Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое»

 

Цель: Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека (с важными достижениями первобытного человека-овладение речью, умение добывать огонь, земледелием, приручением животных, наскальной живописью;

- расширить словарный запас, введение новых слов;

Развивающие;

- развитие связной речи, словотворчество;

- развитие воображения, фантазии и логического мышления путем создания проблемной ситуации;

-развитие причинно-следственного мышления, ретроспективного взгляда на развитие человека;

Воспитывающие;

- воспитание экологической культуры;

- воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Тип занятия: Фронтальное занятие по развитию речи.

Форма занятия: Нетрадиционная (занятия - путешествия).

Продолжительность: 30 минут.

Участники: Воспитатель и дети.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Оборудование и материалы: разрезные картинки, буквы, мяч, слова для составления предложений, иллюстрации жизни и быта древних людей:

  • картинки с изображением мамонтов - 2 шт.;
  • картинки с изображением саблезубого тигра - 2 шт.;
  • изготовление орудий труда;
  • орудия труда и охоты;
  • изготовление ямы-западни для диких животных;
  • охота на мамонтов;
  • добывание огня;
  • приготовление мяса на костре;
  • выделка шкур;
  • ловля рыбы;
  • наскальная живопись;
  • кипячение воды;
  • использование острой палочки в качестве вилки.

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий о жизни первобытного человека.
2. Знакомство с животными (мамонт, саблезубый тигр), обитавшими в древние времена.
3. Просмотр мультфильмов:
- "Всемирная история. Древний человек"
- "Кот, который гулял сам по себе"
4. Изготовление костюмов и украшений древних людей.

Методы; мозговой штурм, игровые методы, метод проблемных ситуаций, метод интегрированного подхода к подаче нового материала.

 

Ход занятия

1. Организационная часть. (10 минут.)

Дело было на рассвете...
В группе нашей были дети.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел…
Рома пел,
Матвей молчал,
А Семен ногой качал.
И тут сказал ребятам Саша
- Скучно, скучно так сидеть
И на улицу глядеть.
Ведь гораздо интересней побывать в другом нам месте.

- Ребята, где бы вы хотели сейчас оказаться в прошлом или будущем?

(Ответы детей.)

- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)

Настоящее, оно какое? (счастливое, удачное, грустное)

- А как будет называться время, которое будет? (будущее)

- Как можно сказать о будущем? (неясное, таинственное, чудесное, блестящее)

- А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)

- Прошлое, оно какое? (далекое, темное, боевое, туманное, забытое)

- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя) .

- А что нам может помочь вернуться в прошлое?

- Давайте построим машину времени. Какой должна быть машина времени? Вот какие-то детали, соберите их правильно (дети собирают из разрезных картинок машину времени)

- А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с вами ждут удивительные приключения.

- Вот посмотрим мы сейчас, кто же опоздал у нас! (Дети складывают ладошки так, чтобы между ладошками получилась «дырочка», смотрят одним глазом, другим).

- Все собрались. Все на месте. Ну, тогда - в путь!

- Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово, разгадав которое мы узнаем, кто нас встретит в прошлом.

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ

2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ.

3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ.

4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО.

5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ.

6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК.

7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ.

- Какое слово у нас получилось? ЧЕЛОВЕК.

- Значит, нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые люди.

- Пора запускать Машину в ход. Занимайте места, закрывайте глаза и представьте, что наша машина отправляется в путь.

На машине мы летим, Обо всем узнать хотим.

2. Основная часть (15 минут).

Рассказ воспитателя.

- Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился.

- Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Рядом с нами заросли сладкого тростника. Вдруг из леса выходят странные существа. Посмотрите на них.

- Как они выглядят? - На кого похоже эти существа?

(высказывания детей; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну, передвигается на двух ногах) (рассуждение детей – на обезьяну и на человека).

- Вот такой, наш далекий предок, первобытный человек. Какими физическими качествами, по-вашему, обладал он человек? Рассмотрите, какое тело у него.

Дети: Сильный, смелый, ловкий и т.д.

Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. А для чего древнему человеку надо было быть таким сильным, смелым, ловким?

Дети: Охотиться, убегать от хищников и т.п.

- Как вы думаете, физические качества современных людей изменились? Почему?

Дети: Не надо охотиться, убегать от хищников.

- А какими качествами обладает ваше тело, насколько вы физически развиты?

Физминутка

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

 Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

 Ножки могут быстро бегать.

 Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко

 Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом.

Воспитатель: Посмотрите, во что был одет древний человек? А почему у него такая необычная одежда? Тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадался, зачем ему шкура? Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? Первобытные люди собирали в лесу корешки растений, семена, разные грибы и ягоды, охотился на диких животных. Как согревались древние люди? (добывали огонь) Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Однако если огонь не поддерживать, то он быстро погаснет.
- Ребята, что нужно делать, что бы огонь не погас? (чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр). - Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?
Прошло много веков, прежде чем человек овладел этим искусством. Обрабатывая дерево, люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. Вот так человек овладел огнём и научился его добывать. Как это ни

странно, самый древний способ добывания огня сохранился до нашего времени. Первобытные люди добывали огонь трением одной деревянной палочки о другую. Мы тоже добываем огонь трением - спички о коробок. Но разница есть, и очень большая. Зажечь спичку дело одного мгновения, а чтобы зажечь кусок дерева даже очень сухого, нужно повозиться минут пять, а то и больше. Да и уметь надо. Спичку всякий зажжет, а попробуйте добыть огонь по первобытному способу. Попробуем и мы.

Физкультминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.

- Как вы думаете, где, в чем жили первобытные люди? Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? Давайте посмотрим, где же чаще всего селились наши предки. Там, где были горы, люди, жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных. Из каких еще материалов можно строить дома? (Из кирпича, блоков, камня, стекла и т.д.)
— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)
— Из кирпича?
— Из блоков?
— Из панелей?
— Из камня?
— Из бумаги?
— Из стекла?
— Из песка?
— Из глины?

- В те далёкие времена на земле водились мамонты. На какого зверя похож мамонт? А чем мамонт отличается от слона? А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени). Как вы думаете, почему охотились сообща? Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно. 

- Итак, Человек жил не один, а среди других людей. Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать других?

(Рассуждение детей.)

- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом. (Дети показывают.)

- Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень неудобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова. Так возник язык, возникла речь. Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков.

 – Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным.

- Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов.

Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.)

 Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем.)

 Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.)

 Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Давайте покажем, как мы владеем речью. (Проводится игра: «Полслова за вами».

- Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. (Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.)

- Следующее задание называется «Живое предложение». Слова из предложений перепутались. Давайте поставим их на место.

Замок, на, стоит, горе, высокой.

Дверь, замок, крепкий, висит, на.

Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

«Игра с мячом»

- Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - …            сухой - …        печаль - …            быстро - …

Сладкий - …         плохой - …      утро - …               большой - …

Светло - …           смелый - …      ночь - …               тихо - …

День - …              молодой - …     весело - …           начало - …

Жадный - …         сытый - …        больной - …         старый - …

Сильный - …         жарко - …       чёрствый - …       и др.

- Есть такие упражнения, которые помогают упражняться в произношении? (скороговорки, чистоговорки). « Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук». « Ехал грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап-цап». «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! ». Молодцы!

- Посмотрите на картинки. Кто изображен? (первобытный человек и современный человек) Сравните их.

3. Заключительная часть (5 минут).

- Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ, а люди первобытными.

- На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша машина времени отправляется назад в наше время. И мы снова окажемся мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.

Итак, как назывались люди, в которых мы с вами превращались (ПЕРВОБЫТНЫЕ)

- Во что они одевались?

- Что ели?

- На кого охотились?

- А где жили?

- Как добывали огонь?

- Хотели бы вы пожить в те времена?

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что больше всего запомнилось?

В следующий раз мы обязательно посетим людей прошлого и узнаем, чему же они еще научились.

 

Литература.

1. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред. К.Ю.белой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64с. - (Программа развития.)
2. Блинова Г.М. Ползнавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с. (Вместе с детьми.)
3. Энциклопедия знатока. Первобытный человек. - М.: "Махаон", 2007г.
4. Детский журнал "Ледниковый период. Коллекция животных" № 1, № 3, № 10, № 13.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...

Читайте также

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка»

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка» Цель: Закрепление пройденного материала за год. Задачи: - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры; - закрепить...

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Шарфик. Коллективная работа

Шарфик. Коллективная работа