Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…»

Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- совершенствовать знания об окружающем мире, в том числе о характерных особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни ежа;  

- упражнять в умении устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, закрепить прямой и обратный счет;

- обогащать словарный запас ребенка.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать слуховое, тактильное, зрительное восприятия, проприоцептивную систему, развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве;

- развивать внимание, память, мыслительные операции;
- обогащать чувственный (эмоциональный) опыт ребенка.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в совместной деятельности с педагогом;

- воспитывать любознательность, активность.

Материалы и оборудование: звукозапись «Звуки природы» (ежик пыхтит), игрушка «ежик», напольная елочка, контейнер с гречкой, сосновые шишки, фольга, тактильные дощечки (6 штук), куб с отверстиями, математический планшет, резинки, диск массажный балансировочный, корзинка с яблоками и грибами (раздаточный материал), плоские тарелочки – 4 шт., повязка для глаз, сенсорные коврики, песочный стол.

 

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Психогимнастика «Мой друг»

- (Имя ребенка), посмотри, сколько у нас сегодня гостей! Давай им улыбнёмся, а гости улыбнутся нам! А теперь возьмёмся с тобой за руки и улыбнёмся друг другу!

Встали мы скорее в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

2. Мотивационно-побудительный этап.

Раздается звук ежика (звуки природы):

- … (имя ребенка), ой! Я слышу какой-то звук. Кто же это? (это ежик).

- Почему ты решил, что это ежик? (потому, что ежик так разговаривает – пыхтит).

- Давай поищем его (ребенок на слух определяет место, где спрятался ежик, находит его – под елочкой).

- Как же ежик у нас оказался? (предположения ребенка…)

- Я кажется догадалась… Скоро наступит зима, ежик спрячется в своей норке, поэтому он перед спячкой решил прибежать к нам и поиграть… Ну, что побежали играть с ежиком?

И/у «Бежали мимо речки смешные человечки…» - в паре с педагогом

Бежали мимо речки смешные человечки («человечки-палъчики» бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга).

Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).

Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).

Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

И забили гвоздик (постучать кулачками).

Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

Где же человечки?   (Спрятать пальчики подмышки)

3. Актуализация имеющихся знаний.

- … (имя ребенка), посмотри, ежик спрятал какие-то предметы, давай их поищем (в контейнере с гречкой ребенок находит шишки, которые завернуты в фольгу, разворачивает их.)

- Что мы нашли? – (шишки).

- С какого дерева шишка! (с сосны.)

- Значит шишка какая? (сосновая.)

- Какая на ощупь, по форме, на что похожа? (колючая, овальная, похожа на ёлочку, ежика…).

- Давай покатаем шишку в руках, поиграем с нашим ежиком.

Массаж с помощью шишек

Бегал ежик по дорожке, (катаем шишку между ладошек)

У него устали ножки.

Проходи в мои ладошки, (зажать шишку в ладошках)

Отдохни на них немножко.

А потом беги опять (подбрасываем шишку вверх и ловом)

Дружно весело играть.

Шишку в руки мы возьмем (перекладываем шишку с одной руки в другую)

Крепко накрепко сожмем (сжимаем шишку в ладошках)

С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем (катаем шишку в ладошках).

4. Восприятие и усвоение нового (либо, расширение знаний)

4.1. Д/и с тактильными дощечками «Расскажи про ежика»

- Ежик приготовил для нас дощечки о себе и том, что ему нравится. Давай попробуем рассказать про него. (Ребенок садится за стол перед тактильным кубом (куб с отверстиями). Ощупывает по одной дощечке и составляет предложение по ассоциациям:

№1 - поломанные спички (без серы): Ежик колючий. Тело его покрыто иголками.

№2 – две маленькие пуговицы и одна побольше округлой формы: У ежика маленькие черные глазки и носик.

№3 – очищенные от серы спички: у ежика тоже есть зубы, их много целых 36, больше, чем у человека!

№4 – толстый извилистый шнурок: ежик питается змеями… (еще он любит кушать насекомых, грибы, фрукты и ягоды, а самым настоящим лакомством для ежиков является молоко).

№5 – капли воска (либо фольга): ежик боится воды.

№6 – натуральный мех: у ежика есть враги – это лисы, волки, ястребы…

4.2. Ежик убегал от лисы и рассыпал все цифры, которые показывали ему дорогу, давай поможем собрать новую дорожку.

Д/и «Собери дорожку (соедини цифры по порядку)» (математический планшет –ребенок с помощью резинок соединяет цифры по порядку).

5. Динамическая пауза.

Какая красивая дорожка у нас получилась! Так побежали быстрей по ней…

И/у на равновесие с использованием диска массажного балансировочного для ног «Маленькие ножки…»

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Пальчики устали на носочки встали.

Покачаемся чуток через пятку на носок.

6. Практическая часть.

Обращаю внимание ребенка на корзинку с яблоками и грибами.

- Посмотри, что ежик приготовил? Он предлагает тебе поиграть в интересную игру, согласен? Мы с ежиком будем показывать тебе движения, а ты повтори - не ошибись.

6.1. И/у «Повтори – не ошибись». Перед ребенком ставят четыре тарелочки, в которые кладут разнообразные предметы (яблоки, грибы…), каждый предмет соответствует определенному движению, которые ребенок доложен повторить за взрослым. Например, пустая тарелочка – движение ребром ладони сверху – вниз, тарелочка с яблоком – хлопок в ладоши (два яблока – два хлопка), тарелочка с грибочком – коснуться ладонями пола (стола) и т.д.

- Пока мы играли, на улице уже стемнело… Как ты думаешь, ежик испугается темноты? (Нет). Почему? (Ежи хорошо ориентируются в темноте). Конечно, ежик отлично передвигается в темноте, он поможет нам пройти по дорожке.

6.2. Д/у «Сенсорные дорожки» (ребенку закрывают глаза, он должен двигаться по сенсорной дорожке, ориентируясь на прикосновения педагога – прикосновение рукой по голове – шаг вперед, по правому плечу – шаг вправо, по левому – шаг влево, по спине – шаг назад).

6.3. Д/у «Нарисуй портрет ежика на песке»

- Имя ребенка, ежику так понравилось с тобой играть, давай нарисуем его портрет на песке. (Ребенок рисует пальчиком на песке. По завершению работы – картинка «оживает» (включается подсветка песочного стола).

- Ежику пора возвращаться домой, отнеси его под елочку – он обязательно вернется в свой лес (ребенок относит ежика).

6.4. Упражнение для релаксации «Сбрось гору с плеч».

- Мы сегодня много поиграли, устали – давай сбросим нашу усталость с плеч: встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. (Сделайте это упражнение 5-6 раз и сразу станет легче.)

7. Рефлексия.

- Тебе понравилось играть с ежиком?

- Что запомнилось больше всего?

- Какое задание было самое интересное?

- А какое задание было самым трудным?

8. Ритуал прощания «Всем, всем, до свидания!» (ребенок кладет свои ладошки на ладонь учителя-дефектолога, педагог сверху закрывает руки ребенка своей ладонью, покачивая руками вместе произносят слова: «Всем, всем, до свидания!»).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Читайте также

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...