Интегрированная деятельность

«Знакомство с символикой цвета в старинной русской вышивке, значение символов узоров вышивки»

Образовательные задачи:

Раскрытие творческого потенциала детей, приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству; совершенствование навыков освоения техники вышивания

Развивающие задачи:

Развитие мелкой моторики рук; развитие цветовых ощущений, мыслительных способностей; развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям

Коррекционные задачи:

активизировать и обогащать словарный запас; упражнять в правильном образовании форм родительного и винительного падежа; упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе; согласовывать окончания существительных в предложении.

Оборудование:

Материалы к занятию: д/игра «Символы русской вышивки», подборка открыток, фотографий вышитой одежды, предметов казачьего быта, клубок красных ниток, рушник, вышитый вручную.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в «Кубанскую горницу», показывает им красный клубочек ниток: «Ребята, сегодня из страны сказок прикатился к нам старинный волшебный клубочек, он принес нам новую сказку, послушайте:

Жила на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям да лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений - из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья-искусница. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему умению. Стали они украшать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они должны были обязательно вышить полотенце, которое называлось: «рушник». Этим полотенцем украшали в доме окна, зеркало, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этом рушнике диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью. Мужские - по вороту.

Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег» от слова беречь. Помните, мы с вами читали сказку о Василисе Прекрасной и уже познакомились с этим словом, - «оберег»?

У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?

Воспитатель достает подборку иллюстраций, фотографий, открыток с изображением вышитых изделий (старинная вышивка).

Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли.

Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.

Продолжая рассматривать иллюстрации, дети выделяют повторяющиеся элементы, а воспитатель рассказывает, что они означают (используя отдельные карточки из дидактической игры «Символы русской вышивки»).

Крест, ромб, круг, квадрат - символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Женская фигурка - этот знак называется «Мать - Сырая Земля». Зигзагообразная линия - тоже линия дождя, или линия жизни. Прямая линия-прямая, светлая дорога.

Елочка - дерево жизни и добра, пожелания благополучия и счастливой жизни.

Кроме этих символов, на вышивке множество изображений зверей, птиц, о них мы будем говорить, когда вы немного подрастете. Вот сколько секретов открыл нам красный клубок - колобок. В наше время люди тоже носят вышитую одежду, правда теперь узоры самые разные, да и мало кто знает, что сами узоры что-то означают кроме украшения, а вы теперь знаете и сможете рассказать своим близким. А сейчас предлагаю поиграть.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Игра представляет собой карточки с изображением простейших символов русской вышивки. Карточки помещены в вышитый мешочек. Ребенок достает карточку, называет, что означает данный символ.

Игра служит для лучшего запоминания символов вышивки и в целом для развития памяти.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять! научились вышивать,

Отдыхать умеем тоже, руки мы на стол положим,

голову поднимем выше и легко-легко подышим.

Раз, 2, 3, 4, 5 - топаем ногами.

Раз, 2, 3, 4, 5 - хлопаем руками.

Раз, 2, 3, 4, 5 - будем вышивать опять!

- Делу - время, а потехе – час. Пришла пора заняться делом. У каждого на столе лежит карточка с изображенными элементами народной вышивки. А что еще вы видите? (ответы: игольница с иголками, нитки мулине, ножницы).

- Какие элементы изображены на карточках? (волнистая линия, крестики…)

- Давайте представим, что сейчас мы помогаем Марье – искуснице. Вместе мы вышьем свои узоры, а Марьюшка соберёт их воедино и оформит красивый рушник. (дети вышивают)

Во время работы звучат народные песни в исполнении Кубанского казачьего хора.

Подведение итогов, выставка детских работ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...

Читайте также

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год…

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год учебный год Первая смешанная дошкольная группа Цель: установление сотрудничества детского сада...