Конспект НОД по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе
Тема: «Берегите муравьев в лесу»

 

Программное содержание: уточнять и расширять представления детей об особенностях внешнего вида муравьев, о строении тела, образе жизни муравьев в лесу; устройстве муравейника; распределении обязанностей среди муравьев, стадии развития муравья; кто у них враги. Выяснить, почему нельзя разрушать муравейники, какую пользу лесу приносят муравьи, почему к ним прилетают лечиться птицы. Учить детей отгадывать загадки, вспомнить пословицы и поговорки про муравьев. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях, развивать наблюдательность, логическое мышление, составлять описательный рассказ о муравьях. Развивать умение детей делать собственные умозаключения, развивать доказательную речь. Формировать осознанно- правильное отношение детей к объектам живой природы, понимание ответственности человека за сохранность муравьев.

Предварительная работа: во время экскурсии в парк рассматривание муравейника, чтение художественной литературы о жизни муравьев, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, разучивание стихотворений, пословиц о муравьях, отгадывание загадок, дидактические игры.

Оборудование: макет муравейника, презентация про муравьев, устройство муравейника в разрезе, шапочки с изображением муравья, яйца, гусеницы, куколки, аудиозапись звуков леса, карточки с изображением врагов муравьёв (а также разрезные), мяч, природоохранный знак «Муравейник разорять нельзя».

 

Ход НОД:

Воспитатель:

- Дети, а вы хотите отправиться в путешествие в лес? Лес от нас далеко. На чём мы можем добраться? (Предложения детей.) Выбираем один из видов транспорта.

Воспитатель: «А вот мы и в лесу. Слышите, как лес шумит. А почему? (Аудиозапись звуков леса.)

А как вы думаете, кто самый сильный в лесу? (Ответы детей.)

  Отгадайте загадку:

  Непосильную поклажу

  Нёс без всякого куражу!

  Он трудяга каких мало

  И сородичей орава:

  Всех на свете он сильней

  Рыжий крошка ….. (муравей).

А почему его назвали в загадке «крошкой»? А почему муравья считают насекомым?

  Давайте рассмотрим, что есть у муравья. (Соответствующие слайды.)

- Какое у него брюшко? Сколько у него ног? Посмотрите на его челюсти. Что вы можете о них сказать? Зачем муравей всё время движет своими усами? А что у муравьёв подо ртом? (Подротовые сумки.) Для чего они нужны? (В них муравьи складывают весь мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры муравейника. Всё это потом превращается в удобрение.)

Гимнастика для глаз: «Любопытный муравей».

Составление описательного рассказа про муравья по мнемотаблице (показ слайда с мнемотаблицей).

Динамическая пауза. Игра: «Подходящее словечко» (с мячом в кругу). Воспитатель называет разные слова (лапки – царапки, короткие усы, силач, подротовые сумки и др.). Среди них надо выбрать те, которые подходят муравью. Если подходит- ребёнок ловит мяч, не подходит – отбивает мяч.

Воспитатель: «А где же живут муравьи?»

Ребёнок читает стихотворение:

Муравей – трудяга редкий,

Все в лесу об этом знают.

Целый день таскает ветки,

Труд он очень уважает!

Ну, а если кто ленится –

Муравей с таким не дружит,

Все обязаны трудиться!

Лодырь – никому не нужен!

2-й ребёнок:

В лесу у пня,

Суетня, беготня!

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит1

Воспитатель: «Какой город строят муравьи? Как устроен муравейник? (На экране показ слайда со схемой муравейника в разрезе.)

- Почему муравейник называют многоэтажным домом? Что делают муравьи – солдаты? А чем муравейник прикрыт сверху? Что же делает муравьиная царица – матка? А рабочие муравьи?»

Воспитатель: «А как же из яйца появляются взрослые муравьи? (Инсценировка: 4 детей надевают шапочки: яйцо, личинка, куколка, муравей и рассказывают о стадии развития муравья).

Физкультминутка: «Оживлённый муравейник».

Одни дети встают в круг, берутся за руки – это «муравейник»; другие – «муравьи». По сигналу «Утро. Солнце просыпается» – муравейник открывается (дети поднимают руки вверх), «муравьишки» вбегают и выбегают из «муравейника». По сигналу «Вечер наступает», «муравьишки» - дети должны успеть вбежать в «муравейник».

Воспитатель: «А почему в лесу пни покрыты дырочками, как в сыре? (Показ слайда.)

Если сесть на такой пень, то что с ним может произойти? (Пень окажется сплошным муравейником.)

- Чем питаются муравьи? (Поедают других насекомых.) Что ещё едят? (Грибы, сок, семена растений.) Почему их называют санитарами леса? (Уничтожают множество вредных для леса насекомых.) Муравьи уходят на большие расстояния. Но как же они находят дорогу обратно домой? (Предположения детей.)

Воспитатель: «Муравьи выделяют специальную едкую жидкость, по которой и находят обратный путь». А как муравьи помогают птицам? (Птицы прилетают к ним лечиться, муравьи очищают их перья от многочисленных паразитов.)

- Как вы думаете, есть ли у муравьёв враги? (Предположения детей.)

Чтобы нам узнать, кто же враги у муравьёв, давайте сложим разные картинки. (Дети выполняют задание индивидуально.) Выкладывают изображения птиц, барсука, лисы, медведя и др.

- Скажите, можно ли людям наступать на муравейник или раскапывать его? Почему? Какой экологический знак вы бы поставили возле муравейника?

Посмотрите (макет) на этот муравейник. В нём совсем нет жильцов. Как нам быть? (Дети: «Можно их вылепить».) Лепка детьми муравьишек и «заселение» ими макета муравейника.

А теперь пора из леса возвращаться. «1, 2, 3, 4, 5 - вот вернулись мы опять». Вот наш детский сад родной (На слайде.)

Итог. Рефлексия. «Понравилось ли вам путешествие в лес? Что больше всего понравилось? Что нового о муравьях вы узнали? Почему муравьёв надо защищать и оберегать их муравейники?

Протяните свои ладошки, я вам хочу что – то подарить (каждому ребёнку даётся по 1-му жёлтому прозрачному камешку) – это частичка солнца. Давайте соединим свои ладошки к одной середине (как лучи солнца) и скажем такие слова:

«От души, от сердца,

1, 2, 3, 4, 5 – снова

Встретимся опять».

 

Используемые источники:

1.Загадки о муравьях. www.numama.ru

2. Стихотворения о муравьях. muravej.mojznak.ru

3. Пословицы и поговорки о муравьях. uznaysiovo.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Математический коврик «Цветная мозаика»

Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка»

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка» Цель: закрепление математических знаний и умений детей. Задачи: - закрепить умение следовать плану и инструкции; - упражнять...

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир»

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир» Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Обучающие: - Выявлять знания детей о живой...

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023 В преддверии праздника «День защитника Отечества» дети, родители и педагоги студии «Дошкольник» Панюкова...