Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет на тему: «Филимоновское чудо»
Цель.
Формирование у старших дошкольников творческих способностей посредством приобщения к декоративно – прикладному искусству Тульского края: народному промыслу - Филимоновской игрушке.
Задачи.
- Образовательные.
- Систематизировать знания детей о народных промыслах в процессе приобщения их к творчеству Тульских мастеров. Напомнить детям о происхождении филимоновской игрушки.
- Закрепить декоративные элементы филимоновской росписи: полосы, точки, круги, цветы, ёлочки, солнышко.
- Учить расписывать объёмную глиняную фигурку петушка основными традиционными узорами в определенной цветовой гамме: жёлтым, зеленым, малиновыми красками.
- Развивающие.
- Развивать художественно - эстетические способности, умение видеть прекрасное в обыденных предметах.
- Формировать интерес дошкольников к народной игрушке.
- Воспитательные.
- Воспитывать уважительное отношение к творчеству народных умельцев, аккуратность при выполнении росписи и умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция с другими образовательными областями:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и использование ИКТ.
Предварительная работа.
- Чтение художественной литературы о мастерах Тульской области. Рассматривание фотографий с изображением Филимоновских игрушек.
- Организовать выставку изделий из глины.
- Вылепить заранее глиняных петушков и другие фигурки животных (кони, коровы, олени и другие).
Оборудование:
- помещение оформлено в виде деревушки, где расположены силуэты Филимоновских игрушек большого размера (корова, конь, солдат, барыня, петух);
- мультимедийная установка, презентация «Чем славится наш Тульский край?»;
- стол для выставки детских работ (хохломской росписью);
- глиняные не раскрашенные свистульки;
- костюм петуха;
- фартуки;
- тонкие (беличьи) кисточки;
- подставки для кисточек;
- скатерти;
- баночки - «непроливайки»;
- баночки с гуашью по три штуки с жёлтой, розовой, зеленой;
- салфетки;
- подставки для росписи игрушек (можно крышки из-под ведерок по количеству детей);
- губки для вытирания излишка краски с фигурки;
- латок с глиняными фигурками;
- леденцы в виде петушков, который выносит «петух».
Ход занятия:
Дети заходят в зал и становятся перед экраном полукругом. На экране показывают презентацию « Чем славится наш Тульский край?»
Воспитатель:
Дети! Я приглашаю вас на экскурсию по Тульскому краю. Пожалуйста, дети, обратите внимание (воспитатель жестом указывает на экран). Что вы видите перед собой?
Дети:
1. Я вижу перед собой город Тулу.
2. Это карта нашего Тульского края.
Воспитатель:
Дети! Скажите, пожалуйста, чем славится наш Тульский край?
Дети: Тула – город оружейников.
Воспитатель:
Правильно, Тула веками оружье ковала.
Дети:
Наш Тульский край славится самоварами.
В Туле пекут вкусные пряники.
Тульский край славится звонкими гармонями. (На экране появляется слайд со всеми тульскими ремеслами.)
Воспитатель:
А еще под Тулой есть удивительное место, где жил и работал великий русский писатель. Кто из вас знает, что это за место как зовут этого писателя?
Дети:
Это Лев Николаевич Толстой, он жил в Ясной Поляне, написал много книг и прославил Тульский край на весь мир. (На экране появляется слайд с Л.Н. Толстым.)
Воспитатель:
Вот, молодцы, как интересно вы рассказали! Наш Тульский край славится и своими мастерами. Вы знаете кого-то из них? Пожалуйста!
Ребенок:
Да! Я знаю Тульского кузнеца-Левшу, который подковал блоху!
(На экране: Левша с блохой.)
Воспитатель:
Умница! Да, действительно богата Тульская земля и народными мастерами.
Дети, отгадайте загадку:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут!
Там народные умельцы,
К нам добро в дома несут.
А добро то не простое,
И ни злато – серебро!
Создают из глины чудо,
Как называется оно?!
Что это за чудо то такое,
Необычное, глиняное, расписное?
Дети:
1. Это Филимоновская игрушка.
2. Глиняные свистульки из деревни Филимоново.
Воспитатель:
Конечно же, это чудо называется Филимоновская игрушка. Дети! Вы хотите побывать в этой деревеньке и увидеть глиняные игрушки Филимоновских мастериц?
Дети:
Да! Хотим!
(Звучит музыка. На экране появляется деревня.)
