Интегрированная деятельность

«Знакомство с символикой цвета в старинной русской вышивке, значение символов узоров вышивки»

Образовательные задачи:

Раскрытие творческого потенциала детей, приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству; совершенствование навыков освоения техники вышивания

Развивающие задачи:

Развитие мелкой моторики рук; развитие цветовых ощущений, мыслительных способностей; развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям

Коррекционные задачи:

активизировать и обогащать словарный запас; упражнять в правильном образовании форм родительного и винительного падежа; упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе; согласовывать окончания существительных в предложении.

Оборудование:

Материалы к занятию: д/игра «Символы русской вышивки», подборка открыток, фотографий вышитой одежды, предметов казачьего быта, клубок красных ниток, рушник, вышитый вручную.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в «Кубанскую горницу», показывает им красный клубочек ниток: «Ребята, сегодня из страны сказок прикатился к нам старинный волшебный клубочек, он принес нам новую сказку, послушайте:

Жила на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям да лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений - из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья-искусница. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему умению. Стали они украшать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они должны были обязательно вышить полотенце, которое называлось: «рушник». Этим полотенцем украшали в доме окна, зеркало, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этом рушнике диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью. Мужские - по вороту.

Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег» от слова беречь. Помните, мы с вами читали сказку о Василисе Прекрасной и уже познакомились с этим словом, - «оберег»?

У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?

Воспитатель достает подборку иллюстраций, фотографий, открыток с изображением вышитых изделий (старинная вышивка).

Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли.

Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.

Продолжая рассматривать иллюстрации, дети выделяют повторяющиеся элементы, а воспитатель рассказывает, что они означают (используя отдельные карточки из дидактической игры «Символы русской вышивки»).

Крест, ромб, круг, квадрат - символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Женская фигурка - этот знак называется «Мать - Сырая Земля». Зигзагообразная линия - тоже линия дождя, или линия жизни. Прямая линия-прямая, светлая дорога.

Елочка - дерево жизни и добра, пожелания благополучия и счастливой жизни.

Кроме этих символов, на вышивке множество изображений зверей, птиц, о них мы будем говорить, когда вы немного подрастете. Вот сколько секретов открыл нам красный клубок - колобок. В наше время люди тоже носят вышитую одежду, правда теперь узоры самые разные, да и мало кто знает, что сами узоры что-то означают кроме украшения, а вы теперь знаете и сможете рассказать своим близким. А сейчас предлагаю поиграть.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Игра представляет собой карточки с изображением простейших символов русской вышивки. Карточки помещены в вышитый мешочек. Ребенок достает карточку, называет, что означает данный символ.

Игра служит для лучшего запоминания символов вышивки и в целом для развития памяти.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять! научились вышивать,

Отдыхать умеем тоже, руки мы на стол положим,

голову поднимем выше и легко-легко подышим.

Раз, 2, 3, 4, 5 - топаем ногами.

Раз, 2, 3, 4, 5 - хлопаем руками.

Раз, 2, 3, 4, 5 - будем вышивать опять!

- Делу - время, а потехе – час. Пришла пора заняться делом. У каждого на столе лежит карточка с изображенными элементами народной вышивки. А что еще вы видите? (ответы: игольница с иголками, нитки мулине, ножницы).

- Какие элементы изображены на карточках? (волнистая линия, крестики…)

- Давайте представим, что сейчас мы помогаем Марье – искуснице. Вместе мы вышьем свои узоры, а Марьюшка соберёт их воедино и оформит красивый рушник. (дети вышивают)

Во время работы звучат народные песни в исполнении Кубанского казачьего хора.

Подведение итогов, выставка детских работ.



Новые публикации

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного …

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности в по развитию речи в подготовительной…

Конспект организованной образовательной деятельности в по развитию речи в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну «слов»   Задачи: Учить детей образовывать причастные формы с...

Мастер-класс «Пластинки-картинки»

Мастер-класс «Пластинки-картинки»   Старые пластинки, что с ними делать? Проигрыватель сломан, а виниловые диски только занимают место в шкафу. Не спеши от...

«Давайте жить дружно!» Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации…

«Давайте жить дружно!» Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе   По возрастным нормам к концу дошкольного периода...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

Доклад из опыта работы по теме: «Развитие творческих и познавательных интересов детей 2 – 3…

Актуальность Ранний возраст - очень важная ступень в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Потребность в рисовании заложена у ребёнка на генетическом...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Родничок"       Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  « Откуда хлеб на столе » Подготовила воспитатель:...

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности»Котовой Т.В.

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности» Программное содержание: -   Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; - Воспитывать чувство самоуважения и...

Проект "В детский сад с улыбкой"

Паспорт проекта Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство