План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Моя малая родина. Знакомство с гербом города Сызрань»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Цель:

Продолжать формировать элементарные представление детей о малой Родине – Сызрань на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями города.

Задачи:

Познавательное развитие:

- дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство

- расширять и углублять представления о родном городе

- познакомить с элементарными сведениями истории происхождения государственного герба нашего города Сызрань.

- сформировать начальные представления о символическом значении изображений на гербе.

- сформировать элементарные представления о существовании различных видов гербов, о символическом значении цветов и изображений на гербах.

- учить узнавать герб среди других гербов.

Речевое развитие:

- развивать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами;

- активизация словаря: государство, символика, знак, герб, достопримечательности

- развивать память, внимание, сообразительность, мышление

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родной край.

- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

- формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к сверстникам, самому себе.

Физическое развитие:

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Предварительная работа:

Беседы о городе Сызрань, о его возникновении. Рассматривание и чтение детям художественной литературы о городе, заучивание стихов.

Рассматривание фотографий, слайдов, открыток; города Сызрани, Самары.

Экскурсия в краеведческий музей.

Составление альбома «Мой город».

Аппликация «Дом, в котором я живу».

Рисование на тему «Моя малая Родина»; «Край, в котором я живу».

Методы и приёмы, используемые в НОД:

Практические: обследование, игровые упражнения, д/и, динамическая пауза, самостоятельная работа.

Наглядные: рассматривание, герба городов Самара, Сызрань и герба РФ, презентация слайдов и иллюстраций города.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, вопросы- ответы.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с видами старого города и нового, фотографии достопримечательностей города.

изображения гербов РФ, Самары и Сызрани.

Разрезные картинки герба Сызрани, Самары, РФ, состоящее из 4-8 фрагментов (в конвертах на каждого ребенка); аудиозапись песня о Сызрани «Сызранец - Город Сызрань», стихотворение о Сызрани, компьютер, проектор, экран, презентация со слайдами; лепестки разных цветов по количеству детей.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза
Цель: снятие напряжения, восстановление умственной работоспособности детей, умение сочетать слово с движением.
Игровая Дид. игра «Сложи герб из фрагментов»
Цель: развивать внимание, память, умение из частей собирать целое.
Игра «Узнай наш герб»
Цель: развивать память, наблюдательность.
Познавательно- исследовательская Рассматривание гербов РФ, Самары и Сызрани
Цель: обогащать познавательный интерес, развивать умение наблюдать, сравнивать, задавать и отвечать на вопросы, делать выводы и устанавливать причинно-следственную связь.
Коммуникативная Мини викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Цель: расширить и углубить знания о городе; стимулировать активность детей, побуждать их с сближению друг с другом, окружающими взрослыми
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения Е. Асксельрод “Наш дом”, стихи о Сызрани
Цель: знакомить с книжной культурой, детской литературой; развивать понимание на слух текстов разных жанров детской литературы
Музыкальная Прослушивание отрывка из песни «Город Сызрань» Цель: воспитывать любовь и интерес к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент.
Воспитатель рассказывает детям о том, что такое Родина. Как называется наша Родина?
Чтение стихотворения о нашей стране
«Наш дом»:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям.
Дети слушают рассказ и стихотворение воспитателя,
Рассматривают Россию на карте мира.
Создан положительный настрой, активизировано стремление к общению.
2. Основная часть
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение
На этой большой планете
В огромной такой стране. Есть город один на свете, которой, так дорог мне! Город, где я родился, Город, где я живу! Город любимый мой Город мой Сызрань зову!
Город Сызрань – это наша малая Родина.
Показ: Слайд №2 (фотография города)
Дети прослушивают стихотворение о родном городе, смотрят слайд Сформировано представление о том, что такое малая Родина.
3. Воспитатель предлагает поиграть в мини викторину «Знаешь ли ты свой город?»
Как называется наш город? А как называют жителей города Сызрани? Какие достопримечательности есть в нашем городе?
(Изображения города Сызрани выводятся на экран слайд №3, 4,5,6,7,8)
- Как называется главная улица города?
-Как называется улица, на которой ты живёшь? А ты?
- Какие парки вы знаете?
- На какой улице находится наш детский сад?
- На какой реке стоит наш город?
- Кто основатель нашего города?
- Самые знаменательные праздники нашего города?
Дети играют в игру, отвечают на вопросы с помощью слайдов Расширены и углублены представления о родном городе.
Сформированы умения отвечать на вопросы полными ответами
4. Воспитатель приглашает детей на динамическую паузу:
Один, два, три, четыре, пять
В город выйду погулять
Вдоль по улице иду,
Во все стороны смотрю.
Этот дом - одноэтажный
Этот дом - он двухэтажный
А вот этот трехэтажный
Этот дом - он самый важный
Он у нас пятиэтажный
Как красиво всё кругом
В моём городе родном!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом Созданы условия для снятия напряжения, восстановления умственной работоспособности детей, умения сочетать слово с движением.
5. Воспитатель рассказывает детям о том, что каждая страна и каждый город имеют свои отличительные знаки герб, флаг, гимн.
Показ слайда №9 (герб РФ)
Рассказ воспитателя: Это герб. Что такое герб, откуда он появился и для чего нужен, я сегодня вам расскажу.
Герб - это отличительный знак страны. Слово " герб" в переводе означает "наследство". В нём отражена история.
Ведь каждый герб – это своеобразная шкатулка с секретом: если подобрать к ней ключик, можно узнать массу нового и интересного о том, где живёшь, выяснить, чем занимались люди, основавшие когда-то это поселение. Герб каждого города может рассказать историю, предание, легенду о событии, произошедшем в давние годы; поведает он и об основной «профессии» самого населённого пункта. Эта маленькая ёмкая картинка поможет узнать и о природе, окружающей город; об особенностях местоположения, достопримечательностях и основных занятиях горожан.
На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны.
- Если на гербе изображена рыба, что это могло обозначать? (ответы детей) Да, это означало, что народ в этой стране или городе занимается рыболовством. Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный.
Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал рыцарей от копья и меча. Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с закруглёнными углами. (показать на картинке)
Воспитатель предлагает рассмотреть герб РФ и рассказывает значение символов на нем.
Слушают рассказ воспитателя
Рассматривают слайд с изображением герба РФ
Сформированы знания об отличительных знаках стран и городов.
Сформированы начальные представления о символическом значении цветов и изображений на гербах.
Активизирован словарь: государство, символика, знак, герб.
Сформированы первоначальные знания о гербе РФ
6. Воспитатель предлагает детям рассмотреть герб города Самары
Слайд №10
Рассказ воспитателя о истории герба и его символах.
Слушают рассказ, рассматривают герб на слайде Сформированы первоначальные знания о гербе Самары
7. Воспитатель предлагает детям послушать историю герба родного города Сызрань, сопровождая показом слайдов №11,12, рассмотреть его, узнать, что означают символы, изображенные на гербе. Показ слайда №13 –современный герб Слушают рассказ, рассматривают герб на слайдах Сформированы первоначальные сведения об истории происхождения герба Сызрани
8. Воспитатель предлагает детям музыкальную паузу.
Давайте послушаем песню о нашем любимом городе.
Звучит отрывок песни «Город Сызрань»:

Есть на Волге-реке городок небольшой,
Пусть на карте почти не заметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен!

Здесь живут простые люди, 
Здесь живут мои друзья,
Есть на Волге город Сызрань,
Это родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь, 
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!
Слушают песню Созданы условия для развития эмоциональной отзывчивости и восприимчивости музыкального произведения
9. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сложи герб из фрагментов».
- Сейчас вы разделитесь на три команды, пройдите к столам и соберите гербы из разрезанных картинок. Каждая команда собирает свой герб (РФ, Самары, Сызрани)
Играют в игру, собирают изображение герба из разрезных частей Созданы условия для развития внимания, памяти, умения из частей собирать целое.
Созданы условия для развития доброжелательных взаимоотношения между детьми.
10. Воспитатель предлагает детям провести игру «Узнай наш герб»
Показ слайда № 14 (гербы разных городов)
Играют в игру, находят свой герб среди других Созданы условия для развития памяти, внимания, наблюдательности; умения узнавать свой герб среди других
11. Воспитатель предлагает детям: пусть каждый возьмёт по - одному лепестку и из этих лепестков надо выложить цветы, но прежде чем положить лепесток надо что-то пожелать нашему городу.
Воспитатель: Пусть наш город с каждым годом становится таким красивым, ярким, радужным, как наш цветок, чтобы жителям нашего города здесь хотелось жить, работать и растить детей.
Твои поля близки мне очень
И неба синь я так люблю.
За все, что есть в тебе, родная,
За все тебя благодарю!
«Приезжайте, в гости зовем,
Вместе песню мы запоем,
Обойдем наш город родной
Хорошо же у нас тобой!
У нас в Сызрани мы рады друзьям,
Почет, уваженье желанным гостям.
У нас кто в Сызрани раз побывал
Во век не забудет наш славный край».
«Кто в Сызрани не бывал,
Очень многое потерял!»
Сызрань наша хороша!
Берут лепестки, выкладывают цветы с пожеланиями городу
Слушают стихотворение о Сызрани
Созданы условия для положительного отношения к окружающему миру, к сверстникам, самому себе
12. Заключительная часть
Рефлексия
Вот мы с вами познакомились с символом нашего города и нашей страны – герб.
Где можно встретить изображение герба?
Что нового узнали?
Что понравилось больше всего?
Воспитатель в завершении говорит сказать такую народную мудрость:
«Не зная прошлого, не поймешь и настоящего»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Отвечают на вопросы воспитателя Расширены знания о родном городе, о его отличительном знаке - государственном гербе
Созданы условия для воспитания чувства гордости, любви, ответственности за родной край