Воспитатель:
Хотите! Тогда проходите! Вот она - эта деревенька! (Воспитатель и дети двигаются мимо указателя на деревню по кругу под песню «Вместе весело шагать по просторам». Воспитатель заходит за ширму и превращается в хозяйку, надевает костюм. А после музыки появляется изображение хозяйки на экране и рассказывает: «Вот деревня Филимонова, Тульской области, Одоевского Района. Когда-то здесь народные умельцы - Филимоновские гончары придумали лепить и расписывать игрушки из глины» (Хозяйка держит игрушку в руках.) Можно много раз видеть нашу местную Филимоновскую игрушку, но, повстречавшись, с ней вновь, опять остановишься и залюбуешься. Как всё просто, изящно, гармонично, какая выдумка и чувство красоты!
(Хозяйка появляется перед детьми, а на экране – игрушки.)
Хозяйка:
Перед вами здесь игрушки,
Разноцветны и ярки!
Озорные, как частушки,
Светятся, как огоньки!
Не просто глиняные игрушки, а Филимоновское чудо! Дети, чем необычны эти игрушки? Как вы думаете?
Дети:
1. Игрушки красивые и яркие.
2. Это все свистульки.
3. Филимоновские свистульки смешные и причудливые.
4. Они озорные и веселые.
5. Все игрушки сделаны из глины.
Хозяйка:
Молодцы! Давайте подумаем, какие сюжеты легли в основу Филимоновских игрушек?
Дети:
1. Я вижу перед собой танцующую пару – солдата и барышню.
2. Мне нравится конь и корова – они очень смешные.
3. У них длинные шеи.
4. А мне приглянулась красиво расписанная свинка. Ее бочка украшены причудливым узором.
Хозяйка:
Дети, что общего у этих игрушек?
Дети:
1. Филимоновские игрушки похожи узорами.
2. У них вытянутые шеи.
Хозяйка:
Какие узоры филимоновской росписи вам знакомы?
Дети:
1. Я знаю узор – Филимоновские цветы.
2. А мне знакомы точки и зигзаги.
3. У петуха бока расписаны елочкой.
4. Я вижу такие узоры, как солнышко и звездочка.
Хозяйка:
Сплетаются эти узоры в радостные соцветия. А какими основными цветами раскрашены свистульки?
Дети:
Они расписаны красным, желтым, зеленым и иногда синим и малиновым.
Хозяйка:
Мастерицы из деревни Филимоново Тульского края не только лепили и украшали глиняные свистульки, но и сочиняли про них пословицы и поговорки. Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете?
Дети:
1. Петух семейку охраняет - никого не подпускает.
2. Не желает медведь реветь – желает свистеть.
3. Верхом – не пешком, захочу – на коне поскачу.
4. Один солдат на базар – другой с базара.
5. Коровушка непростая – глиняная, расписная.
6. Танцует парочка – солдат и сударушка.
7. Конь бежит – вся земля дрожит.
Хозяйка:
Молодцы! Порадовали меня, вот, сколько пословиц и поговорок вы знаете! Как вы думаете, зачем людям нужны Филимоновские игрушки?
Дети:
1. Мастера делали игрушки - свистульки для детской забавы, чтобы играть с ними.
2. Лепили для продажи на ярмарках.
3. Для красоты, потому что их раскрашивали яркими красками.
4. Они приносят людям радость.
Хозяйка:
Спасибо, вам дети за песню.
(Звучит мелодия, под которую появляется ребенок в костюме петуха с лотком глиняных нераскрашенных игрушек.)
Петушок: Петушок, я, Петушок!
Золотой, я, гребешок!
Встретить я хочу друзей.
И узнать у них секрет,
Как раскрасить мне скорей
Вот эти свистульки для детей!?
Хозяйка:
Здравствуй, Петушок! Мы рады тебя видеть!
Петушок:
Здравствуйте гости дорогие (грустно отвечает).
Хозяйка:
Что ты Петенька не весел,
Красну голову повесил?
Что ты Петя загрустил,
Свои крылья опустил?
Петушок:
Ох- ох-ох! (Вздыхает.)
Хозяйка:
Петушок! Мы тебя сейчас развеселим! Поиграй с нами! (Дети становятся вокруг петушка, ходят по кругу и проговариваю.)
Дети:
Трух! Трух! Трух! Трух!
Ходит по двору петух.
Сапоги со шпорами,
Хвост с узорами,
На дворе стоит
И на весь двор кричит! (Дети разбегаются.)
Петушок:
Ку-ка-ре-ку! (Машет крыльями и догоняет детей.)
Хозяйка:
Развеселили мы тебя, Петушок? (Он вздыхает.)
