Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетной задачи воспитания. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, тем самым в значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.

Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребенка меняют его взгляды на мир и отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо развивать, а иногда и корректировать, поскольку никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны:

- «читать» эмоциональное состояние другого;

- управлять собственными эмоциями.

У дошкольников с речевыми нарушениями существуют особенности в формировании эмоциональной сферы. Педагогам и специалистам, работающих с данной категорией детей, необходимо учитывать особенности их неврологического, психофизиологического, эмоционально-личностного развития и грамотно использовать эти знания:

- при организации и осуществлении воспитательного процесса;

- при выборе стиля личностно-педагогического поведения и взаимодействия с детьми;

Для понимания трудностей эмоционального развития детей с ОНР 2 и 3 уровня нужно знать, каким же образом проявляются различные эмоциональные состояния у человека вообще.

Особенности внешнего проявления эмоциональных проявлений проявляются:

- по мимике (выразительным движениям мышц лица);

- пантомимике (выразительным движениям всего тела);

- «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, вибрации голоса).

Мимика. Возникающие у детей проблемы с речевыми нарушениями вызываются: нарушения артикуляции, замедленном темпе, плавности сопутствующих движений в мимической мускулатуре.

Пантомимика. Характерные для детей с ОНР нарушения в формировании общей и мелкой моторики приводят: к нарушению координаций движений, равновесия, быстрой истощаемости и утомляемости, заметных отклонений в состоянии мышечного тонуса, ограничениям объема движений, замедленному темпу, нарушению ритма, невозможности выполнения, казалось бы, простых двигательных заданий. Нарушения в моторной сфере приводит к неловкости в навыках самообслуживания, задержке развития готовности руки к письму, рисованию и другим видам ручной деятельности. Эти особенности препятствуют развитию выразительных движений тела.

«Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса). Трудности проявляются:

- трудности дифференциации интонационных различий;

- замене вопросительной интонации повествовательной;

- изменении силы голоса;

- переносе логического ударения на другое слово в предложении;

- попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы.

Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа.

Нарушения коммуникативной функции таких детей выражаются:

- снижении потребности общения;

- несформированности способов коммуникации;

- особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Таким образом, при организации работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей с речевыми расстройствами необходимо решать следующие задачи:

- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- Создание возможностей для самовыражения, владения средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

- Совершенствования памяти, внимания, мышления, развития восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

- Обучение приемам само расслабления, снятия психомышечного напряжения;

- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитии потенциальных возможностей, разрешения внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и чувства вины.

Основные методы коррекции эмоционально-волевой сферы:

1. Этюды.

2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

3. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

5. Дидактические, развивающие игры.

6. Беседы.

7. Мини-конкурсы.

8. Моделирование и анализ заданной ситуации.

9. Импровизация.

10. Рассказ взрослого и рассказы детей.

11. Сочинение историй.

12. Дискуссия.

13. Свободное тематическое рисование.

14. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

 

Список используемой и рекомендуемой литературы.

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2012.

2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. СПб., 2002.

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, 1996.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.

6. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 1999.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...

Конспект по развитию речи для детей младшей группы. Тема: «Домашние…

Конспект по развитию речи для детей младшей группы Тема: «Домашние животные» Задачи:1. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные.2. Развивать умения детей...

Читайте также

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка»

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка» Эта игра предназначена для детей 4-5 лет, для развития внимания, памяти, мышления. Она способствует развитию...

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает» Младшая группа Пояснительная записка Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша...