Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Дорожная грамота»

 

Цель: систематизировать имеющиеся знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с работой инспектора безопасности дорожного движения, объяснить значение его жестов;

- Закреплять знания о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Место остановки», «Дети», «Въезд запрещён»;

- Побуждать отвечать на вопросы полно, обстоятельно;

- Обогащать словарный запас детей

- Создать условия для отгадывания загадок о дорожных знаках для самостоятельного поиска ответа по картинке.

Развивающие:

- Развивать представления детей об улице города;

- Стимулировать диалогическую речь;

- Развивать интеллектуальные функции (мышления, память).

Воспитательные:

- Создать условия для развития умения детей взаимодействовать со сверстниками, воспитателем;

- Стимулировать интерес у детей к правилам дорожного движения, двигательной активности.

Словарная работа: (инструктор, регулировщик).

Методы и приемы: Наглядный, словесный.

Материалы и оборудование: макет улицы настольный, дорожные знаки, транспорт разного вида, фигурки- люди, картинки- дорожные знаки, иллюстрация с изображением регулировщика, кепка, жилет, жезл инспектора безопасности дорожного движения, сумка женская).

Структура занятия:

I. Вводная – 3 мин.

II. Основная –15 мин.

III. Заключительная – 7 мин.

 

Ход занятия

Воспитатель встречает детей.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Ивановна. А вас как ? (Дети по очереди называют свои имена)

- Приятно познакомиться. Воспитатель демонстрирует кепку инспектора ГИБДД

- Как вы думаете, что – это за головной прибор, кому принадлежит? (Ответ детей кепка полицейского)

Воспитатель демонстрирует жилет инспектора ГИБДД

- А эта вещь как называется? Кому предназначается? (Ответ детей жилет полицейского.) Воспитатель одевает на себя кепку и жилет.

- Да, действительно это форма полицейского, а точнее инспектора ГИБДД.

- Сегодня я буду инспектором ГИБДД.

- Инспектор ГИБДД следит за соблюдением правил дорожного движения водителей и пешеходов, проводит беседы с детьми о правилах дорожного движения. Для того чтобы дети знали как правильно себя вести на дороге. Для обучения инспектор ГИБДД использует макет улицы.

Воспитатель приглашает детей пройти к столу, где расположен макет улицы

Работа с макетом

- Посмотрите внимательно, скажите, что вы видите на макете? (Ответ детей дома, дорогу, деревья.)

- На макете расставлены не только дома, назовите какие вы видите здания?

(Ответ детей: магазин, почта, театр, детский сад, остановка и т.д. если дети затрудняются, воспитатель помогает при помощи наводящих вопросов.)

- Как называется место, где люди ожидают общественный транспорт?

- Куда вы ходите с родителями за продуктами? И т.д.

- Чего не хватает на макете?

(Ответы детей: людей, транспорта, дорожных знаков.)

- Если людям необходимо перейти на другую сторону улицы, где они могут это сделать?

- Где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу? (Ответ детей: по пешеходному переходу.)

- Покажите, где находится пешеходный переход на макете, как его изображают на дороге? (Ответ детей: белыми полосками.)

- Что это за дорожки вдоль улицы? Воспитатель показывает на макет где расположены тротуары. Воспитатель выслушивает ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель задаёт другой вопрос:

- Место, где ходят люди, как называется?

- Тротуаром, люди передвигаются по тротуарам. Воспитатель проговаривает слово со всеми детьми.

- Что нужно сделать человеку, прежде чем сойти с тротуара?

- Как правильно нужно переходить дорогу? (Ответ детей: посмотреть налево, направо убедиться, что нет машин, дойти до середины дороги и снова посмотреть налево, направо и перейти дорогу.)

Воспитатель хвалит детей и предлагает расставить фигурки- людей на макет. Дети достают фигурки - людей из коробки и расставляют их на макете. Если дети неверно расставили фигурки - людей, воспитатель обговаривает с детьми, где люди передвигаются и переходят дорогу. Если верно хвалит детей.

- Вы сказали, что на макете не хватает машин, машины, где движутся?

(Ответ детей: по дороге.)

- Эта дорога называется проезжей, проезжая часть дороги. Воспитатель с детьми проговаривает словосочетание.

- Посмотрите на дорогу, кто из вас знает, как называется эта белая линия на проезжей части дороги? Воспитатель показывает на разделительную полосу. Выслушивает ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель задаёт другой вопрос:

- Транспорт движется в одну сторону? (Ответ детей: в разные.)

- Верно.

- Белая линия на проезжей части дороги называется разделительная, предназначается для движения транспорта в разных направлениях, друг за другом.

Воспитатель предлагает расставить транспорт на макете. Дети достают из коробки транспорт и расставляют его на макете. Если дети не верно расставили транспорт, воспитатель обговаривает с детьми, где и как движется, для чего необходима разделительная линия. Если верно хвалит детей.

- Сколько много транспорта на проезжей части, назовите какой транспорт, вы расставили, что это за автомобиль? (Воспитатель показывает на пожарную машину.)

- Кто из вас знает, как называется?

(Ответ детей: пожарная машина.)

