Интегрированное занятие в разновозрастной группе по экологии «То берёзка, то рябина…»

 

Цель: закрепление и обобщение представления детей о деревьях: берёзе и рябине, их сходстве и отличии друг от друга.

Программные задачи для детей 5-6 лет:

- способствовать развитию умения сравнивать, называть сходства и отличия;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства от общения с природой, помочь осознать детям, что они могут принять посильное участие в охране деревьев, выполняя определённые правила поведения;

-расширить знания детей о берёзе, как символе России. Закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого. Активизировать словарь детей (кудрявая, белоствольная берёза, золотые косы).

Программные задачи для детей 4-5 лет:

- способствовать закреплению знаний детей о деревьях, их строении;

- развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе с приходом другого времени года: осени;

- воспитывать интерес к миру природы.

Предварительная работа: рассказ и беседы о деревьях на занятиях по экологии и окружающему миру. Прослушивание песен: «То берёза, то рябина…», «Что стоишь качаясь…». Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Передышка», Геннадий Снегирёв «Рассказ о берёзе», рассказывание легенды о рябине, стихотворений Есенина, Вяземского. Рассматривание картин: Грабарь «Рябинка», «Осень. Рябины и берёзы», Куинджи «Берёзовая роща».

Методические приёмы: беседа-диалог, физ.минутка «станем мы деревьями», сравнение, обобщение, рисование.

Оборудование: проектор, экран для проектирования, указка, веточки с деревьев, сухие листья березы, рябины, клена, дуба, осины, спилы деревьев, банный березовый веник, метелка из веток березы, березовый сок, древесина, чай из березовых листьев, рябиновые бусы, лекарства из рябиновых ягод, рябиновое варенье, ватман с заготовками веток березы и рябины, гуашь красная, зеленая, желтая, оранжевая, палитры, кисти для рисования, доска для рисования, мольберт для демонстрации, влажные салфетки, емкости для воды, бумажные пакеты для демонстрации мусора, панно лес или искусственные елки.

 

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются.

Воспитатель: – Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: А почему вы так решили? (Ответы детей.)

Молодцы, вы правильно все мне сказали. А знаете, ребята, когда я шла сегодня на работу то мне очень понравились две веточки, и я решила взять их с собою. Посмотрите и угадайте, какое деревце мне свою веточку подарило? Вы знаете это дерево, у него белый ствол и оно растет только в России? Как оно называется?

Дети. Береза.

Воспитатель. Правильно. Ставит ветку березы в вазу на стол.

А теперь посмотрите, с какого дерева эта веточка?

Дети: Рябина.

Воспитатель: Почему вы так решили? (Ответы детей.) Молодцы, правильно.

Дети садятся на стульчики перед проектором у экрана.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к берёзке и к рябине. Часто эти два деревца растут рядом, подчёркивая красоту друг друга. Особенно красивы эти два дерева сейчас.

Воспитатель: –Как же меняется берёза с приходом осени?

Дети: – Листья становятся жёлтыми.

Воспитатель: – Да, и кажется будто берёза одела золотой наряд. А рябина?

Ответы детей: – Листья на ней краснеют. Листья становятся оранжёвыми.

Воспитатель: – В отличии от берёзы, рябина надевает более тёмный наряд.

Посмотреть слайды осенних деревьев.

Ребята, о каком дереве я сейчас загадаю загадку?

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Дети: – Береза

Воспитатель: – Верно. Как вы догадались?

Дети: – по слову «белоствольная» у берёзы белый ствол, по слову «серёжки» весной у берёзы появляются серёжки.

Воспитатель: – Какие вы молодцы! Всё правильно! А ещё как мы можем сказать, какая берёза?

Подвести детей к ответам: стройная, кудрявая, белая, изящная, её называют «русская красавица», светлая, нежная, у неё золотые косы.

А теперь послушайте другую загадку

Я смотрю в свое окно,

Вижу дерево одно.

Гроздья красные висят,

Птички скушать их хотят.

Дети: – рябина.

Воспитатель: – Конечно! А по каким словам вы догадались?

Дети: – «гроздья красные» у рябины гроздья ягод, птички прилетают зимой её кушать.

Воспитатель: – Опишите мне рябину, какая она?

Ответы детей: – Тонкая, гибкая, кудрявая, красная.

Воспитатель: – Теперь давайте посмотрит внимательно на два этих дерева и скажем, что же у них общего? Чем они похожи друг на друга?

Дети млад. возраста. – У них есть ствол, ветви, листья.

Воспитатель: – А ветви и листья что образуют?

Дети – крону.

Воспитатель: – А под землёй, что дерево прячет?

Дети: – корни.

Подвести ребенка к экрану для показа частей дерева, показать на двух изображениях деревьев по очереди ствол, крону, ветви, корни.

Воспитатель – А теперь давайте назовём отличия. Сначала сравним ствол у деревьев. Чем он покрыт? И как различается?

Дети старшего возраста: – корой. У берёзы кора белая с чёрными полосками, а у рябины кора серая.

Воспитатель: – А по толщине?

Дети: – у берёзы ствол толстый, а у рябины тонкий.

Воспитатель: – А ствол берёзы. Кора у неё какая?

Ответы детей.

Продемонстрировать детям спилы деревьев и дать им потрогать их.

Воспитатель: – кора шершавая, с глубокими чёрными трещинами и только на верху береста гладкая, нежная. А ствол у рябины?

Дети – кора гладкая.

Воспитатель – Верно и только кое-где видны небольшие трещинки. А какие ещё отличия вы можете назвать?

