Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук отстает, то соответственно задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связаны с речевой функцией, потому как, первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долго была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Развитие функций рук и речи у людей шло параллельно.

Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда она достигают достаточной тонкости, начинается развитие речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область находятся рядом с двигательной областью, являясь ее частью.

1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. И поэтому, тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться и речь и мышление, уменьшатся проблемы обучения в школе.

Учитывая важность проблемы, я разработала комплекс самостоятельных фрагментов занятий по развитию графических навыков у детей, упражнения и игры, которые являются также частью других занятий, сюда же входят физкультминутки, пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев рук.

Но такие упражнения должны быть постоянными и регулярными. Только тогда они могут дать положительный эффект.

На занятиях я использую следующие приемы:

- штриховка, подобранная по всем лексическим темам;

- игры с различными по фактуре материалами: бумага, пластилин, крупы, песок, пенопласт, нитки, палочки, мозаика, пипетки, шнуровка и т. д;

- слуховые и зрительные диктанты.

Упражнения по возможности объединены единым сюжетом – это делает их интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всего занятия.

 

Дидактический материал по лексической теме «Весна»

1. Беседа с детьми.

Мне воробьи сегодня рассказали –

Не знаю, правда ли, - что уж весна идёт.

Не верится: вчера ещё в снежки играли

И на пруду прозрачный крепок лед.

Чивик – чик – чик! Откуда вы узнали?

Кто о весне, пичужки, вам сказал?

Полдневный луч нам крылышки ласкал,

Капели первые сегодня прозвучали.

- И вот уже с весенним приветом к нам летят из теплых краев перелетные птицы. Отгадайте, кто прилетел первым?

Всех перелетных птиц черней,

Он чистит пашню от червей

Целый день по полю вскач,

А зовётся птица …

/выставляется картина Саврасова «Грачи прилетели»/

 

2. Штриховка.

Вот и к нам прилетели грачи, только грачи – графические. Давайте посадим нашего грача на ветку, для этого обведем его карандашом и заштрихуем. Какую штриховку мы используем в работе?

 

3. Рисование пластилином.

Посидел грач на ветке, увидел первые проталины, спрыгнул на землю и отправился искать червяков, оставляя следы. Давайте найдем эти следы. Возьмите черный пластилин, отщипните маленькие кусочки, примажьте к альбомному листу, затем возьмите стеку и прорисуйте «следы» на пластилине.

- Вышло солнце из – за тучи и нагрело снег скрипучий.

Снег задумался чуть – чуть

И ручьем пустился в путь,

       Снег устал лежать в сугробах – догони его попробуй!!! 

 

4. Раскатывание пальцами жгутиков из пластилина, выкладывание по контуру – «весенняя лужа». Набирание пипеткой воды по капле – «волшебная капель»

- Снег растаял и появилась лужа, её плохо видно на снегу, давайте очертим её по контуру жгутиками из голубого пластилина. Давайте наполним лужу весенней капелью. Возьмем пипетки и по одной капле перенесем воду из пластмассового стаканчика на лист бумаги.

- Распахнулись форточки,

Сугробы присели на корточки.

Солнце в лужице отражается,

Весна, весна начинается!!!

 

 5. Обрывание бумаги – «весеннее солнышко»

- В нашей луже тоже будет отражаться весеннее солнце, если мы приклеим его в правый верхний угол нашей картины. Возьмем лист желтой бумаги и методом обрывания сделаем круглое солнце и лучи, затем нанесем клей на основу и приклеим бумажную мозаику.

Вот такая замечательная весенняя картина у нас!

 

6. Игра «Угадай – ка!»

Я прочту стихотворения о весне, а ваша задача – подобрать стих к созданной нами картине:

1. Был у зимы огромный лист –

Необычайно бел и чист!

Он был по – своему хорош:

Ни одного пятна!

И вот его закрасить сплошь надумала Весна.

Уже зеленый виден цвет,

Лиловый, желтый, синий.

Каких оттенков только нет,

Узоров, пятен, линий!

Что получилось?

Не секрет –

Самой Весны автопортрет!

 

2. Весна приходит за зимой

Тепло приносит нам с тобой

Приносит небо голубое,

Сосульки, пенье ручейка.

Проталины и первоцветы

И таянье на речках льда…



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...

Интересно о профессиях!

Интересно о профессиях! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным…

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным зверям» Цель: Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического; психического и...

Читайте также

Конспект занятия в подготовительной группе «Веточка Мимозы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Веточка Мимозы» Цель: продолжить знакомить детей со свойствами мягкой бумаги, методом скручивания и скатывания мелких шариков. Задачи: Образовательные:...

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все…

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все вокруг можно созерцать не по картинкам, а наяву» Здравствуйте уважаемые коллеги...

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые...