Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей с ТНР пересказу на основе сказки «Козел» Б.Н. Сергункова
Цель:
Задачи:
- формирование у детей навыков связного последовательного пересказа сказки с опорой на иллюстративный материал;
- развитие активного зрительного и слухового контроля за состоянием пересказа, последовательностью и полнотой речи;
- формирование грамматически правильной речи;
- активизация словарного запаса по теме «Домашние животные»;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.
Оборудование: опорные картинки с изображением персонажей сказки и места действия; бумажные маски: коровы, собаки, овцы, козленка, свиньи и др.; контурное изображение козленка, простые карандаши.
Ход:
1. Организационный момент.
Отгадывание загадок о животных – персонажах сказки.
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым деткам
Молока дает.
(Корова.)
Пашет землю трактор без колес.
Для него горючее – овес. (Конь).
С бородой родится – никто не
Дивится. (Козел).
Логопед: Кто это? Назовите других домашних животных?
Дидактическая игра «Кто лишний? Почему?»
2. Чтение сказки.
Логопед: А сейчас про козлика я расскажу вам сказку.
Козел.
Жил – был козел. Однажды пришел он домой, а ворота закрыты. Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не узнала. Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же я?
Пошел козел по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони: «Наверное, я конь, - погуляю с конями на лугу». Пошел он к коням – кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями – не догнал. Кони от меня убежали, значит, я не конь», подумал козел.
Пошел он дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. «Наверное, я корова», - подумал козел. Подошел козел к коровам – пастух козла прогнал. «Пастух меня прогнал, значит, я не корова», - подумал козел.
Пошел козел дальше. Видит: в поле куры зернышки клюют. «Может быть, я курица? – подумал козел. Поклюю-ка зернышки вместе с курами». Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.
Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами.
«Козел я, козел!»- заблеял он.
Прибежал козел домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.
3. Разбор содержания сказки по вопросам.
- О ком говорится в это сказке?
- Что увидел козел когда пришел домой?
- Что он подумал?
- Какие животных встретил козел по дороге?
- Что сделали кони, когда козел подошел к ним?
- Что случилось с козлом, когда он подошел к коровам?
- Что произошло с козлом, когда он подошел к курам?
- Как помогла речка козлу? Что он увидел в речке?
- Чем закончилась сказка?
4. Языковой (лексический) разбор текста.
Воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов- определений.
Вопросы:
- Где гуляли кони? (Кони гуляли на лугу.)
- Где паслись коровы? (Коровы паслись около леса.)
- Что делали коровы? (Коровы щипали травку.)
- Что сделал пастух, когда козел подошел к коровам? (Пастух его прогнал.)
- Что делали в поле куры? (Куры клевали зернышки.)
- Что сделали куры, когда к ним подошел козел? (Куры закудахтали, разлетелись в разные стороны.)
- Что сделал петух? (Петух налетел на козла, стукнул его клювом.)
- Что говорится в сказке о речке? (Течет речка тихая, светлая.)
- Каким себя увидел козел, когда прибежал домой? (С рогами, с бородой, с копытцами.)
- Что сделал козел, когда прибежал домой? (Козел застучал рогами в ворота.)
- А что сделала хозяйка? (Хозяйка открыла ворота и впустила козла во двор.)
5. Физкультминутка.
Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. (Дети надевают шапочки – маски домашних животных.)
Обыгрывание песенки «Про козлика» В. Семернина.
Логопед: Домашние животные любят играть в прятки. Закрыли глаза, откройте, кого не стало?
6. Повторное чтение сказки.
7. Иллюстрирование детьми текста сказки.
Логопед: Внимательно рассмотрите картинки, разложите их по порядку.
8. Составление пересказа по фрагментам, по цепочке, а потом пересказ каждым ребенком отдельно.
9. Развитие мелкой моторики.
Обвести по опорным точкам козлика.
10. Анализ детских высказываний.
Читайте также |
---|
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...
Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…
Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...