Конспект НОД по развитию речи по теме «Посуда» для детей старшей логопедической группы
Цель: Развитие умений составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать развитию умений сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый);
- способствовать активизации употребления слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий);
- способствовать закреплению умений классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный);
- поддерживать умение образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
Развивающие:
- стимулировать познавательную мотивацию, интерес и любознательность;
- способствовать развитию предпосылок эстетического отношения к предметам окружающего мира;
- способствовать развитию воображения, творчества, инициативы.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию в детях эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Предварительная работа:
Экскурсия на кухню, рассматривание альбома «Посуда», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры: «Разложи посуду», «Накрой стол», «Разрезные картинки», чтение художественных произведений: К.И.Чуковский «Федорино горе», С.Капутикян «Маша обедает», отгадывание загадок о посуде, проговаривание чистоговорок о посуде.
Методы и приемы:
Практические:
- физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!»;
- дидактическая игра «Отвечай быстро»;
- игра «Магазин посуды».
Наглядные:
- тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая); стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч;
- картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.
Словесные:
- загадывание загадок о посуде, проговаривание чистоговорок;
- чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»;
- составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.
Материалы и оборудование:
- книга С.Капутикян «Маша обедает»;
- разнообразная посуда;
- картинки, с изображением предметов посуды;
- мяч.
Структура НОД:
1. Вводная часть: чтение отрывка из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает». Вопросы по содержанию стихотворения.
2. Основная часть: рассматривание предметов посуды, сравнивание по признакам, физкультминутка «Я бегу, бегу, бегу», игра «Магазин посуды» (описание предметов посуды), игра «Отвечай быстро» (выявление представлений о качествах предметов посуды).
3. Заключительная часть: обобщение и анализ НОД.
Ход НОД:
Воспитатель: (читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»):
…Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель задает вопросы:
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. В чем подают обед собачке? Киске? Курочке-несушке?
3. А из чего обедает Машенька?
4. Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это? (Дети отвечают – посуда.)
Воспитатель выставляет на стол предметы посуды, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.
Воспитатель. Дети, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Дети называют предметы посуды.) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Дети – посуда.)
Воспитатель. Сравните эти две тарелки. (Глубокая и мелкая тарелки.)
- Чем они похожи? (Дети – из них едят, они одинаково украшены.)
- Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки. Дети – одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.)
- Для чего нужна глубокая тарелка? (Дети отвечают.)
- А мелкая тарелка для чего нужна? (Дети отвечают.)
- Что бывает глубоким и мелким? (Дети отвечают.)
- Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).
- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Тарелки – глубокая и мелкая, ложка, вилка, блюдце, чашка.)
Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла.)
- Как одним словом сказать, какие они? (Металлические.)
Воспитатель берет в руки металлические чайную и столовую ложки.
- Чем похожи эти два предмета? (Они сделаны из одного материала, из металла, они металлические.)
- А чем различаются эти предметы? (Одна большая, другая – маленькая.) Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? (Дети отвечают.)
- Для чего нужна чайная ложка, а для чего – столовая? (Дети отвечают.)
- Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы.)
- Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Итак, мы узнали: (поочередно поднимает предметы) эта тарелка …(дети - глубокая), а эта… (дети – мелкая). Эта ложка ….(дети – столовая), а эта … (дети – чайная). Один стакан … (дети – высокий), другой … (дети – низкий).
Воспитатель выставляет на стол пластмассовые игрушки. Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? (Дети – пластмассовые.)
Проводится физкультминутка «Я бегу, бегу, бегу».
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Магазин посуды». (Выставляет на стенд картинки с изображениями посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?
Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагает детям отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».
Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.
Проводится игра «Отвечай быстро».
Воспитатель. А сейчас поиграем еще в одну игру. Встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Лене и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре. (В этой игре дети называют качества таких предметов, как стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.)
Итог.
Ребята, что новое и интересное мы узнали сегодня о посуде? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Читайте также |
---|
Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…
Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...
Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…
Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...
Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…
Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...