Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у осени»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная.

Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с русскими народными традициями, играми.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с русскими народными традициями, праздниками, пословицами и поговорками. Закрепить знания о приметах осени, умение различать деревья по листьям и плодам. Обогатить и активизировать словарь детей (листопад, золотая осень, грязник, мокрохвост, листобой, ветродуй, хлебник, конопатить, Покров, ярмарка, крестьяне). Закрепить умение согласовывать в речи существительные и прилагательные с числительными, а так же координировать речь с движением.

Развивающие: Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к русским народным традициям.

Предварительная работа: Во время прогулок с детьми проводится наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание листьев и плодов деревьев, рассматривание овощей и фруктов. Проведение дидактических игр «Что изменилось?», «Отгадай на ощупь», «С какой ветки детка?». Чтение художественных произведений Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Соколов-Микитов «Листопадничек», Надеждина «Где щи, там и нас ищи». Чтение русских народных пословиц, поговорок, загадок. Слушание произведения П. И. Чайковского «Октябрь». Выполнение работ по изодеятельности на осеннюю тематику.

Материал для занятия: Корзина с овощами и фруктами, набор осенних листьев и плодов деревьев, муляжи баночек с вареньем, русский народный костюм для «Хозяюшки», старинные деревянные инструменты: долото, колотушка, пакля; лента для игры; запись произведения П. И. Чайковского «Октябрь».

 

Ход занятия.

1 часть

- Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем беседовать?

- А почему вы так решили? (Ответы детей.)

- А сейчас мы с вами сядем на коврик и послушаем музыку. (Дети слушают произведение П. И. Чайковского «Октябрь».)

- Ребята, вам понравилась эта красивая музыка?

- А может кто-то из вас знает, как она называется, и какой композитор ее написал? (Ответы детей.)

- Дети, когда вы слушали эту музыку, что вы представляли? (Ответы детей.)

- А я представила, что иду по осеннему парку, а под ногами расстилается ковер из опавших листьев.

- Ребята, давайте вспомним, как в старину называли месяц октябрь. (листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, хлебник)

- А как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- Ребята, послушайте какое стихотворение, я хочу сейчас вам прочитать про осень. (Воспитатель читает стих А. С. Пушкина «Унылая пора…».)

- А кто знает, какой поэт написал это стихотворение? (Если дети затрудняются, то воспитатель сам называет автора)

- Ребята, а как поэт сказал об осени, с чем сравнил? (Ответы детей.)

- А какие стихи вы знаете про осень? (Дети читают стихи.)

- Молодцы! Замечательные стихи!

2 часть.

- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто придет к нам в гости.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень.)

Входит персонаж «Осень», здоровается с детьми. Ребята, давайте поздороваемся с Осенью.

Персонаж Осень проводит с детьми логоритмику: «Что нам осень принесла?»

- Д.: «Здравствуй, осень, здравствуй осень.

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим,

Что в подарок принесла?»

- О.: «Принесла я вам муки».

- Д.: «Значит будут пироги».

- О.: «Принесла я гречки».

- Д.: «Каша будет в печки».

- О.: «Принесла я овощей».

- Д.: «И для супа, и для щей».

- О.: «Принесла я меду».

- Д.: «Полную колоду».

- О.: «А уж яблоки, как мед».

- Д.: «На варенье и компот».

- О.: «Принесла я груши».

- Д.: «На зиму засушим»

- О.: «А дождику вы рады?»

- Д.: «Не хотим, не надо». (Дети разбегаются.)

- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Осенние листочки». (Детям раздаются вырезанные из бумаги листья клена, березы, дуба, рябины.)

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки,

Мы на веточках сидим

Ветер дунул – полетим.

Мы летали, мы летали

А потом летать устали

Перестал дуть ветерок.

Мы присели все в кружок

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(На полу разбросаны листья.)

- О.: Ребята, посмотрите, какой у нас получился осенний ковер.

