Сообщение из опыта работы «Играем с куклами»

 

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления.

Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе педагога по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Дошкольники очень любят смотреть представления кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен, Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. В дошкольный период у детей начинает формироваться отношение к окружающему миру, формироваться характер и интересы ребенка. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия и правдивости. Поэтому моим помощником в работе с детьми сделала театральную куклу – Петрушку. Перед собой поставила задачу, чтобы кукольный театр прочно вошел в жизнь детей и способствовал развитию художественно – творческой деятельности.

Работу с детьми я начала во второй младшей группе с внесения Петрушки. Когда Петрушка появился в группе, дети с большим интересом стали его рассматривать, протягивали ему ручки поздороваться, знакомились, называли свои имена. Петрушка разговаривал с детьми, они слушали его внимательно, сразу затихали. Наблюдая за детьми в процессе режимных моментов, Петрушка хвалил аккуратных, расторопных детей. В течение нескольких дней Петрушка был другом детей, которому дети рассказывали о своих делах, о своем настроении и переживаниях.

В последующие дни Петрушка пришел не один, а с куклой – девочкой. В первое время знакомства детей с куклами, специально не ставила ширму, чтобы дети видели мои руки, мои действия с куклами.

Первые игры с театрализованной куклой появились у девочек. Они брали кукол в уголок, там беседовали с ними, укладывали их спать. Действия с куклами дети проводили без ширмы, использовали ее неверно. Для обучения детей правильному действию с театральными куклами, я принесла ширму и показала детям инсценировку с двумя куклами, прочла потешку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Ночка темная, не спится,

Наша Машенька боится.

Ты, собачка, не лай,

Ты мне Машу не пугай!

Дети с большим интересом смотрели за моими действиями. Мое предложение одеть куклу на руку и прочитать любое стихотворение дети восприняли оживленно. Объяснила, что кукла должна наклонять голову на слова стихотворения, тогда она кажется живой. Не все сразу у всех получалось. При совместной работе с детьми, мы смогли научиться управлять куклами.

В группе постоянно находились ширма и куклы, дети в любое время могли одевать их на руки и повторять любые стихи, сказки. Постепенно они овладели навыками вождения кукол.

После того как у детей появился интерес к кукольному театру, я решила использовать театральную куклу на занятие. Внести куклу можно разными способами, используя загадку, создав сюрпризный момент.

На занятии «Лесные жители» на мой вопрос: «Каких лесных зверей вы знаете?», дети отвечали и появлялись куклы. Куклы задавали детям вопросы, оценивали ответы детей. Такие занятия увлекают детей, они активны и внимательны. Внесение театральных кукол является удачным на такие занятия, как рассказывание, беседа, составление рассказа. И здесь внесение кукол необходимо в конце занятия, когда снижается умственная работоспособность, а появление кукол вызывает активность детей. На занятиях художественно – эстетического развития куклы начинали занятия с просьбы слепить или нарисовать что-то.

Вне занятий дети сами устраивали кукольный театр, повторяли ранее услышанное, импровизировали. Дети полюбили кукол, но сценки были однообразны и речь невыразительна. Для решения этой проблемы необходимо было обучить детей различным видам выразительности. Дл этого я давала подгруппе детей задание, где в основе лежал какой-либо способ выразительности (интонация, жест, мимика, походка). Например, сказка «Заюшкина избушка», предложила детям разыграть эпизод: лиса выгнала зайца. Детям поочередно с помощью куклы нужно было изобразить зайца. Затем все вместе сравнивали и делали выводы. В работе по развитию выразительности речи вела индивидуальную работу для использования в речи вопросительно – ответных интонаций. К середине года у детей старшей группы появилось умение выполнять ту или иную роль.

Однажды, наблюдая за играми детей, я заметила, что они пытаются поставить сказку «Колобок». Дети подобрали атрибуты, распределили роли, но в речевом отношении спектакль у детей получился не эмоциональным. Я пришла к выводу, что детей надо учить драматизировать сказку. Как – то вечером я прочитала детям русскую народную сказку «Пых» и мы решили попробовать ее показать в кукольном театре. Итогом нашей работы был показ сказки «Пых» на совместном с родителями празднике «Моя большая семья». Показ прошел успешно, дети и родители были в восторге от увиденного.

Дети часто брали кукол и придумывали свои истории, зрителями этих представлений могли быть игрушки и куклы. Каждая игра в театр постоянно чем – то обновлялась. Театрализованная кукла полюбилась детям и прочна вошла в их жизнь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»

Читайте также

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых…

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами» Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню...

Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Мое…

Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Мое село» Цели: формировать знания детей о Малой Родине; развивать у детей чувство патриотизма...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...