Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами»

Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню "Белая трость", и 13 ноября - День Слепых Людей. дню солидарности с людьми плохо видящими и слепыми. Данный тренинг включает упражнения, игровые технологии.
Цель: воспитание толерантности к людям с ограниченными возможностями
Задачи: развивать чувство сострадания к людям, нуждающимся в поддержке;
познакомить с историей возникновения Международного Дня "Белая трость" и 13 ноября.
Оборудование: Шарфики, «белая трость», сундук с мелкими игрушками, рельефные картинки и дополнительный материал.

 

Ход мероприятия

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас сегодня видеть на нашем игровом - тренинге «Мир добрыми глазами».

Мы не зря так назвали этот тренинг, он посвящён таким знаменательным дням как «Белая трость», который отмечался 15 октября, а так же ко Дню Слепых людей, которое отмечается 13 ноября.

Психолог: Предлагаем немного напомнить вам, почему 15 октября отмечается Международный день Белой трости. И почему именно он считается, символа незрячего человека.

История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году. В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение. Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь. Совет бывшего воина был таков: развивай свою самостоятельность, выходи из дома один, чем чаще будешь выходить с сопровождающим, тем больше испортишь нервов, когда придется выйти одному. Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что она не гарантирует ему полной безопасности: на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители, особенно в хмурую английскую погоду. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтоб она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое.

Психолог: А так же, 13 ноября ежегодно отмечается Международный день слепых. Эта дата учреждена в 1984 году Всемирной организацией здравоохранения. Она приурочена ко дню рождения Валентина Гаюи, французского педагога, основателя первых учебных заведений и предприятий для незрячих, первого изобретателя рельефного шрифта, и призвана обратить внимание на проблемы людей с полной или частичной потерей зрения, которым тяжело адаптироваться и найти себя в современном мире.

Психолог: Задача нашего тренинга – вспомнить о том, что рядом с нами, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут те, кто не видит всех красок окружающего мира. И даже не столько вспомнить, сколько попытаться понять их.

Психолог: Для начала давайте с вами поздороваемся в игровой форме.

Приветствие друг другу "Упражнение "Хип-хоп".

При слове "Хип" назвать имя соседа слева, при слове "Хоп" - соседа справа. Я начинаю.

Молодцы! А теперь усложним игру. Закрываем глаза (каждый повязывает себе шарф на глаза) Теперь, пожмите соседа слева за руку. Теперь поздоровайтесь с соседом справа. Какие ощущения у вас появились? С какими трудностями вы столкнулись? Был страх темноты? (ответы)

Психолог: Уважаемые коллеги, сегодня мы предлагаем окунуться в мир людей, которые считают «темноту» своим вторым другом, и познают мир только через звуковые и тактильные ощущения. Мы предлагаем вам сначала поделиться на 6 пар! И выберите пожалуйста кто у вас будет за человека с белой тростью, а кто будет его ассистентом. Затем в ходе игры, ролями вы в паре поменяетесь.

Упражнение «Поводырь»

Группа педагогов делиться на 5-6 пар. Выбирается из пары, кто из них «человек с белой тростью» (завязываются глаза шарфом), а кто будет «ассистентом». На выбор игрокам представляются карточки с заданиями. Ассистент озвучивает их и помогает своему напарнику выполнить ее с помощью подсказок. Например: доведите до окна, до правого дальнего угла и т.д.

Психолог: Молодцы! Расскажите о своих ощущениях. Какие затруднения в ходьбе вы чувствовали? Почему передвигались с осторожностью? (ответы) Вы правы, чтобы доверить себя или самому взять ответственность за другого человека необходимо много сил и времени. Но не надо думать, что люди без зрения не живут, а существуют! Многие ведут активный образ жизни: играют на музыкальных инструментах, читают книги и даже занимаются спортом. Чтобы полноценно жить в обществе, слепые люди используют специальные средства, например азбуку, которую можно читать пальцами. А что это за азбука такая, кто создал ее? (Ответы.)

Психолог: Коллеги, а как вы думаете, какие виды спорта можно предложить подростку без зрения? (варианты).

Упражнение «Волшебные сундучки»

Психолог: А сейчас упражнение «Волшебные сундучки». Приглашается 4 человека. Педагогам предлагается с помощью тактильных ощущений найти определённый предмет (например, грибочек, матрешку или кубик) среди множества других предметов.

1. Чтобы понять, какой искать предмет, рассматривая руками, отгадайте загадки (психолог задает загадку на тему предмета). Каждый ищет определённый предмет. Рефлексия.

Загадка:

Мы вчера в лесок зашли,

И чего мы там нашли?

Он стоял на толстой ножке,

В крепкой шляпе у дорожки.
(Гриб.)

Загадка:

Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный спелый…
(Помидор.)

  1. Рассмотреть руками предмет в сундучке, и подумать как его описать, чтобы другие дети отгадали, что находится в сундучке. (игрок рассказывает остальным педагогам). Рефлексия.
  2. Рефлексия для всех: Почему было сложно искать?

