Сайт для воспитателей детских садов






Использование элементов кинезотерапии как средство оптимизации речи детей с ЗПР

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки, и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга. На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Это подтверждается многими учеными в результате исследования детей с ЗПР. У таких детей нарушено формирование высших психических функций, а также речь и мелкая моторика.

Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений.

Наибольшие трудности детей 5 – 6 лет с ЗПР испытывают при выполнении заданий на развитие мелкой моторики: завязывание шнурков, лепка, рисование, собирание мозаики, конструирование, штриховка. Можно отметить нарушение произвольной регуляции движений, недостаточную координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации.

Одной из предпосылок успешного развития мелкой моторики является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук ведет за собой формирование речи.

Таким образом, с целью развития мелкой моторики и речевого высказывания дошкольников с ЗПР используем в коррекционной работе элементы кинезотерапии.

Кинезотерапия - от греч. kinesis – движение, therapia – лечение.

Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, – с другой.

Для того чтобы коррекционная работа была успешной, необходимо создавать полноценную предметно-развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Важную роль в создании современной образовательной среды выполняют инновационные технологии. Неоценимую помощь дошкольникам с ЗПР могут оказать коррекционные занятия с применением прищепок, пробок, шнуровки, пуговиц, круп. Эти упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, поддерживают интерес к занятиям.

Новизна: систему работы с мелкими предметами (пуговицы, прищепки, пробки, шнуровки) дополнили формированием структуры предложений.

Игры с прищепками.

Работа строится в несколько этапов: сначала дети выполняют задания с прищепками среднего нажима, затем переходим к прищепкам, требующих сильного нажима. Кроме прищепок используем шаблоны предметов для прикрепления прищепок. Содержание занятий соответствует времени года с целью закрепления сезонных явлений. Занятия могут проводиться как самостоятельная деятельность или как часть пальчиковой гимнастики.

 

Занятие «Осенний лес»

Занятие «Осенний лес»

I этап – работа с шаблонами

Дети прикрепляют прищепки к шаблонам. Затем работаем над структурой предложения:

– составление предложений на основе образца.

«Кто это? - Это лягушка. Это еж. Это дерево».

Модель 1 (Существительное +глагол.)

«Что делают? - Лягушка прыгает. Еж бежит. Дерево растет. Туча плывет».

Модель 2 (Существительное +глагол +дополнение.)

«Лягушка квакает громко. Еж бежит быстро».

Модель 3 (Существительное + глагол + предлог + дополнение.)

«Кто где живет? – Лягушка живет в болоте. Еж живет в лесу».

– конструктивные упражнения.

Для этого вида заданий используем прищепки, выполняющие функции слов (т.е. на шаблон прикрепляем столько прищепок, сколько слов в предложении). Наглядно дети легче запоминают слова и успешнее составляют предложения.

1. Все слова даны в нужной форме:

Видели, дети, ежа, колючего, лесу, в. (К ежу прикрепляем 6 прищепок: называем слово - прищепка. Отрабатываем количество слов в предложении.) Упал, лист, желтый, дерева, с.

2. Из слов в начальной форме: Туча, плыть, по, небо.

- распространение простого предложения с помощью вопросов

Прищепки выполняют функцию слова.

Лист упал (на лист прикрепляем 2 прищепки).

«Какой лист? – Желтый лист упал» (добавляем еще 1 прищепку).

«Откуда упал? – Желтый лист упал с дерева» (добавляем еще 2 прищепки).

Отрабатываем структуру построенного предложения.

Занятие «Осенний лес»

- соединение двух или трех простых предложений в одно

Еж пыхтит. Лягушка квакает. – Еж пыхтит, а лягушка квакает.

- редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки

«Лист упала на землю. Туча плывет под небом. Еж спит у норы».

 

II этап «Сюжетное панно».

Составленные предметы объединяем в панно и составляем сюжет.

«Сюжетное панно»

- творческие упражнения по заданной теме «Осень»

Наступила осень. Солнце плохо греет. Деревья пожелтели. Трава желтеет и сохнет. Еж и лягушка готовятся к зиме.

- по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению

«золотая осень» - Наступила золотая осень. Золотая осень заглянула в лес.

- придумывание конца сюжета

Педагог рассказывает сюжет, дети завершают: «Наступила осень. Деревья пожелтели. Часто идут дожди. Животные стали готовиться к зиме….».

- составление сюжета по цепочке с опорой на панно

Самое трудное задание для детей. Это связано с низким уровнем активного воображения, узостью восприятия, низким уровнем представлений и с бедностью словаря. Поэтому необходима помощь со стороны педагога.

Аналогичная работа проводится и на занятиях

«Сюжетное панно»

«В лес по грибы»                                            «Зимняя сказка»

2 Плохо0


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогул…

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогулка в зимний лес»   Цель занятия. Обогатить знания детей о жизни птиц и...

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ «Этот день …

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ«Этот день Победы!»   Вход в зал под марш «День Победы» композитор Давид Тухманов...

Дидактическая игра «День рождения куклы Кати»

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Социализация» для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4-х...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Конспект фронтального занятия "Проф…

19-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»       Конспект фронтального занятия в средней группе комбинированной направленности       Тема: «Профессии»                Учитель-логопед: Романова С.А.         Абакан 2019г.           «Профессии» Пальчиковая гимнастика ПЕКАРЬ — Пекарь, Пекарь, Для чего ты из баранок Сделал счеты — Подсчитать Хочу точней, Хватит ли в Москве дрожжей, И...

Комплексное познавательное занятие на т…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Комплексное познавательное занятие на тему: « 12 апреля – день космонавтики». Цели: Расширить знания детей о космосе, известных космонавтах, познакомить с историей создания ракетной техники; развивать любознательность, мышление; воспитывать гордость за...

Образовательная деятельность по экологи…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Образовательная деятельность по экологии Тема: « Растение – живые организмы »   Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности:   Познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная. Цель: включение детей в...

Конспект НОД по математике для детей под…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Задачи: Образовательные: -  Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клеточку. - Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, "записывать" задачи, используя "+","-","="; Закрепить   состав...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство