НОД с элементами кружковой работы в средней группе для детей с ТНР
Тема: «Широкая Масленица»

 

Цель: Знакомство с праздниками и традициями русского народа.

Задачи:

  • Познакомить с русским народным праздником Масленицы и обрядовой едой - блинами.
  • Познакомить с устным народным русским фольклором.
  • Расширять словарный запас, упражнять в словообразовании.
  • Воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре своего народа.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с солёным тестом.

Оборудование:

ИКТ, «Карусель» для игры, «снежки», «блины-солнышки» с названиями дней, солёное тесто, крупа, скалка, формочка, доска для лепки.

(На протяжении всего занятия идёт трансляция эпизодов масленичной недели и выставляются «солнышки» с названием дней праздника.)

Организация занятия.

- Здравствуйте, дети! Хотите узнать, чем я сегодня богата?

Только сначала гостям улыбнитесь, им поклонитесь и ко мне повернитесь.

Сегодня мы совершим путешествие в таинство р.н. праздника «Масленица».

Наше путешествие начнётся уже сейчас, закрываем глаза и вы окажитесь на сельской улице, на празднике Масленицы.

Праздновали «Масленицу» целую неделю – 7 дней. Этот праздник и сейчас отмечают повсеместно. Празднование заключалось в чествовании солнца, когда зима с весною спорят, пекли блины – «солнышки».

Каждый день этого праздника имеет своё название и свои традиции.

1 день – «Встреча».

В этот день делали куклу-чучело Марёну-Зиму и строили горы. Закличками зазывали весну. Катаясь с гор, как говорили, человек вступал в союз с землёй, пробуждая её заснувшую силу, будили землю от зимнего сна.

Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай ко мне в гости

На широк двор –

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

Будем Масленицу величать,

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить,

Да на саночках возить.

Ах ты, Домнушка - красно солнышко.

Вставай с печи, гляди в печь:

Не пора ли блины печь?

2 день – «Заигрыши».

В этот день строили снежные и ледяные крепости, играли в снежки. Взятие снежного городка - «царства зимы», означало - битва весны с зимой.

А вы хотите тоже поиграть в снежки?

Игра «Попади в цель». (Метание «снежков» в корзину.)

3 день - «Лакомка».

Все люди ходили друг к другу в гости на блины. Их ели с вареньем и с маслом, и с разными начинками. Отсюда и другое название – блинная неделя.

Давайте поиграем с нашим язычком, испечём блинчики и съедим с вкусным вареньем.

- Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик», «Вкусное варенье».

4 день – «Разгул».

Этот день знаменовался катанием на лошадях, возили чучело, пели песни, колядовали, играли. Проводились только в этот день кулачные бои, чтобы показать зиме свою силу.

Давайте и мы покатаемся на карусели.

Кого на Масленой неделе

Не катали в карусели?

Все сюда ко мне сбегайтесь

И бесплатно покатайтесь.

Подвижная игра «Карусель».

5 день – «Вечёрки».

Дочь приглашала в гости к зятю свою мать. Хозяйки пекли много блинов разных по размеру, с разными начинками.

Вот что я вам сейчас расскажу о блинах. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто…..(блин).

Много испекли их мы – назовём тогда …..(блины).

Испекли для дочек – назовём….(блиночек).

Будет кушать их сынок – назовём тогда….(блинок).

Огромный, как домище – назовём ….(блинище).

6 день – «Посиделки».

В этот день все ходили друг к другу в гости, дарили подарки и жгли чучело. Давайте и мы подготовим наши пальчики для выпекания блинов.

Пальчиковая гимнастика.

Ох, ладушки, ладушки, испекли оладушки.

Маслом поливали, детушкам давали:

Даше – два и Паше – два.

Ване - два и Тане – два.

Всем дала.

Славные оладушки испекла нам бабушка.

7 день – «Проводы», «Прощёное воскресенье».

В этот день просили друг у друга прощение, за все обиды какие были.

Простите, люди добрые, за грехи вольные и невольные,

Не от сердца совершённые, душою не принятые.

Ох, мои хозяюшки, давайте, и мы с вами напечём солнышек, позовём к себе Весну-красну.

Тесто у нас уже готово. Давайте оденем фартуки и приступим к выпечке. Сначала проверим, всё ли у нас готово для работы.

Давайте вспомним, что мы должны сделать сначала.

Раскатать тесто, формой вырезать круг, потом из теста скатать колбаски и прикрепить к кругу, это лучики.

А теперь украсьте солнышки с помощью фасоли и крупы, чтобы наши солнышки улыбались.

Оформление солнышек и рассматривание готовых поделок.

Итог занятия.

Вам понравились ваши солнышки? А Весне-Красне они понравятся?

С традициями какого праздника вы познакомились? Сколько дней празднуют Масленицу?

Всю я ночку не спала: всё варила и пекла.

Вот блины на блюде – угощайтесь, люди!

А теперь пора прощаться

И всем в группу возвращаться.

Спасибо всем, кто активно работал.

До свидания! Занятие окончено.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по физической культуре на тему: «Путешествие в сказку» Образовательная область: «Физическое развитие». Тема: Путешествие в сказку. Тип...

Дидактическая игра «Удочка»

Дидактическая игра «Удочка» Уважаемые коллеги, предлагаем вам вариант самодельной игры "Удочка" которую мы сделали самостоятельно, вложив в её изготовление тепло своих рук...

Читайте также

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...