Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Введение

Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача формирования культуры здоровья с раннего возраста является важной, своевременной и достаточно сложной. Дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья. Становление функциональных систем организма и развитие органов, основные черты личности, формирование характера закрепляются у ребенка до семилетнего возраста. У детей важно сформировать практические навыки здорового образа жизни и базу знаний, ожидаемую потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

В последние годы увеличилось количество детей с плоскостопием и плохой осанкой. Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода. Плоскостопие часто является одной из причин плохой осанки. При плоскостопии, сопровождающемся утолщением свода стопы, резко снижается опорная функция ног, изменяется положение таза и затрудняется ходьба.

Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений позволяет своевременно и эффективно воздействовать на организм при формировании осанки и свода стопы.

Своевременность применения физических упражнений в лечебных целях является важнейшим фактором внедрения лечебной физкультуры в практику коррекционной работы. Лечебная физическая культура позволяет добиться реабилитационного эффекта при различных заболеваниях и показана всем детям со стойкими или временными нарушениями здоровья.

Цель: рассмотреть профилактику нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки.
  2. Выявить профилактику нарушений осанки и плоскостопия у детей.
  3. Разработать занятия по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

1. Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки

1.1. Нарушение осанки у детей

Нарушения осанки у детей - различные виды деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1% детей раннего возраста; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников[11].

В детской травматологии и ортопедии различают два вида нарушений осанки: в сагиттальной и во фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника[7]:

1) выпрямление всех изгибов позвоночника (плоская спина у детей);

2) увеличение поясничного лордоза, незначительный шейный лордоз и грудной кифоз (плосковогнутая спина);

3) нарастание грудного кифоза при уменьшении поясничного лордоза (сгибание);

4) нарастание грудного кифоза при почти полном сглаживании поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);

5) увеличение всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Характерным признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка) является асимметрия правой и левой половин туловища у детей. В отличие от сколиоза при нарушении осанки во фронтальной плоскости исчезает асимметрия позвоночника у детей в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что свидетельствует о функциональном характере деформации.

Дефекты осанки у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения осанки у детей сопровождаются внутриутробными нарушениями формирования позвоночника (клиновидная деформация позвонков, образование добавочных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея[12].

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и чаще встречаются у детей астенического телосложения. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут быть неблагоприятные социально-гигиенические условия: малоподвижность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и слабое освещение рабочего места, ношение портфель в одной руке и т. д.[14].

Все эти факторы способствуют длительной дезфиксации положения и выработке навыка патологической позы. Здесь также следует отметить, что действия взрослых, такие как постоянное ношение младенца на руках, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут возникать на фоне рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформации стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения конечности и др.[ 6]

Очень часто дети страдают близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынуждены принимать неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать недостаток зрительного или слухового восприятия.

Факторами, предрасполагающими к развитию нарушений осанки у детей, являются слабое физическое развитие, неправильное питание, недостаточность питания или ожирение, соматическая слабость ребенка, недостаток микроэлементов и витаминов[8].

Таким образом, нарушения осанки у детей представляют собой изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурно-функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в груди или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом.

1.2. Плоскостопие у детей

Плоскостопие у детей является наиболее распространенной ортопедической патологией в педиатрии, проявляющейся снижением высоты сводов стоп. Плоскостопие можно обнаружить у ребенка с рождения (в 3% случаев); в 2-4 года наблюдается у 24-32% детей, в 7 лет - у 40%, в 12 лет - у 50% подростков[13].

Стопа имеет продольный и поперечный своды, которые обеспечивают поддержку мышц и связок, уравновешивают тело, распределяют и смягчают воздействие ходьбы, бега и прыжков, повышают выносливость при осевых нагрузках.

По анатомическим особенностям в ортопедии различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. Продольное плоскостопие с уплощением продольного свода и разгибанием стопы, которая всей подошвенной поверхностью касается земли, чаще встречается у детей. При поперечном плоскостопии у детей длина стопы уменьшается, ее передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей[2].

Плоскостопие у детей может возникать по разным причинам. Врожденное плоскостопие у детей наблюдается при внутриутробном недоразвитии костей, мышц, связок и сухожилий голени и стопы.

Приобретенное плоскостопие у детей также развивается на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани и может сочетаться с добавочным сухожилием в области сердца, загибом желчного пузыря, миопией и др. В формировании плоскостопия у детей большое значение имеет такой наследственный фактор – наличие данной патологии у близких родственников[4].

Плоскостопие у детей может быть вызвано слабостью опорно-двигательного аппарата стопы, не выдерживающей больших нагрузок; поражением опорно-двигательного аппарата при рахите; неправильно сросшиеся переломы лодыжек, плюсневых костей, пяточной и таранной костей; параличом или парезом мышц голени и стопы (в т.ч. после полиомиелита); неврологической патологией (энцефалопатия)[10].

