Сайт для воспитателей детских садов



Логопедическое подгрупповое занятие для детей старшей группы по лексической теме «Игрушки»
Тема: «Плюшевые кошка и котенок в игрушечном доме»

 

Программное содержание:

Уточнить и расширить словарь по теме «Игрушки», уметь выделять отличительные признаки, свойства, материал, из которого сделаны игрушки при составлении описательных загадок.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование существитель­ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбор определений к слову игрушки, образование прилагательных суффиксальным способом, употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с, к).

Развивать у детей ориентировку в макропространстве. Использовать в речи термины пространственной ориентировки: «правый верхний угол», «правый нижний угол», «левый верхний угол», «левый нижний угол», «центр», «середина».

Развивать навык узнавать игрушки в контурном и силуэтном изображении; развивать прослеживающую функцию глаз.

Развивать мелкую моторику, фантазию у детей, слуховое восприятие и память, различать небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.

Материал:

Дидактическая многофункциональная настенная игра «Волшебная сетка», прищепки, предметные картинки по теме «Игрушки»; дидактическая игра «Из какого материала сделаны игрушки», предметные картинки, контурные и силуэтные изображения игрушечной мебели; пособия для сказки-шумелки (треугольники, бутылочки, деревянные палочки, целлофановый пакет, коробки); дидактическое пособие «Предлоги».

 

 Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Послушай, запомни, повтори».

Учитель-логопед: Будь внимателен, смотри без ошибок повтори: мяч - кукла - машинка, (ведерко - кубики - зайка, Чебурашка - мишка – лошадка, пирамидка - лодка - рыбка, котик - сова - гномик, петушок - лиса – утка).

Дети повторяют.

Учитель-логопед: Как одним словом можно назвать мяч, кукла, кубики, пирамидка.

Дети: Кукла, мяч, кубики, пирамидка – это игрушки.

 

II. Дидактическая игра "Из какого материала сделана игрушка?" Учитель-логопед: Из какого материала изготавливают игрушки?

Дети: Игрушки делают из дерева, пластмассы. Бывают игрушки из железа, картона, бумаги.

На столе лежат карточки «Из какого материала сделана игрушка» и предметные картинки с изображением игрушек (на каждого ребенка). Предлагаю детям правильно расположить предметные картинки: бумажные игрушки – к бумаге, железные – к железу и т.д.

Учитель-логопед: Пирамидка из дерева, какая?

Дети: Деревянная пирамидка.

Учитель-логопед: Мяч из резины, какой?

Дети: Резиновый мяч.

Учитель-логопед: Самолетик из бумаги, какой?

Дети: Бумажный самолетик.

Учитель-логопед: Машинка из железа, какая?

Дети: Железная машинка

Учитель-логопед: Кошка из плюша, какой?

Дети: Плюшевая кошка.

 

III. Ориентировка на макроплоскости.

Игра «Волшебная сеточка» (авторская игра)

Учитель-логопед: Плюшевая кошка жила в красивом игрушечном доме, в котором стояла игрушечная мебель. Поиграем пальчиками:

Тили-тили-тили-бом!

Вот стоит здесь Кошкин дом.

Мебель будем мы считать:

Кресло, стул, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали –

Десять пальчиков сгибали!

- Назовите мебель у кошки в доме.

- Назовите мебель, которая стоит в правом верхнем углу (в нижнем левом углу)?

- Где стоит шкаф? (в левом верхнем углу).

- Где стоит тумбочка? (в правом нижнем углу).

 

IV. Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Учитель-логопед: У плюшевой кошки есть котенок. Он маленький, пушистый, красивый и тоже плюшевый. Мебель у кошки большая, а у котенка маленькая. Я буду называть мебель, а вы - называть ласково. Стол - столик, диван – диванчик, шкаф – шкафчик, стул – стульчик, кровать – кроватка, полка - полочка и т. д.

Предлагаю детям отыскать и поставить на магнитную доску мебель для котенка. Выбирать по силуэтному изображению из множества.

 

V. Сказка-шумелка «Котенок и мышонок»

В игрушечном домике со своей мамой-кошкой жил-был пушистый котенок. Когда котенок спал на своем мягком, уютном игрушечном диване, из норки выбежал мышонок и побежал по комнате (шуршание целлофановым пакетом).

Мышонок забрался на стул, затем запрыгнул на стол и стал искать себе еду (стучат пальчиками по коробке или барабану).

Мышонок опрокинул миску с орешками (ударяем по треугольнику).

Он грыз орешки (стучим деревянными палочками друг о друга).

Грыз зернышки и семечки (проводим палочкой по гофрированному картону или деревянной расческе).

Пока мышонок хозяйничал на столе, а котенок спал на диване, на улице началась гроза: подул сильный ветер (дуем в бутылочку), загремел гром (стучим деревянными палочками друг о друга), капельки дождя застучали по окну, вначале тихо, а затем все сильнее и сильнее (ударяем по треугольнику).

Мышонок испугался и побежал к себе в норку (шуршание целлофановым пакетом).

Проснулся от шума котенок, спрыгнул с дивана и побежал за мышонком (стучим деревянными палочками друг о друга), но поймать мышонка не успел. Долго сидел котенок возле норки и точил свои острые коготки, охранял свое жилище (ударяем по треугольнику).

 

VI. Употребление предлогов: в, на, под, за.

- Маленький котенок очень любит играть. Посмотрите, сейчас он лежит на диване, (повторяю предложение) «Котенок лежит на диване», закройте фишкой нужную карточку.

Предлагаю детям повторить предложение и назвать предлог, используемый в предложении. Аналогично проводится работа с другими предложениями.

«Котенок спрыгнул с дивана, залез в шкаф, вылез из шкафа, забрался под стол, а сейчас этот шалун залез и на стол...».

Далее детям предлагается самим придумать предложение с предлогами и закрыть нужную карточку.

 

VII. Зрительная гимнастика

         Красный шарик озорной

         Поиграй-ка, ты со мной               Дети смотрят на шарик

         Ну-ка, шарик, покатись,

         На глаза мне попадись                 Движения глазами влево-вправо

         Подниму глаза я кверху,

         Отыщу цветную ленту                 Движения глазами вверх

         Потом снова опущу

         И на метку посмотрю                   Движения глазами вниз

 

VIII. Игровое упражнение «Отгадай загадку»

Учитель-логопед: В доме у кошки было много игрушек. А какие это игрушки мы с вами должны отгадать

Далее дети загадывают загадки об игрушках, обосновывают отгадку и находят игрушки на полках в группе.

«Сам пустой, голос густой.

Дробь выбивает, ребят созывает». (Барабан.)

 

«Глазки голубые, кудри золотые,

Губки розовые». (Кукла/)

 

«Его пинают, а он не плачет.

Его бросают – назад скачет». (Мяч.)

 

«Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Все сначала начинаю». (Кубики.)

 

IХ. Упражнение «Чего не хватает?»

- Посмотрите внимательно, какой мебели нет у кошки? (Кошке не на чем сидеть, ей нужно: диван, кресло, табурет, стул)

- Стул нужно поставить справа от стола, а табурет слева.

- Между буфетом и кроватью поставьте диван.

- Между книжным шкафом и тумбочкой – кресло.

Дети выполняют задание.

 

Х. Итог занятия

Благодарю детей за помощь в расстановке мебели в доме у кошки. Спросить, что было самым трудным, что далось легче всего.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

     
  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...