Открытое занятие по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе
Тема: «Каникулы в Простоквашино»

 

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Программное содержание:

1. Сформировать представления об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

2. Закрепить счётные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

3. Развивать мышление, сообразительность, смекалку, навыки вычислительной деятельности, творческое воображение.

4. Воспитывать умение совместными усилиями достигать поставленной цели.

5. Вызвать эмоциональный отклик у детей, чувство удовлетворённости.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – кружки; подкрашенная вода; слайды.

Раздаточный – игрушечная посуда разного объёма (кастрюльки, кружки, ведёрки и т. п.) – по 1 набору для каждой группы; карточки на состав числа 8; кубики Никитина; жёлтые, зелёные, красные карточки с примерами; карандаши простые; цифры от 6 до 8 на каждого ребёнка; линованные карточки с изображением собаки и кота; карточки шифр (волшебные картинки); стеки.

 

Ход занятия:

1. Непосредственное сравнение по объёму (вместимости).

- Игра: «Праздник в Простоквашино»

На стене зашифрованное слово «Простоквашино». На столе у воспитателя подкрашенная вода и две кружки, равные по объёму, но отличающиеся высотой и диаметром дна:

- Здравствуйте! Проходите ребята, мы вас заждались. Ребята, сегодня в нашей деревне праздник. А как она называется, вы узнаете когда прочтёте её название. А помогут вам в этом любимые герои мультфильма.

- Сегодня в Простоквашино праздник: кот Матроскин и Шарик ожидают приезда дяди Фёдора. У них по этому поводу вышел спор. Они решили угостить дядю Фёдора молоком из кружки, в которую войдёт больше молока, но не могут никак решить, какую кружку взять. Давайте им поможем.

Дети высказывают свои предположения. Обычно, они считают, что больше по объёму та кружка, которая выше. Учитель высказывает мнение, что больше по объёму кружка меньшей высоты. Разгорается спор.

- У меня на столе есть вода. Может быть она поможет нам решить спор?

Дети должны догадаться, что одну кружку надо наполнить водой до краёв, а потом перелить воду в другую кружку.

Воспитатель на глазах у детей выполняет переливание, и все убеждаются, что в обе кружки вмещается одинаковое количество жидкости. В этом случае говорят, что кружки равны по объёму.

- Практическая работа.

Дети работают в группах по 2 человека. На столах в каждой группе по два предмета игрушечной посуды разного объёма (например, кастрюльки, кружки и т. д.) и по мерному стакану с водой.

- Попробуйте теперь сами сравнить по объёму посуду, которая у вас на столе.

Дети наполняют из ведёрка один сосуд, переливают во второй и определяют, какой из сосудов больше по объёму, а какой меньше. Воспитатель помогает группам, выслушивает их суждения, обращает внимание на то, что вода в первый сосуд должна быть налита до краёв. Затем группы выслушивают друг друга, например:

- Мы сначала налили воду в кастрюльку до краёв. Потом эту воду мы перелили в кружку. В кружке ещё осталось место. Поэтому кружка по объёму больше, чем кастрюлька.

- Мы налили воду в миску до краёв. Потом эту воду мы перелили в кастрюльку. Вода в кастрюльку не уместилась. Поэтому кастрюлька по объёму меньше, чем миска. И т. д.

 - Молодцы! Вы справились со своей задачей! Напрасно ссорились Шарик и Матроскин! –Как можно сравнить кружки по объёму? (наполнить одну кружку до краёв и перелить воду в другую кружку).

2. Работа с карточками.

В задании закрепляется знание состава числа 8.

- Ребята нам пришла телеграмма от дяди Фёдора. «Матроскин и Шарик. Высылаю вам угощение. А что, узнаете когда справитесь с волшебными картинками.» Чтобы прочесть нужно счистить слой краски и воска. И тогда мы узнаем что пришлёт нам дядя Фёдор. (Дети работают со стеками.)

- Что же вы видите? (буквы).

- Теперь расположите буквы согласно цифре по порядку от 1.

- Прочтите, какое слово у нас получилось?

- Пока посылка к нам идёт давайте выполним ещё одно задание.

- Ваша задача разделить количество конфет между Шариком и Матроскиным разными способами. Отделите эти части друг от друга так, как это показано на первой картинке, и допишите цифры в пустые клетки.

- Катя, расскажи как ты разделила конфеты между Шариком и Матроскиным?

1 –й ребёнок:

- Можно дать Матроскину 1 конфету, тогда Шарику достанется 7 конфет. 8 - это 1 и 7

Записываем: 1+ 7.

2 –й ребёнок:

- Можно Коту дать 2 конфеты, а Псу – 6 конфет: 8=2+6.

3 – й ребёнок:

- Если Матроскин получит 3 конфеты, то Шарику дадут 5 конфет: 8= 3+5.

4 – й ребёнок:

- Можно дать Матроскину 4 конфеты, тогда и Шарику достанется 4 конфеты: 8=4+4.

- Самое справедливое решение – это когда каждый получит поровну.

- Спасибо, молодцы! Вы были старательны и внимательны

- А теперь – отдохнём.

3. Физминутка: «Звездолёт».

Дети имитируют полёт звездолёта:

А сейчас мы с вами, дети

Улетаем на ракете

На носки поднимись

А потом руки вниз

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

(1-2 стойка на носках, руки – вверх, ладони образуют «купол ракеты», 3-4 основная стойка.)

4. Д\И «Сложи ракету» (кубики Никитина)

В задании закрепляется умение выкладывать узор по образцу.

- Матроскин, Шарик тоже решили полететь в космос.

- Что нам понадобится для полёта? (ракета).

- Предлагаю вам пройти в цех сборки ракет. И с помощью кубиков Никитина выложить ракету. (Индивидуальная работа с кубиками Никитина.)

5. Повторение.

В задании закрепляется понимание взаимосвязи целого и частей.

Задание выполняется в форме командной игры.

- Уровень трудности заданий в каждом секторе различный: первый – самый лёгкий, второй – посложнее, а третий – самый сложный. Чтобы ракета взлетела, надо правильно дописать в клетках пропущенные цифры.

Уровень трудности заданий в трёх столбиках различный. Каждый ребёнок выбирает один из столбиков – «ступень» ракеты – по собственному желанию и течении 2-3 мин. Самостоятельно вписывает цифры в клетки. По результатам выполненной работы взаимопроверка.

- Итак, во всех трёх ступенях поломок нет! Производим отсчёт для взлёта. Обратный счёт от числа 10. Ракета взлетела!

- Матроскин и Шарик отправились в космическое путешествие. Они обещали не ссорится, и просили написать об этом дяде Фёдору. Давайте поможем им написать это письмо.

6. Графический диктант.

7. Итог занятия.

- Ребята, удалось нам с вами померить Матроскина и Шарика? Каким образом?

  1. Определили объём кружек. Что оказалось? Что они равны по объёму.
  2. Разделили конфеты поровну.
  3. Решили правильно примеры. И помогли отправиться в космическое путешествие.

Ребята, используя мимику и жесты, покажите мне пожалуйста ваше отношение к занятию.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка» Цель занятия: Учим детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать их...

Тематические недели в ДОУ

Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...

Читайте также

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...