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Воспитатель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Что такое Родина? Родина - значит родная, это моя страна, это мой дом, город в котором я живу, ее не выбирают, она дается человеку от рождения. Родина- это место где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется наша Родина?

Наша Родина называется Российская Федерация или просто Россия.

(Показ на карте.)

Слайд № 1

Россия- самая большая страна на свете.

Россия – тоже наша Родина. Это большая Родина. Родину мы любим и о ней много написано песен и стихотворений. Вот одно стихотворение вы сейчас послушайте

«Наш дом»:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Воспитатель: Давайте рассмотрим территорию России на карте мира и еще раз уточним название страны, показывает детям.

Дети: Россия (Российская Федерация).

Основная часть

Воспитатель: Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы послушайте, о чем оно.

На этой большой планете

В огромной такой стране

Есть город один на свете,

которой, так дорог мне!

Город, где я родился,

Город, где я живу!

Город любимый мой

Город мой Сызрань зову!

Город Сызрань – это наша малая Родина.

Слайд №2 (фотография города)

Воспитатель: Мы живем в небольшом, но красивом городе, а что вы знаете о нем?

Предлагаю вам поиграть в мини викторину «Знаешь ли ты свой город?»

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Сызрань!

Воспитатель: А как называют жителей города Сызрани?

Дети: Сызранцы!

Воспитатель: Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Изображения города Сызрани выводятся на экран слайд №3, 4,5,6,7,8.)

Дети: Парк, музеи, магазины, аптеки, библиотеки, церкви и т. д.

Воспитатель:

- Как называется главная улица города?

- Как называется улица, на которой ты живёшь? А ты?

- Какие парки вы знаете?

- На какой улице находится наш детский сад?

- На какой реке стоит наш город?

- Кто основатель нашего города?

- Самые знаменательные праздники нашего города?

(Все ответы сопровождаются показом фотографий или иллюстраций.)

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как сызранцы должны относиться к своему родному городу? (Беречь, содержать в чистоте, делать все чтобы в городе было красиво.)

Воспитатель: Молодцы, я вижу, вы хорошо знаете свой город.

А сейчас я вас приглашаю на динамическую паузу.

Один, два, три, четыре, пять

В город выйду погулять

Вдоль по улице иду,

Во все стороны смотрю.

Этот дом - одноэтажный

Этот дом - он двухэтажный

А вот этот трехэтажный

Этот дом - он самый важный

Он у нас пятиэтажный

Как красиво всё кругом

В моём городе родном!

Ребята, занимайте свои места.

Воспитатель: Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. По - другому они называются символами. Но не только страна, но и каждый город имеет свои знаки. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Слайд №9 (герб РФ).

Воспитатель: Кто знает, что это такое? Как называется это изображение? (Ответы детей.)

Воспитатель: Это герб. Что такое герб, откуда он появился и для чего нужен, я сегодня вам расскажу.

Герб - это отличительный знак страны. Слово " герб" в переводе означает "наследство". В нём отражена история.

Ведь каждый герб – это своеобразная шкатулка с секретом: если подобрать к ней ключик, можно узнать массу нового и интересного о том, где живёшь, выяснить, чем занимались люди, основавшие когда-то это поселение. Герб каждого города может рассказать историю, предание, легенду о событии, произошедшем в давние годы; поведает он и об основной «профессии» самого населённого пункта. Эта маленькая ёмкая картинка поможет узнать и о природе, окружающей город; об особенностях местоположения, достопримечательностях и основных занятиях горожан.

На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны.

- Если на гербе изображена рыба, что это могло обозначать? (ответы детей) Да, это означало, что народ в этой стране или городе занимается рыболовством. Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный.

Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал рыцарей от копья и меча. Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с закруглёнными углами. (Показать на картинке.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что изображено на гербе РФ.

Это двуглавый орел - птица смелая, гордая, которая высоко-высоко, видит все вокруг. У орла 2 головы, значит, не пропустит ни одного врага. Над орлом золотая корона, значит самый главный! В лапах символ власти - скипетр и держава, какие в старину были у русских царей.