Возникновению статического плоскостопия у детей способствует ношение неправильно подобранной обуви (тесной, изношенной, на толстой подошве), избыточная масса тела и ожирение, длительная непрерывная ходьба или стояние. Плоскостопие чаще развивается у детей с плосковальгусной деформацией стоп[5].

Таким образом, плоскостопие у детей представляет собой изменение конфигурации скелета стопы, связанное с уплощением ее сводов, приводящее к нарушению механики ходьбы. Плоскостопие у детей проявляется утомляемостью, болями в ногах при движении и статических нагрузках, отечностью и деформацией стопы, изменением походки, затруднением ходьбы.

  1. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей

Основными средствами профилактики плоскостопия и нарушения осанки являются: закаливание, специальные физические упражнения, самомассаж.

Закаливание. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнений без обуви. Поэтому детям нужно заниматься на профилактических занятиях в носках. Воспитатели рекомендуют делать закаливающие процедуры в конце гимнастики после сна[6].

Самомассаж. Самомассаж проводится в качестве вводной или заключительной части.

Пособия для профилактики плоскостопия, применяемые для самомассажа: обручи, резиновые коврики с шипами, дорожка с пузырьками, гимнастическая палка, гимнастическая лестница, мешочки с песком, «кочки» с различными наполнителями, канат, веревки[1].

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, особенно деформаций стопы у детей, необходимо увеличение объема целенаправленной двигательной активности за счет традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Воспитатели рекомендуют после сна делать упражнения, укрепляющие мышцы стоп и направленные на выработку правильной осанки[9].

К специальным упражнениям относятся упражнения с хватанием и перемещением мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, направленные на ощущение правильной осанки и развитие мышц спины.

Для профилактики нарушений осанки необходимо[11]:

1. Обязательно наблюдать, как ребенок, сидит за столом, играет или рисует в течение дня. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Как ребенок держит голову при ходьбе, правильно ли стоит (с опорой на обе ноги).

2. Главное средство профилактики — физические упражнения.

Примерный комплекс специальных упражнений для формирования правильной осанки для детей дошкольного возраста[3]:

1. Прогибание спины (обруч или мяч над головой, поочередно отводя ноги назад на носок).

2. Сгибание рук к плечам с отведением плеч и сведением лопаток.

3. Наклоны туловища в стороны (обруч за спиной)

4. Приседания («Зайчик»).

5. Отведение палки за спину.

6. Влезание в обруч.

7. Хлопки в ладоши за спиной.

8. Ходьба с сохранением правильной осанки.

Также важно следить за тем, чтобы свод стопы формировался правильно, так как плоскостопие неразрывно связано с плохой осанкой.

Примерный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста[2]:

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на наружных краях стоп.

3. Ходьба на наклонной плоскости.

4. Ходьба по гимнастической палке, лежащей на полу.

5. Катание мяча стопой в положении сидя или стоя.

6. Захватывание мяча внутренними сторонами стоп.

7. Приседание, стоя на палке и держась руками за спинку стула.

8. Приседания, стоя на мяче, с поддержкой взрослого.

9. Имитация подгребания песка.

10. Захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног.

Также необходимо помнить о мерах профилактики плоскостопия[14]:

1. Обувь не должна быть узкой или широкой, должна поддерживать форму стопы.

2. Каблук обуви – 1-2 сантиметра, жесткая пятка.

3. Обувь должна быть на 1 см больше длины самого большого пальца ноги.

4. Нельзя донашивать обувь старших детей (так как нарушается рисунок свода стопы).

5. Вечерний душ для ног, улучшающий кровообращение.

Таким образом, систематические занятия физической культурой в целом и конкретными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок и суставов, участвующих в формировании и нормальной деятельности свода стопы, и тем самым выработке правильной осанки.

3. Разработка занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста всегда дает положительные результаты в будущем. Планирование работы по профилактике плоскостопия – важная задача любого воспитателя. Важно, чтобы профилактическая гимнастика от плоскостопия и нарушений осанки проводилась в игровой форме, детей нельзя заставлять выполнять комплекс упражнений силой, а лучше всего делать это вместе с ними. В этой главе мы разработали два занятия по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Тема: «Будьте здоровы!» (средняя группа).

Цель: формирование правильной осанки, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

1) развивать силу мышц спины, ног, стопы;

2) способствовать развитию координации движения, ловкости.

3)воспитывать силу воли, целеустремленность, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: ребристые доски (два вида), «Болотные кочки», канат, мочалки, мячи, кубики.

Ход занятия:

- Сегодня на занятии мы с вами будем укреплять мышцы спины, чтобы сохранить осанку и здоровье. Вы хотите быть здоровыми? (да).

- Тема нашего занятия: «Будьте здоровы!».

1. Вводная часть.

