Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Младшая группа

Пояснительная записка

Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. На земле живут тысячи различных животных и птиц. Нет человека, который не любил — бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними. Во время наблюдения на прогулке у наших малышей возникали вопросы, с которыми они обращались к нам. Развитие любознательности наших малышей и формирование представления об окружающем мире зависит от взрослых. Часто в дикой природе особенно в зимнее время года из-за нехватки корма, голодные птицы быстро замерзают и погибают. Именно с раннего возраста надо воспитывать и прививать у детей любовь к пернатым и заботу о них.

Актуальность

«В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта».

В. Сухомлинский.

Чем раньше ребёнок – дошкольник разбудит в себе эту «птицу» тем раньше он научиться видеть красоту окружающего мира, радоваться и удивляться, тем насыщеннее и удивительней будет его мир.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Отсутствие у детей знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о наших пернатых друзьях. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

Цель проекта:

Способствовать формированию представлений о птицах, как о живых существах в природе, помочь детям увидеть многообразие мира птиц,

способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Задачи:

1. расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию, получение новых знаний;

2. развитие познавательного интереса к природе через ознакомление с птицами;

3. расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;

4. развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;

  1. воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитывать чувства сопереживания ко всему живому.

Принципы организации работы (методы работы):

  1. Наглядный. Рассматривание иллюстраций, теманических альбомов, книг, демонстрационного материала на тему птиц, наблюдения за птицами.
  2. Репродуктивный. Дидактические игры, позновательные игры и настольно печатные игры.
  3. Практический. Использование детьми на практике полученных знаний
  4. Словесный. Словестные игры, беседы, знакомство с художественной литературой: С.Я. Маршак «Где обедал воробей», Е. Чарушин «Воробей» Б.Заходер, А. Барто, и т.д.
  5. Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий.
  6. Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
  7. Продуктивная деятельность. Рисование, аппликация, лепка, конструирование.

Вид проекта:

по продолжительности – долгосрочный;

по доминирующей деятельности – познавательно-творческий, экологический; по количеству участников – групповой;

Продолжительность: три месяца (февраль, март, апрель);

Участники проекта: дети младшего возраста, воспитатели, родители.

Формы работы с родителями:

Консультации, размещение наглядной информации, оформления -папок передвижек, пополнение книжного уголка литературой о птицах, совместная работа детей и родителей изготовление кормушек, подготовка родителями творческих работ к пасхальному конкурсу «Светлая Пасха-2022»

Ожидаемые результаты:

- усвоение знаний детьми о птицах (среда обитания, внешний вид, питание, размножение);

- установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;

- развитие интереса детей к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность);

- повышение уровня экологической воспитанности детей и родителей;

— совместное участие воспитателей и детей в творческой деятельности.

Формы подведения итогов реализации проекта

- Организация тематических выставок, фотовыставок детских работ.

- Совместная деятельность родителей и детей в изготовление кормушки

Продукт проекта –участие детей во Всероссийском детском творчеком конкурс «В мире птиц».

Работа с родителями:

Работа детей и родителей изготовление кормушек, подготовка родителями творческих работ к пасхальному конкурсу «Светлая Пасха - 2022».

Оборудование:

  • Развивающие игры, настольно-печатные и дидактические игры.
  • Строительные наборы: деревянные и пластмассовые.
  • Сюжетные фигурки птиц, игрушки, маски.
  • Иллюстрации, тематические альбомы, книги, фотографии и т.д.

Основой для разработки проекта по экологическому развитию у детей младшего дошкольного возраста стали:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

2. СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.

3. З.А.Богатеева, «Чудесные поделки из бумаги»: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей.

4. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Интернет – ресурсы.

 

Технологическая карта проекта

Технологическая карта
Этапы реализации (сроки) Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей Ожидаемый результат
Подготовительный
этап
Февраль- 01.02.22-11.02.22
Изучение психолого-
педагогической, методической литературы. Картотека экологических игр, бесед.
Создание развивающей
предметно- пространственной среды.
Определить цель и задачи проекта.
Рассматривают
картинки, иллюстрации, книги, тематические альбомы на тему птиц.
Помощь в организации развивающей предметно-
пространственной среды для
реализации проекта.
Изучена методическая литература. Создана картотека экологических игр, бесед.
Создан проект.
Основной этап
Февраль
14.02.22-28.02.22
Познавательное развитие
«Птицы в городе»
Организовать наблюдение за зимующими птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Организовать кормление.
Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.
Дети делятся на подгруппы. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное. Совершают прогулки с
детьми и наблюдают за птицами

Умеют определять зимующих и перелётных птиц. Имеют представление о питании зимующих птиц.

«Такие разные птицы» Подвести детей к выводу о том, что птиц много, они все разные по величине, цвету оперенья, клювами и т. д., они едят разную пищу. Вызвать желание общаться со взрослым, способствовать развитию диалогической речи. Способствовать расширению представлений детей о птицах; побуждать внимательно слушать и наблюдать, содействовать развитию коммуникативных способностей. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное. Рекомендации родителям: «сидим дома с пользой -беседы о птицах» Освоили названия зимующих птиц о том, что птиц много, они все разные по величине, цвету оперенья, клювами и т. д., они едят разную пищу. Умеют распознавать по голосу пение птиц.
«Скворечник» Способствовать развитию конструктивной деятельности, обеспечить ознакомление с деталями строительного материала (кубик, кирпичик, призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом, поддерживать желание строить что-то самостоятельно, побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек для обыгрывания. Строят скворечники, домики для птиц
знакомятся с новым способом постройки высокого домика с помощью
развивающих игр Никитина.
Играют в игру «найди пару», «Посели птичку в домик» и др.
Создать фотоколаж по теме «скоречники в городе» Освоили вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом
Овладели умением сравнивать предметы по велечене (высокий, низкий)
Овладели использованию дополнительных сюжетных игрушек для обыгрывания
Основной этап
Март
01.03.22-14.03.22
Речевое развитие (Словесный. Словесные игры, беседы, знакомство с художественной литературой: С.Я. Маршак «Где обедал воробей», Е. Чарушин «Воробей» Б.Заходер, А. Барто,и т.д.)
Воспитывать у детей интерес к литературе, любовь к книге. Формировать интерес к народному творчеству.
воспитывать чувства сопереживания ко всему живому.
Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Мотивация детей к совместной
Деятельности; С интересом выполняю действия в играх, повторяю слова и движения, слушают произведения отвечаю на вопросы.
Домашняя выставка книг на тему Птицы. Восприятие информации, полученной ранее, необходимой для успешного усвоения нового
Укрепление артикуляционного аппарата детей, формирование умения, внимание.
Март
15.03.22-31.03.22
Художественно – эстетическое развитие
(Рисование: «Снегири на веточке», коллективная работа с детьми «Птичий базар» аппликация: «кормушка для птиц, «Новая жизнь», лепка: «птичка синичка, «птички в кормушке»; музыкально-дидактические игры, танцевальные импровизации.)
Развивать творческие способности, Самостоятельность, эмоциональную отзывчивость
Использование музыкальных произведений для обогащения представлений детей о разнообразии и красоте окружающего мира птиц.
Проявляют творческую активность в продутивной деятельности Совместная деятельность родителей и детей в изготовление кормушки-фото выстовка Мотивация на деятельность и принятие проблемы и ее решение
Апрель
01.04.22-15.04.22
(Социально-коммуникативное развитие.)
Предложить детям покормить птиц, рассказать о важности этой работы, содействовать воспитанию бережного отношения к ним, стремление им помогать.
Побуждать детей к творческим театрализованным играм, поддерживать самостоятельность.
Упражнять в перенесении знакомых сюжетов в игру и передавать смысловые связи в ходе игровых действий, побуждать к применению предметов-заместителей (вместо зёрнышек - пластилиновые шарики, обрывки бумаги и т. д.).
Интересом выполняют трудовые поручения («покорми птичку», «покажем птичке, какой у нас порядок», и т.д.)
Дети отвечают на вопросы, после играют в предоставленные игры.
Подготовка родителями творческих работ к пасхальному конкурсу «Светлая Пасха - 2022» Развитие рефлексивных навыков.
Заключительный этап
Апрель
18.04.22-25.04.2022
«В мире птиц»
Развивать творческие способности, Самостоятельность, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности
Проявляют творческую активность в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация на тему Птицы Оформление папки -передвижки: «Птицы наши друзья» Мотивация на деятельность и принятие проблемы и ее решение


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей Орехово-Зуевского городского округа Форма проведения...

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...

Читайте также

Тематическое развлечение посвящённое Дню космонавтики для средней группы

Тематическое развлечение посвящённое Дню космонавтики для средней группы Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий: Ребята, сегодня праздник...

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...