Вижу, что нет! Что с тобой произошло? Почему ты грустный?
Петушок:
Да ребята, вот беда!
Пока шел я к вам сюда,
Проходя через мосток,
Упал в речку мой лоток!
Измочил я петушков,
Краски смылись с их боков.
Я теперь ищу совета,
Как решить проблему эту!?
Петушок:
К несчастию мои игрушки так и останутся не раскрашенными, ведь я не умею рисовать!
Хозяйка:
Да, беда, так беда! Дети! Как мы можем помочь Петушку?
Дети:
1. Мы станем друзьями петушку
2. Мы можем научить тебя рисовать
3. Поможем заново расписать игрушки! (Решительно.)
Петушок:
Вот мои игрушки – глиняные петушки. (Петушок раздает игрушки.) Вы, скорее их возьмите и по ярче распишите.
И тогда они опять будут красками сиять.
Хозяйка:
Отлично! Мы поможем тебе, петушок! Дети! Мы сегодня с вами станем народными мастерами. (Надевают фартуки и повязки на голову.) Выберите, пожалуйста, себе по одной свистульки и занимайте свои места. Петушок, присоединяйся к нам и учись расписывать игрушки из глины! (Дети расписывают свистульки.) Ребята! Давайте полюбуемся все вместе на вашу работу! (Педагог ставит стол. Дети выставляют свои работы на лоток петушку.)
Петушок:
(Любуется.) Ох! Какие глиняные игрушки!
Хозяйка:
(Берет одного петушка, Восторгается.)
Яркий петушок
У него алой краскою сверкает гребешок!
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Невозможно сосчитать!
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост!
Не забыли про подставку
Полосой украсили яркой!
Петушок:
Здорово у вас получилось, спасибо большое!
Хозяйка:
Помогли мы тебе Петушок?
Петушок:
Да, помогли вы мне на славу.
Потрудились вы не зря.
Вот сосульки получите и спасибо вам друзья.
(Дети получают леденцы в виде петушков.)
Дети:
Спасибо, Петушок!
Хозяйка:
Вот пришла к нам игрушка такая
Вся простая и без хитрых затей
Длинные шеи и расписная
Для игры и забавы детей!
А мы с вами немного отдохнем - про свистульки песенку споем! (Дети поворачиваются к фортепьяно, два ребенка берут свистульки.)
Исполняется песня « Филимоновское чудо»
1.куплет
Будто радуга и солнце
Здесь оставили свой след
Филимоновской игрушкой
Забавляется весь свет.
Припев
Что за чудо - чудеса
Нет игрушек краше.
Вот какие мастера
Живут в деревне нашей!
2. куплет
А свистульки так играют,
Что захватывает дух!
Покорил всех красотою
Филимоновский петух!
Припев
Петушок:
Всем друзья вам на прощанье говорю вам до свидания. (Он уходит и уносит лоток с игрушками.)
Хозяйка:
Дети, а нам с вами надо возвращаться в детский сад (звучит музыка и на экране появляется дорога в детский сад, пока звучит фонограмма «Вмести весело, шагать по просторам» Хозяйка «превращается» в воспитателя, переодевается. (На экране фотография детского сада.)
Воспитатель:
Вот и закончилась интересная экскурсия по Тульскому краю, мы с вами и в детском саду. Дети, что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось?
Дети:
1. Мы побывали в деревне Филимоново.
2. Мы играли, пели, рисовали
3. Мы научили петушка расписывать глиняные свистульки.
4. Вспомнили, чем славится наш Тульский край.
5. Наши игрушки получились красочными и аккуратными.
Воспитатель:
Дети, куда мы можем выставить ваши работы? Где могут храниться Филимоновские свистульки?
Дети:
1. Глиняные игрушки могут украсить наш дом.
2. Их можно продавать на ярмарках.
3. Свистульки можно передать в музей.
4. Игрушки можно подарить близким людям, им будет очень приятно.
Воспитатель:
Дети! Вы большие молодцы. Вы показали себя настоящими мастерами. Все очень хорошо поработали! Всех благодарю!
Читайте также |
---|
Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку»
Алгоритм проведения мастер-класса для дошколят «Армянское национальное блюдо Ёку» Фестиваль детского творчества «Разноцветная страна» для детей подготовительной группы в рамках армянской национальной...
Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»
Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)
Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР…
Конспект досуга - развлечения для детей средней группы с ТНР «День знаний. Давайте познакомимся» Цель: - познакомиться педагогу с детьми и детям...