Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Ознакомление с родным городом через все виды деятельности»
(Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет)
Задачи.
Образовательная:
Закрепить и расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях (Золотых воротах, Успенском и Дмитриевском соборах и др.), об истории улиц, расположенных вблизи детского сада.
Воспитательная:
Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам, желание их изучать. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская музыка и русский фольклор). Развивать в детях патриотические чувства, гордость за свою Родину, свой родной город.
Развивающая:
Формировать умение связно, грамматически правильно и выразительно передавать в рассказах, четких ответах свои знания, впечатления об увиденном и услышанном. Развивать логическое мышление детей, слуховое внимание, быстроту мышления.
Коррекционная:
Обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Закреплять правильное произношение звуков.
Материалы:
Альбом с фотографиями «Люблю тебя, мой милый город», экспонаты группового «Музея Матрешки», наборы открыток (изданы Федеральным государственным учреждением культуры» Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей – заповедник», слайды, макет Вечного огня, план города Владимира.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
Сюжетно-ролевая игра «В Музее», «Ярмарка», «Театр», рисование по теме «Золотые ворота», лепка «Матрешка» из соленого теста, роспись «Владимирская Матрешка», подвижная игра «Золотые ворота».
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Оснащение Музея группы самодельными экспонатами, выполненными из бросового и природного материала;
Рассматривание иллюстраций в книгах, посвященных краеведению, архитектуре, истории города Владимира.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома « Люблю тебя, мой милый город», слайды, фотографии экскурсий, проведенных ранее, чтение книг русских писателей о Владимире, заучивание стихов.
Последующая работа:
Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Школа», «Ярмарка», «Поездка по городу» и др.
Процесс вовлечения - 3 мин.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Сколько тебе лет, Маша? А твоей маме? Бабушке? Да, у людей разный возраст. У городов тоже. Одному городу может быть 50 лет. Другому - 100 лет. А вот нашему Владимиру почти 9 веков. К нам приезжает много туристов, чтобы его посмотреть. (Звучит музыка, фонограмма песни Джо Дассена). Входит Ирен с чемоданом и тортом в руке. Здоровается. Ребята с интересом ее рассматривают.
Ирен: Ах, господа, прошу вас, тише, тише!
Я только-только из Парижа!
1 ребёнок: Ну как Париж? Как там погода?
2 ребёнок: И что диктует нынче мода?
3 ребёнок: Там ходят в кожаных пальто?
Ирен: Нет, нет, не носит их никто!
Все: Так что же нынче в моде?
Ирен: Все ходят только в кашемире!
Ведущий: Надолго ли к нам и какими судьбами?
Ирен: Я так много слышала о вашем замечательном городе Владимире. Очень хотела бы посмотреть все достопримечательности города. Но, к сожалению, у меня нет экскурсовода.
Ведущий: Что же делать, ребята? Может быть, мы сможем помочь?
Целеполагание – 3 мин.
Ведущий: Вы действительно хотите помочь нашей французской гостье и показать наш древний город? Согласны? В таком случае экскурсионный автобус к нашим услугам. А как нужно вести себя в автобусе все вы, конечно, знаете. (Дети вспоминают правила поведения в экскурсионном автобусе.) Итак, заняли свои места.
Проектирование действий – 3 мин.
Воспитатель: Вы хотите, чтобы вашим экскурсоводом (гидом) была я, а вы, ребята, будете мне помогать.
Песня «Наш автобус голубой».
Ведущий: Мы отъехали от ворот нашего детского сада и едем по территории городка. (Приложение. Карта района.) Что вы, ребята, можете рассказать об истории этих улиц?
Ребёнок: Когда-то это была окраина города. Иностранные путешественники, проезжавшие через Владимир, отмечали, что это был большой и хорошо укрепленный город. Но при князе Иване Ш враги разорили город. И чтобы его укрепить, появились на окраине военные городки, в том числе Стрелецкая и Пушкарская слободы. Жили здесь преимущественно служилые люди, то есть военные.
Ведущий: Сейчас мы проезжаем мимо почты и делаем поворот направо. Как называется эта улица? (Рассматриваем карту.) Правильно, это улица Красноармейская. Бывшая Б.Сретенская и Дементьевский проезд переименованы в ул.Красноармейскую.
Ребёнок: На этих улицах прошло детство таких знаменитых людей, как Николай Альбов- географ, Николай Беляев –педагог и механик, Анатолий Благонравов – испытатель космоса.
Ведущий: Впереди перекресток. Это начало проспекта Строителей и конец ул.Чайковского.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Дети рассказывают то, что они знают о великом композиторе. Рассматриваем карту города, иллюстрированный материал.
Ведущий: Продолжаем нашу автобусную экскурсию. Следующая остановка – Площадь Победы. Какой праздник мы будем отмечать в майские дни?
Ребёнок: Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Возложение цветов к Вечному Огню.
Ведущий: Мы продолжаем свой путь по проспекту Ленина. Сделаем поворот направо и заедем в профессиональный лицей №15. (Приложение. Фото лицея.) Здесь учатся ребята, которые любят создавать красоту и получат здесь профессии художника росписи по дереву, резчика по дереву, вязальщицы – вышивальщицы. В будущем они сделают наш город еще красивее.
Точка, галочка, цветок,
Добавляем завиток.
На тарелки, на подносы
Мастера узор наносят.
Следующая остановка – филармония им.С.И. Танеева. Сейчас здесь идет концерт хореографического ансамбля «Русь». Руководитель – Николай Литвинов. Этот коллектив готовит разнообразные программы к русским народным праздникам (Святки, Рождество). Каждый год в зимние каникулы ставят сказки для детей. В летнее время зрители могут послушать обрядовые и свадебные песни. А сейчас нас приглашают посмотреть и даже принять участие в концерте.
Физкультурная пауза – 5 мин.
(Дети исполняют танец, песню «Русские матрёшечки».)
Давайте поблагодарим артистов. Надо сказать, что на сцене нашей филармонии часто выступают артисты нашей страны и зарубежные гости.
Процесс осуществления – 13 мин.
Ведущий: А сейчас наш автобус приближается к Студеной горе.
Ребёнок: Раньше Студеную гору называли Поклонной горой. Когда-то здесь шумел сосновый бор и была опушка леса. Именно отсюда увидел город и Золотые ворота хан Батый, когда подошел к Владимиру.
Рассматривание иллюстраций.
Проезжая по улице Большая Московская, мы видим стадион «Торпедо».
Сценка (тренировка спортсмена – каратиста).
Ведущий: Вот и центр города. Нет человека, который, приехав во Владимир, не побывал бы у знаменитых Золотых ворот. Много исторических событий связано с этим памятником. Золотые ворота – оборонительное сооружение. Велика роль высоких земляных валов. Через Золотые ворота торжественно въезжал князь Владимир Невский. Именно отсюда владимирцы провожали свои полки на Куликовскую битву. В настоящее время здесь расположен музей. Там представлены оружие и обмундирование воинов различных эпох: кольчуга, кремниевые ружья, мундир гренадера, российские награды и турецкое оружие, портреты выдающихся полководцев – наших земляков: Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Петра Багратиона, Николая Столетова. Напротив, через улицу – бывшая Троицкая церковь, выложенная из красного кирпича. Здесь разместилась выставка «Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка». Из цветного стекла и хрусталя представлены приборы для воды и меда, а также вазы, блюда и другие изделия.
Рассматривание слайдов, фотографий.
Рассматриваем здание педагогического университета, рассказ об этом высшем учебном заведении.
За Золотыми воротами – продолжение улицы Б. Московская. С историей этой улицы связаны имена братьев Столетовых, Лазарева, Герцена и многих других.
