Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы с ОВЗ
Тема: «Пересказ белорусской сказки «Котик Петрик и мышка» по опорным схемам»
Цель: совершенствовать навыки ведения подготовленного диалога.
Обучающие задачи:
- учить пересказывать текст целиком и по частям с опорой на схемы;
- закрепить навыки построения сложного предложения;
- упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
Коррекционные задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, память, двигательные навыки, тренировать мыслительные операции.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Активизация словаря:
- предметный – сказочник, мышка, кот Петрик, солома, зверёк;
- качественный – длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, большой;
- маленький, пушистый, гладкий, тихий, громкий, глупый, умный, хитрый, взрослый;
- глагольный – ловить, зашуршал; уточнение значение выражения «след простыл».
Предварительная работа с детьми: артикуляционная гимнастика, игры на развитие интонационной выразительности, упражнения на составление предложений по опорным схемам.
Предварительная работа воспитателя: изготовление карточек – схем к сказке, подготовка костюмов.
Оборудование:
- музыкальная шкатулка,
- карточки со схемами,
- костюмы героев сказки,
- мяч.
Методические приёмы:
- игровые,
- наглядные,
- словесные (напоминание, указания, вопросы),
- поощрения.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент: вношу музыкальную шкатулку.
Воспитатель: «Наш знакомый Сказочник прислал для вас в этой шкатулке сказку. Хотите послушать? Но шкатулка закрыта. Как же нам её открыть? А вот записка от Сказочника: » Если хотите открыть шкатулку и прочитать сказку подберите правильно слова».
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: «Я буду называть слова, и бросать вам мяч, а вы говорите наоборот и возвращать мяч мне:
длинный – короткий | большой - маленький |
широкий - узкий | пушистый - гладкий |
высокий - низкий | тихий – громкий |
Воспитатель: «Шкатулка открывается, сказка начинается. Садитесь удобно и внимательно слушайте белорусскую сказку «Котик Петрик и мышка».
2. Чтение сказки с выставлением схем на доске.
3. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: «Понравилась сказка? Как она называется? Что котик Петрик слышал от взрослых котов о мышах?
Дети: «Взрослые коты ловят мышей».
Воспитатель: «Почему Петрику очень хотелось поймать мышь?»
Дети: «Петрик хотел поскорее стать взрослым котом».
Воспитатель: «Ходил, ходил Петрик около соломы. И вдруг? Что произошло?»
Дети: «В соломе что то зашуршало, и вылез зверек с длинным хвостом».
4. Отработка диалога Петрика и мышки.
Воспитатель: «Послушайте, о чём говорили Петрик и мышка».
Чтение диалога.
Воспитатель: «Я ещё раз прочитаю, но буду говорить за Петрика, а вы за мышку».
Повторное чтение диалога.
5. Отработка словаря.
Воспитатель: «Поймал Петрик мышку? Какая мышка?»
Дети: «Мышка хитрая, умная».
Воспитатель: «А Петрик какой?»
Дети: «Петрик глупый, маленький».
Воспитатель: «Что значит «след простыл»? Это значит убежал, спрятался, исчез».
6. Физкультминутка.
Отворилась тихо дверь (разводят руки в стороны)
И вошел усатый зверь, (показывают усы)
Сел у печки, хмурясь сладко (присели)
И умылся серой лапкой, (имитация умывание лапкой)
Берегись мышиный род, (грозят пальцем)
На охоту вышел кот.
7. Повторное чтение сказки с установкой.
Воспитатель: «Я ещё раз прочитаю сказку, слушайте внимательно и запоминайте, а потом расскажите её. Начните свой рассказ с названия сказки, а схемы вам помогут».
8. Пересказ сказки детьми по опорным схемам. Оценка детских рассказов детьми.
Воспитатель: «Вам понравилось, как рассказал ..... сказку? Всё ли по порядку рассказал? Какие придумал предложения? Хорошо ли запомнил разговор Петрика и мышки?»
9. Драматизация сказки.
Воспитатель: «Хотите поиграть в сказку? Представьте себя сказочными героями. Кем вы хотите быть?»
Распределить роли по желанию и выбору детей, одеть костюмы. Напомнить, детям, что при рассказывании сказки они могут опираться на опорные схемы. По окончанию драматизации положительно ценить деятельность детей.
Текст - сказки
Котик Петрик и мышка.
(белорусская сказка)
Однажды котик Петрик захотел поймать мышку. Петрик был ещё маленький и никогда мышей не видел, только от взрослых котов слышал, что они всегда ловят мышей. И Петрику очень захотелось поймать мышку, чтобы поскорее стать взрослым котом.
Ходил, ходил Петрик около соломы, - никого нет. Вдруг в соломе как зашуршит!
Петрик прыгнул и увидел маленького зверька с длинным хвостом.
- Ты кто? - спросил Петрик.
- Мышка.
- Вот ты мне и нужна!
- Зачем?
- Не знаю зачем, знаю только, что котам надо ловить мышей!
Мышка и говорит:
- Коты ловят мышей, чтобы играть в кошки - мышки. Хочешь, научу тебя?
- Конечно, хочу, - сказал котик Петрик.
- Тогда стань в уголок, - сказала мышка, - закрой глаза и считай до трёх, а потом лови меня!
Котик Петрик стал в уголок, закрыл глаза, как сказала мышка, досчитал до трёх, посмотрел, а мышки и след простыл.
Читайте также |
---|
Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…
Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...
Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»
Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...
Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников
Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...