Конспект НОД по развитию речи по теме «Посуда» для детей старшей логопедической группы

 

Цель: Развитие умений составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

Задачи:

  Образовательные:

- содействовать развитию умений сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый);

- способствовать активизации употребления слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий);

- способствовать закреплению умений классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный);

- поддерживать умение образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

  Развивающие:

- стимулировать познавательную мотивацию, интерес и любознательность;

- способствовать развитию предпосылок эстетического отношения к предметам окружающего мира;

- способствовать развитию воображения, творчества, инициативы.

  Воспитательные:

- содействовать воспитанию в детях эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Предварительная работа:

Экскурсия на кухню, рассматривание альбома «Посуда», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры: «Разложи посуду», «Накрой стол», «Разрезные картинки», чтение художественных произведений: К.И.Чуковский «Федорино горе», С.Капутикян «Маша обедает», отгадывание загадок о посуде, проговаривание чистоговорок о посуде.

Методы и приемы:

Практические: 

- физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!»;

- дидактическая игра «Отвечай быстро»;

- игра «Магазин посуды».

Наглядные: 

- тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая); стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч;

- картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

Словесные: 

- загадывание загадок о посуде, проговаривание чистоговорок;

- чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»;

- составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.

Материалы и оборудование:

 - книга С.Капутикян «Маша обедает»;

- разнообразная посуда;

- картинки, с изображением предметов посуды;

- мяч.

Структура НОД:

1. Вводная часть: чтение отрывка из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает». Вопросы по содержанию стихотворения.

2. Основная часть: рассматривание предметов посуды, сравнивание по признакам, физкультминутка «Я бегу, бегу, бегу», игра «Магазин посуды» (описание предметов посуды), игра «Отвечай быстро» (выявление представлений о качествах предметов посуды).

3. Заключительная часть: обобщение и анализ НОД.

 

Ход НОД:

Воспитатель: (читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»):

…Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке-несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель задает вопросы:

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. В чем подают обед собачке? Киске? Курочке-несушке?

3. А из чего обедает Машенька?

4. Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это? (Дети отвечают – посуда.)

  Воспитатель выставляет на стол предметы посуды, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.

Воспитатель. Дети, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Дети называют предметы посуды.) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Дети – посуда.)

Воспитатель. Сравните эти две тарелки. (Глубокая и мелкая тарелки.)

- Чем они похожи? (Дети – из них едят, они одинаково украшены.)

- Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки. Дети – одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.)

- Для чего нужна глубокая тарелка? (Дети отвечают.)

- А мелкая тарелка для чего нужна? (Дети отвечают.)

- Что бывает глубоким и мелким? (Дети отвечают.)

- Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).

- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Тарелки – глубокая и мелкая, ложка, вилка, блюдце, чашка.)

  Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла.)

- Как одним словом сказать, какие они? (Металлические.)

  Воспитатель берет в руки металлические чайную и столовую ложки.

- Чем похожи эти два предмета? (Они сделаны из одного материала, из металла, они металлические.)

- А чем различаются эти предметы? (Одна большая, другая – маленькая.) Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? (Дети отвечают.)

- Для чего нужна чайная ложка, а для чего – столовая? (Дети отвечают.)

- Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы.)

- Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны? (Дети отвечают.)

Воспитатель. Итак, мы узнали: (поочередно поднимает предметы) эта тарелка …(дети - глубокая), а эта… (дети – мелкая). Эта ложка ….(дети – столовая), а эта … (дети – чайная). Один стакан … (дети – высокий), другой … (дети – низкий).

Воспитатель выставляет на стол пластмассовые игрушки. Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? (Дети – пластмассовые.)

Проводится физкультминутка «Я бегу, бегу, бегу».

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Магазин посуды». (Выставляет на стенд картинки с изображениями посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?

Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагает детям отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».

Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Проводится игра «Отвечай быстро».

Воспитатель. А сейчас поиграем еще в одну игру. Встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Лене и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре. (В этой игре дети называют качества таких предметов, как стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.)

Итог.

Ребята, что новое и интересное мы узнали сегодня о посуде? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Читайте также

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями…

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО» В современной системе образования...

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...