- О.: Паша, с какого дерева листок, который лежит перед тобой? Как он называется? Собери все дубовые листочки. Сосчитай их. (Дети по очереди собирают листья с ковра, называют, считают и приносят Осени)

- О.: Ребята, посмотрите, что еще я вам принесла. (Показывает различные плоды деревьев и кустарников.) Расскажите, как этот плод называется и с какого он дерева.

Осень проводит д.и. «С какой ветки детка?»

- О.: Ребята, а вы любите ходить в гости? Сегодня мы побываем в гостях у Хозяюшки и узнаем чем же люди занимаются осенью. (Дети идут в комнату оформленную в стиле «Русской избы».)

3 часть.

- О.: Здравствуйте, Хозяюшка.

Бог в помощь.

- Х.: Спасибо на добром слове.

Вы знаете ребята, чем люди занимаются осенью?

(Собирают урожай, делают запасы на зиму: солят огурцы, капусту, сушат грибы, варят варенье и соки.)

Вот и моя кладовая полна – полнешенька. А как вы думаете,

Что у меня в кладовой? (показывает банки с вареньем).

Угадайте, какое варенье я наварила? (Яблочное, малиновое…)

- А вы знаете, ребята, что в старину на Руси в середине октября – 14 октября, отмечали православный праздник – Покров, когда земля уже покрывалась, где листом, а где и снежком. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка. Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера – к холодам. С Покрова крестьяне начинали конопатить свои избы (объяснить слово «конопатить», показать инструменты долото, колотушка, паклю), утепляют окна, двери, приговаривая «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром». В этот день первый раз топили печь и последний раз ходили в лес за грибами.

К Покрову дню, когда уже убрали урожай с полей, садов и огородов в деревнях играли свадьбы и начинались Покровские ярмарки, на которых народ торговал всем, что было выращено на полях, садах и огородах, устраивались гулянья с хороводами, песнями, играми. Я тоже была на ярмарке и накупила целую корзину овощей и фруктов. А где же моя корзина? Наверное, в огороде позабыла. Помогите мне ее отыскать (ребята находят корзину).

Спасибо ребята. Я для вас приготовила загадки (см. Приложение), а отгадки лежат в моей корзине (загадываю загадки про овощи и фрукты, а дети находят отгадку, показывают и называют ее). Правильно, отгадали все мои загадки и я предлагаю вам поиграть в р.н. игру «Заря – заряница». (См. Приложение.)

За то, что вы справились с моими заданиями, ответили на все вопросы, я приготовила угощение из своих запасов (дарит корзину с дарами).

4 часть (итог)

О. - Ребята, понравилось вам в гостях у Хозяюшки?

Что же вы сегодня узнали, чему научились?

Давайте поблагодарим Хозяюшку и попрощаемся с ней. (Дети прощаются и с воспитателем уходят в группу пробовать угощения.)

 

Русская народная игра «Заря- заряница»

Все идут по кругу, а водящий Заря за кругом с лентой в противоположную сторону.

Дети поют закличку:

Заря- заряница

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи непростые,

Ленты голубые.

Заря незаметно кладет одному из детей на плечо ленту. После сигнала: «Раз, два – не воронь, а лети как огонь», Заря и тот у кого лента бегут в противоположные стороны. Кто не успел занять место становится Зарей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический творческий проект для подготовительной к школе группы «Перепелочка» «Маленькие…

Педагогический творческий проект для подготовительной к школе группы «Перепелочка» «Маленькие актеры» Паспорт проекта: Вид проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный (20 марта2019 по 20.января.2020 г.). Исполнители...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Читайте также

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа НОД СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ Индивидуальная д-ть РППС 22.11.21.понедельник. 9.00.-9.25. Развитие речи 12.00.-12.25. Физкультура по...

Рождественские колядки. Для детей старшего дошкольного возраста

Рождественские колядки Для детей старшего дошкольного возраста Цель: приобщать детей к традициям праздников русского народа. Задачи: Познакомить с традициями праздника Рождество и Святки. Дать представление...

Математический коврик «Цветная мозаика»

Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...