- Куда она поехала? Аналогично проводится беседа с другим транспортом, дети называют весь транспорт какой расставили на макете (Автобус, маршрутное такси и т. д.)

- Какая получилась у вас оживлённая улица.

- Как называют человека, который управляет автомобилем?

(Ответ детей: водитель.)

- Как называют человека идущего по тротуару, переходящего проезжую часть дороги по пешеходному переходу?

(Ответ детей: пешеходом.)

Воспитатель хвалит детей.

- Ребята чего ещё не хватает на макете?

- Как водителям узнать какова дорога, как можно ехать, пешеходам, где переходить дорогу, в каком месте ожидать общественный транспорт? Что разрешается, и чего нельзя делать водителям и пешеходам.

(Ответ детей: знаки.)

- Эти знаки находятся на дороге? Как они называются?

(Ответ детей: дорожные.)

- Совершенно верно дорожные знаки.

Воспитатель предлагает расставить на макете дорожные знаки. Воспитатель рассматривает дорожные знаки вместе с детьми.

«Пешеходный переход»

- Что это за дорожный знак? Что изображено на этом знаке? Как называется? Кому нужен этот дорожный знак? О чём он сообщает пешеходу? Водителю? О чём предупреждает водителя?

Если дети правильно установили дорожный знак, воспитатель хвалит, если нет, рассказывает о дорожном знаке и показывает где его нужно установить. Проводится аналогичная работа с дорожными знаками «Место остановки автобуса», «Дети». Воспитатель задаёт вопросы о назначении дорожных знаков. Выслушивает высказывания детей, если ребята затрудняются или не могут рассказать о дорожном знаке, воспитатель подводит их к ответу, но не даёт готовый ответ за дошкольников.

Воспитатель показывает на светофор.

- Это что за дорожное устройство? Как называется? На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? Красный свет, о чём нам говорит? А жёлтый?

- Бывает так, что светофор выходит из строя, ломается, и его заменяет полицейский - регулировщик он заменяет светофор. Воспитатель на макет выставляет фигурку регулировщика.

- В своей работе регулировщик использует вот такой предмет. Воспитатель демонстрирует жезл регулировщика.

- Движение тела и рук регулировщика с жезлом обозначают сигналы светофора. Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр.

- Рука регулировщика, поднятая вверх означает движение пешеходов запрещено. - - - Это красный сигнал светофора.

- Поднял регулировщик жезл вверх перед собой – внимание! Можно считать на светофоре зажёгся жёлтый свет.

- Регулировщик повернулся к вам боком, руки опустил вниз или развёл в стороны. Вот теперь можно переходить дорогу. Что соответствует зелёному сигналу светофора.

- Ребята я предлагаю стать вам регулировщиками и подвигаться. Подходите ко мне и повторяйте за мной.

Физкультминутка «Постовой»

Постовой стоит упрямый Дети шагают на месте

Людям машет: Не ходи! Движения правой рукой вверх

Здесь машины едут прямо Руки перед собой

Пешеход, ты погоди! Рука правая вверх

Посмотрите, улыбнулся Руки на пояс

Приглашает нас идти. Повернуться боком, развести руки в стороны

Вы машины, не спешите Хлопки руками

Пешеходов пропустите! Прыжки на месте

Ребята вам понравилось быть регулировщиками, мы отлично с вами подвигались, правда?

- Вы умеете отгадывать загадки? Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр. Дети с воспитателем размещаются на ковре.

- Я буду вам загадывать загадки, а ответы на них выберите из предложенных картинок. Воспитатель выкладывает на ковёр картинки с изображением дорожных знаков «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети»

Воспитатель загадывает загадки:

На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(«Пешеходный переход».)

Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего- то постоянно.
Кто- то сидя, кто- то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса.)

Затихают все моторы 
И внимательны шоферы 
Если знаки говорят: 

«Близко школа, детский сад».

(Дети.) 

После ответа детей и выбора картинок дорожных знаков воспитатель задаёт детям вопрос:

- Подумайте, если не будет на дороге дорожного знака «Пешеходный переход», что может произойти? Воспитатель выслушивает предположения детей побуждает к размышлению.

- Что вы будете делать, чтобы перейти дорогу? Где можно будет перейти дорогу?

- Как можно безопасно перейти дорогу?

- Ребята вы все молодцы, вы отлично знаете правила дорожного движения, вы хорошо разбираетесь в дорожных знаках. Мы интересно провели время. Вам понравился макет улицы, который я принесла с собой? (Какие предметы вы на макете расставляли? что рассматривали?) Интересно было отгадывать загадки? А про какой дорожный знак вам понравилась больше всего загадка? Спасибо вам за гостеприимство. До свидания, ребята.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для…

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы Введение Шумят деревья за моим окном.Для нас они —...

НОД: «Варим компот»

НОД: «Варим компот»Тема недели: «Осенняя пора! Урожай у нас хорош!» Направления развития: художественно-эстетическое развитие дошкольников. Возраст детей: 3 - 4 года. Время проведения:...

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Читайте также

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке» (Первая младшая группа) Цель: формирование умения узнавать и называть домашнее животное, выделяя характерные особенности: пушистый...

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям...