Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению

Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. От того, что ребёнок знает о себе, своих близких, о месте, где он живёт, что он чувствует в определённые моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным условием успеха в развитии социального интеллекта детей дошкольного возраста. Необходимость подключения к процессу формирования социального интеллекта дошкольников через систему работы по краеведению объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Для активизации родителей, повышении их заинтересованности в эффективности совместной работы по формированию социально значимых качеств детей мною проводились родительские собрания «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании юного патриота», «Социализация дошкольников в процессе совместной работы по краеведению семьи и детского сада» и консультации «Моя семья – моя крепость», «Люби и знай свой город», «Воспитание юного патриота в семье» и др. Активное участие родителей в организации тематических выставок «Наша дружная семья», «Осень в городе моём», «День Победы», «Моя Родина Россия», создание семейных альбомов «Мой папа в армии служил», «Моя родословная», «Мои предки» вызывает у детей чувство гордости, ощущение значимости своей семьи в культурном наследии родного города. Одной из интерактивных форм взаимодействия с родителями являются тематические акции. В результате проведения акций формируются положительные отношения родителей к учреждению, повышается компетенция родителей в изучении родного края, растет потребность в организации семейного досуга. Традицией нашего детского сада стало проведение различных тематических акций совместно с родителями на различные темы: «Люблю тебя, мой край родной», «Дворик моей мечты», «Баночное королевство» (изготовление учебных макетов), «Бабушкин сундук» (пошив мягкой куклы), «Сочиняем сказку вместе» (создание авторских сказок); «Игра моего детства» (изготовление и проведение игр родителями) и другие. Совместные праздники и развлечения надолго остаются в памяти взрослых и детей. Участие родителей в традиционных праздниках «День Матери», «Масленица», «День русского гостеприимства» способствует развитию у взрослых и детей коммуникативной компетентности, способности к сопереживанию, получению положительных эмоций, обогащению традиций семьи.

Важной формой работы с родителями по изучению истории и культуры родного края являются маршруты выходного дня. Данная форма работы способствует формированию у дошкольников гордости за свою родину, любви к родному краю, уважения традиций. Совершая прогулки по родному городу, дети не только получают знания о родном крае, но и активно участвуют в добывании этих знаний вместе с родителями. Очень важно заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных качеств детей, в формировании социальных знаний детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов, где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест; презентации и фильмы о городе и крае. Культурное и историческое наследие нашего города открывает многообразие маршрутов выходного дня: «Золотые купола Арзамаса», «Славные люди земли русской», «Будем ближе к природе», «По пушкинским местам», «Водоемы Арзамаса», «Кружева деревянные», «Каменное зодчество 18-19 вв.». Семейные прогулки по историческим местам родного города вызывают у ребёнка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, к своей родине.

Таким образом, социальное развитие детей проходит эффективнее в процессе совместно организованной работы с семьёй по изучению родного края. Целенаправленная реализация форм взаимодействия с родителями и детьми в процессе систематической работы по краеведению способствует развитию социального интеллекта детей. У детей формируются не только крупинки уважительного отношения к людям, к истории родного края, культуре малой Родины, но и формируется эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, умение понимать других людей, умение самостоятельно решать возникающие перед ним трудности. А это в свою очередь влияет на успех адаптации в новой системе общественных отношений, на развитие своей активной, познавательной позиции.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Читайте также

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...