Ходьба: (по 15 сек.) Максимально напрягать мышцы туловища.

- обычная.

- на носочках.

- на пяточках

- на внутренней стороне стопы.

- на внешней стороне стопы.

- с высоким подниманием бедра.

Бег: (2-3 мин.):

- «Змейкой»

- боковой галоп

- со сменой направления.

ОРУ.

1. «Палку вверх». И.п.: ноги слегка расставить, палку вниз.

1 – палку вверх, правую ногу отвести назад, тянуть носок, смотреть на палку;

2 – и.п.;

3 – палку вверх, левую ногу отвести назад, тянуть носок, смотреть но палку;

4 – и.п.

2. «Поворот». И.п.: ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками.

1 – поворот вправо;

2 – и.п.;

3 – поворот влево;

4 – и.п.

3. «К колену». И. п.: сидя, палка на бедрах.

1 – палку вверх;

2 – согнуть колено, палку к колену;

3 – выпрямить ноги, палку вверх;

4 – и.п. Спину все время держать прямо. Повторить 5 раз.

4. «Палка поможет». И.п.: палка вертикально, один конец упор, хват за верхний конец.

1 – 2 – скользя руками вниз, присесть, разводя колени и поднимая пятки;

3 – 4 – и.п. спину держать все время прямо. То же держать одной рукой. Повторить 4-6 раз.

5. «Вокруг палки». И.п.: ноги слегка расставить, палка вертикально, один конец упор, другой в руке. Прыжки вокруг палки (два круга) и ходьба на месте. Сменить направление. Повторить 2 раза.

2. Основная часть.

Упражнения в парах (по 5-6 раз):

«Тележка» - лицом друг к другу, руки на плечах друг у друга, отойти назад, прогнуться с наклоном вперед (смотреть вперед, колени не сгибать).

«Насос» - лицом друг к другу, взяться за руки, пальцы ног касаются пальцев партнера, один приседает, другой старается удержать его за руки, отклоняясь назад (руки и ноги прямые, туловище ровное, не отходить назад).

«На лодке» - сесть лицом друг к другу, ноги врозь, пятки и пальцы одного упираются в другого. Один ребенок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, потом наоборот (колени не сгибать, наклоняться, как можно, ниже).

3. Заключительная часть.

Дети лежатся на коврик, воспитатель читает шуточный стишок:

«Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу,

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая»

Чем сегодня мы занимались на занятии? (Укрепляли мышцы.)

Для чего нам это нужно? (Чтобы сохранить красивую осанку, здоровье).

Дети встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель: давайте каждый из нас пожелает здоровья рядом стоящему товарищу, и хором пожелаем здоровья: «Будьте здоровы!».

Тема: «Путешествие в страну зверей» (старшая группа).

Цель: формирование правильной осанки, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия.

2. Укрепление мышечного корсета.

3. Развитие координации движений, дыхания.

Оборудование: коврики по количеству детей, дорожки здоровья, ТСО.

Ход занятия:

1. Вводная часть (3-4 мин).

Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему у животных не бывает нарушений осанки, позвоночника? Правильно, животные в основном передвигаются на четырёх конечностях, а человек ходит на двух ногах. Это и есть секрет здорового позвоночника животных. Чтобы наш позвоночник стал сильным, крепким, мы вместе с вами сейчас поучимся у зверей выполнять некоторые упражнения.

1. Ходьба на месте. Спина прямая, подбородок поднят, руки работают скрёстно.

2. Ходьба на носках, руки вверх – 8 шагов.

3. Ходьба на пятках, руки «полочкой» за спиной – 8 шагов.

4. Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. Пальцы ног «смотрят» внутрь.

5. Ходьба по «дорожке здоровья» руки в замок за головой; руки в стороны в кулак; руки на поясе. Спина прямая, живот втянут, подбородок поднят, следить за правильным положением рук.

Основная часть (15-20мин).

Упражнение  1. Формирование правильной осанки (6-8 раз).

И. п. – стойка руки вниз;

1 – плечи вверх;

2 – плечи назад;

3 – плечи вниз;

4 – расслабиться, пошевелить плечиками.

Дозировка 6-8 раз

Упражнение 2. «Ёжики» (8-10 раз).

И. п. – сидя, руки в упоре сзади.

1 – подтянуть согнутые в коленях ноги к груди, голову наклонить к коленям (сгруппироваться)

2 – вернуться в и. п.

Упражнение 3. «Черепаха лежит на спине» (2 раза по 5-10 сек.).

И. п. – лёжа на полу, на спине, руки вдоль туловища.

1 – поднять правую согнутую ногу и правую руку

2 – и. п.

3 – поднять левую согнутую ногу и левую руку.

Упражнение 4. «Паучок» (8-10 раз).

И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ладонями вниз

1 – поднять таз

2 – и. п.

Упражнение 5. «Змея» (4-6 раз).

И. п. – лёжа на животе, руки в упоре перед грудью;

1-2 – выпрямляя руки, поднять плечи, прогнуться, голову назад;

3-6 – зафиксировать позу «змеи», напрячься;

7-8 – расслабление в и. п.

Упражнение 6. «Птички» (4 раза).

И. п. – то же, руки вытянуты вверх

1 – руки в «крылышки»;

2-4 – поднять голову и удерживать руки в «крылышках»

Упражнение 7. «Цапля» (каждой ногой по 2 раза).

И. п. – стоя

1 – поднять ногу и поставить её на колено

2 – соединить ладони, подняв их вверх, зафиксировать положение в стойке на одной ноге

3-8 – удержание позы «цапли»

9-10 – и. п.

3. Заключительная часть (3-4 мин).

Упражнение на дыхание. «Воздушный шар» (2-3 раза)

Из положения приседа, надуваем шар, постепенно вставая и потягиваясь вверх, не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание на 3-5 сек, сдуть шарик, расслабляя мышцы.

Мотивация на большой шар

Упражнение «Проверка осанки».

Стоя у стены, касаясь пятками, ягодицами, лопатками, затылком, проверить свою осанку, отойти, удерживая правильную осанку.

Таким образом, важным направлением в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего двигательная. Она должна иметь развивающийся характер, быть разнообразной, динамичной, изменчивой, многофункциональной.

Заключение

Величайшей ценностью каждого человека является здоровье. Воспитать ребенка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. В первую очередь это связано с наличием большого количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья.

При организации профилактическо-коррекционной работы в условиях дошкольных образовательных учреждений особое внимание уделяется профилактике и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, плоскостопие), так как они имеют наибольшую долю среди функциональных отклонений.

Наиболее распространенными заболеваниями являются: искривление позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифоз) и в поясничном отделе (лордоз); плоскостопие и врожденная косолапость, асимметричное положение плеч.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются физические упражнения. Их благотворное значение  доказано не только научными исследованиями, но и многолетней практикой работы с детьми.

В первую очередь необходимо развивать крупные группы мышц, особенно спину, живот и ноги, посредством упражнений для создания естественного мышечного корсета. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений — стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамье, на четвереньках.

Профилактика и коррекция осанки и стопы – длительный процесс, требующий систематической работы. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогов образовательных учреждений и родителей.

Список использованных источников

  1. Апанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Г.А. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 2018. - 80 с.
  2. Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 508 c.
  3. Бутин, И.М. Развитие физических способностей [Текст] / И.М. Бутин, А.Д. Викулов. - М., 2018. - 250 с.
  4. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 160 c.
  5. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: Учитель, 2019. - 979 c.
  6. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2019. - 224 c.
  7. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.
  8. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2018. - 304 c.
  9. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2019. - 416 c.
  10. Мелехина, Н. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 112 c.
  11. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 80 c.
  12. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2019. - 192 c.
  13. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 859 c.
  14. Токаева, Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3—7 лет. ФГОС ДО: моногр. / Т.Э. Токаева. - М.: Сфера, 2019. - 401 c.
  15. Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников. ФГОС ДО / Н.А. Фомина. - М.: Учитель, 2018. - 313 c.


Новые публикации

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Читайте также

Сценарий праздника «День Победы»

Сценарий праздника «День Победы» Под песню Д. Тухманова «День Победы» дети подготовительных групп входят в зал, выстраиваются полукругом. Ребенок: Нас с вами не...

Конспект НОД в средней группе «Безопасность в лесу»

Конспект НОД в средней группе «Безопасность в лесу» Цель: формирование навыков безопасного поведения в лесу. Задачи: Образовательные: - продолжать формировать знания у детей об...

Формирование эмоциональной сферы средствами русского музыкально-игрового фольклора детей четвертого года…

Формирование эмоциональной сферы средствами русского музыкально-игрового фольклора детей четвертого года жизни {pdf=download/files/presentation/file626.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

ООД Познавательное развитие. Тема: Сказка «Слепая лошадь» К. Ушинский

ООД Познавательное развитие. Тема: Сказка «Слепая лошадь» К. Ушинский Возрастная группа: подготовительная. Цель: развитие познавательных интересов через эвристические задания по сказке «Слепая лошадь». Задачи: -формировать умения детей делать открытия по сказке «Слепая лошадь» -способствовать развитию логического мышления с помощью эвристических...

Моя педагогическая находка "«Эвристическая беседа как условие развития познавательных интересов дошкольников».

Моя педагогическая находка. 1слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Моя педагогическая находка « Эвристическая беседа как условие развития познавательных интересов дошкольников». 2 слайд . Свое выступление хочу начать словами: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать...

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома   Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за...

Игры на развитие внимания, памяти и мышления

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей «Сложи узор» Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной...