, квадратики, треугольники на палках нужны на дороге?
- Незнайка, это дорожные знаки. И ребята сейчас расскажут, зачем нужны дорожные знаки и что они обозначают. Послушай, Незнайка.
(Дети походят к столу с дорожными знаками, берут по одному, говорят, как называется знак и о чём он говорит.)
Знак – «Пешеходная дорожка»
Он означает, что в этом месте разрешается движение только пешеходам.
Знак - «Дети»
Он предупреждает водителей о том, что поблизости могут быть дети, нужно быть внимательным и осторожным. Такой знак находится возле школ, детских садов.
Это знак – «Движение пешеходов запрещено»
Этот знак сообщает пешеходам, что в этом месте находиться пешеходам нельзя.
«Дорожные работы»
Этот знак предупреждает, что на этом участке дороги идут дорожные работы, нужно быть внимательным и осторожным.
- Очень интересно.
- А ещё Незнайка, дорожные знаки можно разделить на группы. Ребята, расскажите Незнайке на какие группы можно разделить дорожные знаки?
(Запрещающие, предупреждающие, разрешающие, информационные.)
- Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что кружочки, квадратики, треугольники на палках – это дорожные знаки, и они помогают при передвижении по улицам пешеходам и водителям.
- До свиданья, ребята.
- До свиданья Незнайка. Если у тебя возникнут вопросы, то приходи ещё к нам. Наши дети всегда тебе помогут.
8. Физкультминутка «Мы – шоферы!»
- А теперь, ребята, предлагаю пройти на палас. Давайте поиграем в игру «Мы – шоферы!» (дети должны показывать движения).
«Едем, едем на машине, (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли («дворники»)
Вправо, влево чистота! Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
9. Дидактическая игра «Отгадай загадки»
- Ребята у меня есть ещё один важный предмет. Что это? (Жезл.)
Для кого он нужен? (Ответы детей.)
- Поиграем? (Ответы детей.) У кого в руках жезл-тот загадает загадку, а мы постараемся отгадать. (Дети друг другу загадывают загадки.)
1. У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.
Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (Светофор.)
2. Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус.)
3. Коль бензину дашь напиться,
Вмиг помчится колесница. (Автомобиль.)
4. Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,
Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус.)
5. Две дорожки так узки, две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай.)
6. Я в любое время года и в любую непогоду
Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро.)
7. Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком
Они перевозят различные грузы -
Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики.)
8. Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.
Этот конь не ест овса.
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
- Какие вы умницы, отгадали все загадки.
10. Игровое упражнение по картинкам «Кто неправильно поступает»
- Ребята, я принесла картины. Внимательно посмотрите и скажите, кто неправильно поступает?
- Мама с дочкой выходит из автобуса и обходят автобус спереди.
- Дети катаются на самокате по проезжей части.
- Мальчики играют в мяч на проезжей части.
- Молодцы!
11. Дидактическая игра с мячом
Кто получит мяч, тот отвечает и возвращает мяч обратно.
- По дороге кто идет? Пешеход.
- Кто машину ведет? Водитель.
- Сколько глаз у светофора? Три глаза.
- Если красный “глаз” горит, то о чем он говорит? Подожди.
- Если зеленый “глаз” горит, то о чем он говорит? Можете идти.
- Идут наши ножки по какой дорожке? По пешеходной дорожке.
- Где мы ждем автобус? На остановке.
- Где играем в прятки? На детской площадке.
- На каком месте нужно переходить дорогу? На пешеходном переходе.
- Какие помощники есть у водителей и пешеходов? Дорожные знаки.
- С какой стороны нужно обходить автобус? Сзади.
- Здорово! На все вопросы ответили правильно.
10. Обобщение
- Итак, ребята у дорог и улиц есть свои строгие законы, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам- это правила дорожного движения. Выходя на улицу с кем-то из взрослых, проверяйте себя: хорошо ли вы знаете правила. И если что-то забыли, спрашивайте у взрослых.
- А теперь я предлагаю выбрать смайлики, которые лежат на столе: Если занятие понравилось - весёлый смайлик. Если не понравилось - грустный смайлик.
Использованные источники:
1. Стихи про светофор - подборка стихотворений о правилах дорожного движения https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-svetofor.html
2. Физкультминутка «Мы шофёры» https://infourok.ru/fizminutka-mi-shoferi-dlya-detey-let-2706211.html
3. Загадки про правила дорожного движения для детей https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-pdd-dlya-detej-42-luchshix.html
Читайте также |
---|
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...
Дошкольник и компьютерная игра
Дошкольник и компьютерная игра В современном мире процесс формирования общества подразумевает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Его применение способствует увеличению...
Конспект НОД безопасность по мотивам сказки: «Кошкин дом»
Конспект НОД безопасность по мотивам сказки «Кошкин дом» Старший дошкольный возраст 4-6 лет Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие Тема: «Безопасность...