Воспитатель: Это герб Самары.

Слайда №10.

Герб города Самара представляет собой щит лазоревого цвета. Гербовый щит в нижней средней части имеет заостренное окончание. Верхние углы герба имеют прямоугольные формы. Углы нижней части герба закругленные. На зеленой травке стоит белая дикая коза (косуля). Сверху на гербовом щите императорская золотая корона. Цвета же на гербе Самары обозначают, согласно правилам геральдики следующее:

- лазоревый цвет на гербе — величие, красоту, ясность;

- зелёный цвет герба— надежду, богатство, изобилие, свободу;

- золотой цвет герба— богатство, силу, верность, постоянство;

- серебряный (белый цвет) присутствующий на гербе— духовная чистота, нравственность.

Воспитатель: А теперь мы познакомимся с гербом нашего города Сызрань.

Я хочу немного рассказать об истории герба города.

Рассказ сопровождается показом слайдов преобразования гербов.

Слайд № 11, 12

За основу для создания герба был взят вариант утвержденный императрицей Екатериной II 22 деакбря 1780 года.В середине 19 го века герб претерпел существенные изменения. На золотом поле щита изображен разъяренный черный бык, что символизировало крупную транзитную торговлю скотом. Ежегодно в конце лета из калмыцких степей на север двигались большие стада скота. Купленный сызранскими купцами-прасолами калмыцкий скот перепродавался в центральные губернии России. Щит Сызранского герба находился в обрамлении просяных колосьев, перевитых алой лентой. Это указывало на высокие урожаи проса на территории, прилегающей к городу. В правом верхнем углу щита на лазоревом фоне изображена колонна серебряного цвета, увенчанная царской короной. Подобная колонна по геральдическим правилам говорит о том, что Сызрань входила в состав Симбирской губернии. Гербовый щит увенчан трехрожковой каменной короной.

Современный Герб города Сызрани представляет собой Французский, четырёхугольный с заострённым основанием на щите — В золотом поле на зеленой земле идущий черный бык.

слайд № 13

  • Золотой — символ богатства, интеллекта, великодушия, прочности и величия.
  • Черный — означает благоразумие, скромность, мудрость, честность, вечность бытия.
  • Зеленый — является символом изобилия, жизни и возрождения.

Воспитатель: А теперь музыкальная пауза.

Давайте послушаем песню о нашем любимом городе.

Звучит отрывок песни «Город Сызрань»:
Есть на Волге-реке городок небольшой,
Пусть на карте почти не заметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен!

Здесь живут простые люди, 
Здесь живут мои друзья,
Есть на Волге город Сызрань,
Это родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь, 
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!
Милый сердцу город Сызрань 
Моя маленькая Русь!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Сложи герб из фрагментов».

(Дети собирают картинку состоящую из 4-8 фрагментов.) 

Сейчас вы разделитесь на три команды, пройдите к столам и соберите гербы из разрезанных картинок. Каждая команда собирает свой герб (РФ, Самары, Сызрани).

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Герб города Сызрани, герб города Самары, герб России.

Воспитатель: А сейчас проведем игру «Узнай наш герб»

Показ слайда № 14 (гербы разных городов).

Воспитатель: А сейчас пусть каждый из вас возьмёт по - одному лепестку. Я предлагаю вам из этих лепестков выложить цветы, но прежде чем положить его вы должны что-то пожелать нашему городу.

(Дети говорят свои желания и кладут лепесток.)

Воспитатель: Пусть наш город с каждым годом становится таким красивым, ярким, радужным, как наш цветок, чтобы жителям нашего города здесь хотелось жить, работать и растить детей.

Твои поля близки мне очень

И неба синь я так люблю.

За все, что есть в тебе, родная,

За все тебя благодарю!

«Приезжайте, в гости зовем,

Вместе песню мы запоем,

Обойдем наш город родной

Хорошо же у нас тобой!

У нас в Сызрани мы рады друзьям,

Почет, уваженье желанным гостям.

У нас кто в Сызрани раз побывал

Во век не забудет наш славный край».

«Кто в Сызрани не бывал,

Очень многое потерял!»

Сызрань наша хороша!

Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы с вами познакомились с символом нашего города и нашей страны – герб.

Где можно встретить изображение герба?

(Герб можно встретить на флаге города.)

Воспитатель: Ребята, а что интересного мы узнали?

(Ответы детей.)

И в завершении хочу вам сказать такую народную мудрость: “Не зная прошлого, не поймешь и настоящего»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и…

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и планы на лето» Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса как средства всестороннего...

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...

Читайте также

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...