Следующая остановка – Соборная площадь. (Приложение. Карта района.) Площадь выглядит и уютно, и торжественно. Сюда собираются жители города Владимира в дни больших торжеств, здесь проходят демонстрации трудящихся города. Рассматривание слайдов, фотографий с видом монумента с бронзовыми фигурами: рабочего, воина и каменотеса, а также гарнизонного Дома офицеров, в котором выступал В. Маяковский. А это парк Пушкина – любимое место для прогулок владимирцев в праздничные дни.
Ребята, а вы хотите задать вопросы своим друзьям? (Дети делятся своими впечатлениями , рассказывают о новогодних праздниках в этом парке, елке необыкновенной красоты, аттракционах, сувенирах, которые можно здесь приобрести, о катке, о летних развлечениях.)
Рассматривание на фотографии Успенского собора.
Слушание праздничного колокольного звона.
Вопрос: «На что похожи колокола?» (На полевые цветы – колокольчики.)
Успенский собор – единственный памятник древнерусского искусства, где на большой площади сохранились фрески знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного.
Ведущий: Проходим в парк Липки, который был заложен гимназистами из мужской гимназии. Рассматривание Дмитриевского собора, предложить полюбоваться белокаменной резьбой, похожей на кружева. Вопрос детям: Как вы думаете, почему Владимир Мономах основал город именно здесь? Ответы детей.
(Люди селились там, где была вода, необходимая для приготовления пищи, а здесь полноводная река Клязьма. Люди селились там, где можно было найти еду, а здесь кругом леса, богатые грибами, ягодами, дичью. И третье – здесь были высокие холмы, которые помогали обороняться от врагов.)
Давайте полюбуемся панорамой города со смотровой площадки и почитаем стихи о нашем городе.
Чтение стихов детьми.
Ведущий предлагает заглянуть в залы палат, а затем зайти в краеведческий музей.
Вопрос: А вы знаете правила поведения в музее? (Тихо разговаривать, не трогать экспонаты руками, внимательно слушать.) Далее следует рассказ о развитии Владимирского края с древнейших времен, рассмотреть портреты древних людей, их одежду, орудия труда, предметы быта русского народа, трудолюбивого, талантливого и гостеприимного.
Звучит русская народная песня «Прялицы»
Вопрос: «Какие пословицы и поговорки вы знаете о владимирцах?»
(«Собирались кулики, на болоте сидючи, они суздальцы да владимирцы», «Владимирцы и лапшу топором рубят», «Владимирцы-каменщики, клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!», «Владимирцы не бьются, не дерутся, а кто больше съест, тот и молодец!»
Ведущий: Мы покидаем краеведческий музей. Пешком дойдем до кукольного театра, который находится в здании бывшего драмтеатра.
Сегодня здесь спектакль «Лиса и Волк» - русская народная сказка.
Выход артистов, поклон, уборка декораций.
Ведущий: Здесь, как и в других театрах, Домах культуры, можно посмотреть выступления творческих коллективов. Вот один из них.
Танец с шарфами (Песня «Как упоительны в России вечера» музыка «Белый Орел».) Это сюрприз для гостей города.
Рефлексия - 3 мин.
Французской гостье дети вручают сувениры – матрешки, сделанные своими руками из соленого теста и раскрашенные, рисунки с изображением Золотых ворот.
Вопрос детей: «Ирен, тебе понравился наш город?»
По окончании беседы дети высказывают свое мнение, что гордятся тем, что они – владимирцы. Знают много пословиц и поговорок о трудолюбии народа и, когда они вырастут, сделают свой город еще красивее.
Литература.
1. А.Василевский «Золотые ворота», изд. «Современник», М.,1985.
2. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Изд., «Элизе Трейдинг» М.,2003.
3. О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» М., изд. «Скрипторий 2003.
4. А.И.Скворцов «Владимир» Ярославль; Верхне-Волж. кн. изд.
5. Интернет-ресурсы.
Читайте также |
---|
Математический коврик «Цветная мозаика»
Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...
Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка»
Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка» Цель: закрепление математических знаний и умений детей. Задачи: - закрепить умение следовать плану и инструкции; - упражнять...
Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы
Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...