Психолог: Коллеги, вы большие молодцы! Было нелегко, но вы справились с этим заданием. Сейчас, я хочу, чтоб вы отдохнули послушали одну притчу.

Притча "О слепцах и слоне"

За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет. Жителям города не терпелось узнать, что же такое слон, и несколько слепых горожан побежали, как безумные, чтобы разузнать о нем. Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он кое-что знает о слоне. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых сограждан. Пребывая в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался. Люди спрашивали о форме и размерах слона, выслушивали объяснения. Человек, трогавший ухо слона, сказал:

- Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Но тот, кто ощупывал хобот, сказал:

- У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую и пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

- Слон могуч и крепок, как колонна, - возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.

Каждый из них ощущал только одну из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково далеки от истины. Вывод. Подходя к жизни, к различным явлениям, событиям с одной стороны, мы уподобляемся знаменитым слепым, ощупывающим слона.

Психолог: Мы немного отдохнули, и переходим к завершающей игре нашего тренинга. Скажите пожалуйста, незрячие люди по какому шрифту читают? (ответы) Правильно, шрифт Брайля. Шрифт Брайля был придуман в 1824 году 15-летним французским подростком Луи Брайлем. В детстве Луи поранил глаз шорным ножом в мастерской отца и из-за прогрессирующего воспаления ослеп. Луи Брайль разработал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» Шарля Барбье. «Ночной шрифт» в то время использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте. Луи Брайль долгое время дорабатывал свой шрифт и в 1837 году представил его в обновлённом виде – с тех пор латинская система Брайля почти не менялась.
Наши детки в саду учатся видеть пальчиками через рельефные картинки, которые есть у дефектолога. Поэтому сейчас мы вам предлагаем попробовать прочесть картинку закрытыми глазами. Но для начала, нам нужно подготовить наши пальчики к работе, и для этого сделаем пальчиковую гимнастику.

Шустро ветерок летает, — воспитанники плавно и медленно двигают кистями, имитируя волны;

В парке листики считает:

Вот от дуба, — сгибают мизинцы на обеих руках;

Вот от клена, — сгибают безымянные пальцы;

Вот резные от рябинки, — сгибают средние;

Вот золотые от осинки, — сгибают указательные;

А вот березовый нашел, — сгибают большие;

Над землей кружить пошел. — поднимают руки над головой, размахивают в разные стороны.

Упражнение «Рельефные картинки»

6 участникам предлагаются рельефные картинки по тифлопедагогике. Педагоги должны (с закрытыми глазами) «прочитать» картинки, и описать, что на них изображено. Рефлексия. поделиться своими эмоциями и мыслями.

Заключительная часть

Психолог: Как вы думаете, какая помощь нужна слабовидящим и слепым людям? (Ответы.) Вы правы: внимание, уважение и доброта! Люди с ограниченными возможностями часто говорят: "Инвалида не нужно жалеть, все делая за него, необходимо уважать человека и создавать условия для удобной жизни всех со всеми!" Коллеги, вы согласны с таким мнением? (Ответы.)

Психолог: Завершаем наш тренинг игрой. Прошу всех встать в круг, уважаемые коллеги.

Психолог: Давайте встанем в круг (руки свободно опущены), сделайте шаг вперед, назад. Вы независимы друг от друга, но если нужна помощь, поддержка. Что мы сделаем?.. протянем руки другу (взялись за руки). Вновь сделаем шаг вперед, назад...Заметили, что не сговариваясь, мы стараемся сделать шаги одновременно. Хорошо. А теперь подставим друг другу плечо товарища (сомкнули круг, прикоснулись плечами) и снова делаем шаги влево-вправо, вперед-назад. Действия стали более организованными, мы пробуем договориться. Молодцы! А сейчас, шагнем еще навстречу, давайте поддержим друг друга дружелюбнее- приобнимем за талию, положа руки на пояс своих соседей по кругу...Какой тесный круг получился! Скажите, можно упасть, когда у тебя такая поддержка? (Ответы.) Коллеги, попробуйте поджать ноги к туловищу и повиснуть в воздухе...Почему вы улыбаетесь? Вам приятно чувствовать поддержку? Вы боитесь упасть? (ответы). Коллеги, почему было несложно удерживать? (Ответы.) На вашем примере мы убедились, что общая помощь и взаимовыручка помогают и приносят радость как нуждающемуся так и помощнику.

Психолог: Мы вас благодарим за плодотворную работу, спасибо, что нашли прежде всего время для себя, и уделила нашему тренингу внимание! Всем хорошего дня, и до новых встреч.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...

Читайте также

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию

Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию Название уголка: «Весёлые кляксы». Название группы, возрастная категория детей: Группа раннего возраста №2 «Светлячки». Цель: формирование творческого потенциала...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь…

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь растению?» Цель: способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Задачи: 1...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...