Ответы детей: – на рябине есть ягоды, а на берёзе нет; у берёзы листья жёлтые, а у рябины красно-зелёные, оранжевые.

Воспитатель предлагает полюбоваться берёзой. Просмотр слайда о березе.

Воспитатель: Но березка не только красивое, но и полезное дерево. Чем оно полезно?

Дети: Дает чистый воздух (кислород), поит полезным соком.

Воспитатель: А вы знали, что сережки березы (показ сережек на ветке) служат кормом для птиц. Ветви березы служат людям в деле. Из них делают банные веники и метелки. На стволах березы встречается березовый гриб – чага (показ – картинки) Из него готовят лекарства. Из листьев березы делают чай. Ранней весной собирают сок березы. Сделав надрез на березе и собрав сок, уходят, не поблагодарив березку. Что же станет с деревом дальше?

Дети: Оно увянет к следующему году, постепенно будет усыхать ствол.

Воспитатель: Не залечив ранку, сок продолжает течь – это береза плачет. Что нужно сделать, чтобы береза не плакала после сбора сока?

Дети: Нужно замазать ранку глиной или землей, тогда дерево не погибнет.

Воспитатель: А зачем люди собирают березовый сок?

Дети: Он полезен, богат витамином А.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на рябину. До чего же хороша, до чего красива! Время сейчас самое рябиновое, месяц сентябрь в народе величают рябинником: сентябрь-рябинник, потому что в эту пору рябина созревает.. Стоит кудрявая рябинка – листочки у нее резные, необыкновенные, а ягоды огнем горят, словно приглашают угоститься. Удивительные ягоды! А почему? Когда они созревают?

Дети: Поздней осенью, после мороза становятся сладкими.

Просмотр слайда о рябине.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что дарит нам рябина. Лекарства из ягод и варенье, древесину, корм птицам, украшения, и красивые листочки.

Давайте на минутку станем деревьями и поиграем.

Физ.минутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на ширине плеч.)

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой.)

Наклоняются, (Складывают ладони чашечкой.)

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз.)

Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком)

В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят

пальцы в стороны, смыкают.)

Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой. Качают поднятыми руками.)

Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились! Вот мы и стали деревьями. Проходите в наш волшебный лес. Но что же такое, почему лес плачет и не приветлив к нам?

Показать грустный смайлик и обратить внимание на пол.

Дети: В лесу много мусора!

Воспитатель: Откуда же в лесу взялся мусор? Как же мы можем помочь, что нужно сделать?

Дети: Убрать мусор. Люди оставляют в лесу мусор.

Уборка в лесу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, лес стал улыбаться! Показать веселый смайлик. Молодцы, вы отлично справились.

Дети садятся за столы.

Воспитатель – Выделяется рябина на фоне всех деревьев осенью яркими оранжево-красными гроздьями ягод. А каждое дерево одевает новый, красочный наряд, прежде чем сбросить все листья перед зимой. А можем ли мы по листьям на земле сказать с какого дерева они упали?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы это узнали?

Дети – у деревьев листья разные по форме.

Воспитатель – Посмотрите, у вас на столах стоят подносы с листьями. Дети младшего возраста найдут мне березовые листья, а дети старшего возраста – рябиновые. Дети собирают листья.

Воспитатель – Какой формы листья березы?

Ответы детей.

Воспитатель – Да у берёзы листочки плотные, треугольной или ромбовидной формы.

Воспитатель – Какой формы листья рябины?

Ответы детей.

Воспитатель – У рябинки листья сложные, длинные, состоящие из 9 небольших листочков и каждый из них похож на овал. И на берёзе, и на рябине растут листья, которые осенью опадают, значит они какие?

Дети – лиственные, листопадные.

Воспитатель: Сегодня мы с вами сходили в гости к рябинке и берёзки, посмотрели на них осенних красавиц.

А сейчас давайте с вами нарисуем веточку берёзки и рябины.

На столах лежат заготовки веток деревьев. Но рисовать мы будем с вами не просто кисточкой и краской, а с помощью листьев деревьев.

Воспитатель показывает технику выполнения оттиска листа на заготовке. Дети повторяют под музыку (шум леса).

Проговаривать с детьми этапы работы, способы окрашивания листьев, смешения красок, следить за техникой, осанкой детей.

Полюбоваться выполненной работой.

Воспитатель: Как вы считаете деревья надо беречь? Как? (Да! Нельзя ломать ветки, срывать листья без необходимости, белить стволы деревьев весной, спасая их от вредителей. Осенью обкапывать землю вокруг дерева, зимой сгребать снег к стволу дерева, чтобы они не замерзли. Не жечь костры под деревьями.)

Что дарит человеку береза и рябина? (Ответы детей.)

А что же самое главное дают нам все деревья? (Чистый воздух.)

Многие жители нашей страны считают белоствольную берёзку, символом Родины, потому что таких берёз, как у нас нет больше нигде в мире. Дети, так давайте беречь и охранять родную природу!

Спасибо Вам за занятие, вы молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам»

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам» Тип занятия: физкультурно-оздоровительный и познавательный. Комплексное занятие: физкультуры, окружающий мир. Интеграция образовательных областей: познание, здоровье...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим балалайку хохломским узором» Подготовительная группа Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое...

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания»

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания» Правильное речевое дыхание является основой правильно звучащей речи. Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создает условия...

Читайте также

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для…

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы Введение Шумят деревья за моим окном.Для нас они —...