Сайт для воспитателей детских садов



Конспект НОД по развитию речи по теме «Посуда» для детей старшей логопедической группы

 

Цель: Развитие умений составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

Задачи:

  Образовательные:

- содействовать развитию умений сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый);

- способствовать активизации употребления слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий);

- способствовать закреплению умений классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный);

- поддерживать умение образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

  Развивающие:

- стимулировать познавательную мотивацию, интерес и любознательность;

- способствовать развитию предпосылок эстетического отношения к предметам окружающего мира;

- способствовать развитию воображения, творчества, инициативы.

  Воспитательные:

- содействовать воспитанию в детях эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Предварительная работа:

Экскурсия на кухню, рассматривание альбома «Посуда», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры: «Разложи посуду», «Накрой стол», «Разрезные картинки», чтение художественных произведений: К.И.Чуковский «Федорино горе», С.Капутикян «Маша обедает», отгадывание загадок о посуде, проговаривание чистоговорок о посуде.

Методы и приемы:

Практические: 

- физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!»;

- дидактическая игра «Отвечай быстро»;

- игра «Магазин посуды».

Наглядные: 

- тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая); стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч;

- картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

Словесные: 

- загадывание загадок о посуде, проговаривание чистоговорок;

- чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»;

- составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.

Материалы и оборудование:

 - книга С.Капутикян «Маша обедает»;

- разнообразная посуда;

- картинки, с изображением предметов посуды;

- мяч.

Структура НОД:

1. Вводная часть: чтение отрывка из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает». Вопросы по содержанию стихотворения.

2. Основная часть: рассматривание предметов посуды, сравнивание по признакам, физкультминутка «Я бегу, бегу, бегу», игра «Магазин посуды» (описание предметов посуды), игра «Отвечай быстро» (выявление представлений о качествах предметов посуды).

3. Заключительная часть: обобщение и анализ НОД.

 

Ход НОД:

Воспитатель: (читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»):

…Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке-несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель задает вопросы:

1. О чем говорится в этом стихотворении?

2. В чем подают обед собачке? Киске? Курочке-несушке?

3. А из чего обедает Машенька?

4. Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это? (Дети отвечают – посуда.)

  Воспитатель выставляет на стол предметы посуды, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.

Воспитатель. Дети, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Дети называют предметы посуды.) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Дети – посуда.)

Воспитатель. Сравните эти две тарелки. (Глубокая и мелкая тарелки.)

- Чем они похожи? (Дети – из них едят, они одинаково украшены.)

- Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки. Дети – одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.)

- Для чего нужна глубокая тарелка? (Дети отвечают.)

- А мелкая тарелка для чего нужна? (Дети отвечают.)

- Что бывает глубоким и мелким? (Дети отвечают.)

- Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).

- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (Тарелки – глубокая и мелкая, ложка, вилка, блюдце, чашка.)

  Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла.)

- Как одним словом сказать, какие они? (Металлические.)

  Воспитатель берет в руки металлические чайную и столовую ложки.

- Чем похожи эти два предмета? (Они сделаны из одного материала, из металла, они металлические.)

- А чем различаются эти предметы? (Одна большая, другая – маленькая.) Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? (Дети отвечают.)

- Для чего нужна чайная ложка, а для чего – столовая? (Дети отвечают.)

- Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы.)

- Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны? (Дети отвечают.)

Воспитатель. Итак, мы узнали: (поочередно поднимает предметы) эта тарелка …(дети - глубокая), а эта… (дети – мелкая). Эта ложка ….(дети – столовая), а эта … (дети – чайная). Один стакан … (дети – высокий), другой … (дети – низкий).

Воспитатель выставляет на стол пластмассовые игрушки. Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? (Дети – пластмассовые.)

Проводится физкультминутка «Я бегу, бегу, бегу».

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Магазин посуды». (Выставляет на стенд картинки с изображениями посуды.) Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?

Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагает детям отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».

Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Проводится игра «Отвечай быстро».

Воспитатель. А сейчас поиграем еще в одну игру. Встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Лене и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре. (В этой игре дети называют качества таких предметов, как стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.)

Итог.

Ребята, что новое и интересное мы узнали сегодня о посуде? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо ! Замечательный сценарий! Поде литесь музыкальным материалом! Спас иьо!

    Подробнее...

     
  • Тамара Николаевна
    Обратите внимание на цели и задачи, которые вами обозначены. По-моему, они не реализованы. Готовые ...

    Подробнее...

     
  • Лариса
    Спасибо!!! Нашла то, что искала. )))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт