Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста»

Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста.

Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладывается в раннем возрасте.

В раннем возрасте проявляется стремление ребёнка жить общей жизнью со взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребёнка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сворила обед – хорошо вкусно поесть; постирала бельё – приятно одеть чистое платье, рубашку. Ребёнка привлекают дела взрослых, поэтому именно в раннем возрасте начинают закладываться основы трудолюбия и уважение к труду взрослых.

Слайд 2.

Задачи развития трудовой деятельности ребёнка в раннем возрасте

  • поощрять интерес детей к деятельности взрослых;
  • знакомить детей с тем, что и как делает взрослый и зачем он выполняет те или иные действия;
  • учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

Основной целью воспитания уважения к труду взрослых у детей раннего возраста

– является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Слайд 3 Приёмы ознакомления с трудовыми действиями:

  • Наблюдение.
  • Показ.
  • Пояснение.
  • Использование художественных произведений.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Создание игровых и сюрпризных моментов.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеяно, неустойчиво, мы с особой тщательностью отбираем приёмы мотивации к трудовым действиям и руководства деятельности детей.

Известно, что у детей третьего года жизни очень высокоразвита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому мы организовываем наблюдения за работой помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры, врача которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

Слайд 4. Фото.

С наблюдением тесно связан показ. Этот приём используем постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти.

Кроме показа, используем прием пояснения. Детям в простой и понятной форме сообщаем, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если поставим посуду на стол, то будет из чего кушать». Каждое значимое трудовое действие показываем, объясняем и мотивируем в доступной для малышей форме.

Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию.

Слайд 5. Фото.

Создаем игровые и сюрпризные моменты. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь накрыть на стол, накормить, одеть на прогулку и т.д.

В созданной проблемной игровой ситуации игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный, потому что у него болит лапа.

Сам трудовой процесс демонстрируем поэтапно. Малышей детально знакомим с особенностями трудового действия.

Сначала знакомим в сюжетной игровой ситуации с одним трудовым действием (кормим куклу или укладываем спать). Затем объединяем 2-3 трудовых действия, связанных друг с другом (поим кукол чаем, потом моем посуду; варим кашу, затем кормим ею кукол, а потом укладываем спать). Ребенку на первых порах легче и интереснее всего превращаться в маму, папу и во взрослых, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (доктор, шофер и др.)

Осуществляя трудовой процесс, мы отбираем необходимое для его осуществления оборудование, показываем детям, чётко называем, хоровым проговариванием, чтобы название лучше запомнилось детям.
Одновременно обращаем внимание на организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе, почему надел фартук или халат, зачем засучил рукава, почему помощник воспитателя вымыла руки перед сервировкой стола, как расположено оборудование на рабочем месте.

Слайд 6.

В игровой сюжетной ситуации на тему «Больница» мы знакомим с трудовыми действиями врача, медсестры; медицинскими инструментами: градусник, шприц, бинт лекарство и их назначением; медицинской одеждой; пополняем словарный запас: «больной», «лечение», «лекарство», «температура».

Слайд 7.

В игровых сюжетных ситуациях с куклами знакомим с трудовыми действиями помощника воспитателя, мамы: укладывает спать, качает, купает, варит, кормит, убирает и т.д. воспроизводить жизненные события, относиться к кукле как к живому существу, вовлекаем в ролевое взаимодействие.

Слайд 8, 9.

В игровых сюжетных ситуациях на тему «Транспорт» знакомим детей с трудовыми действиями шофёра и правилами безопасного проезда на транспорте. Воспитываем интерес к трудовым действиям водителя.

Слайд 10, 11.

В игровой сюжетной ситуации на тему "Парикмахерская" знакомим с трудовыми действиями парикмахера, инструментами необходимыми для работы парикмахера: ножницами, расческой, воспитываем культуру общения.

Слайд 12.

В игровой ситуации на тему «Строитель»

Мы знакомим с трудовыми действиями строителя, учим детей, сооружать постройку несложной конструкции, расширять знания об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей.

Слайд 13.

На каждом этапе формирования игровой ситуации стараемся направлять общение так, чтобы ребенок переходил к самостоятельной игре. Специально организовываем предметно-игровую среду, подбираем игрушки, которые знакомят детей с трудом взрослых. Создаем условия так, чтобы дети с удовольствием могли купать кукол в ванночках, стирать кукольное белье, вешать на веревочку сушиться, затем гладить, кормить кукол, сажать в коляски и водить гулять.

Слайд 14.

Связь детского труда с игрой имеет важное значение в раннем возрасте - игровые образы помогают детям выполнять трудовые действия с интересом, что объясняется особенностями мышления.

Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста - это один из самых важных направлений работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.



Новые публикации

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Читайте также

Конспект занятия: «День рождения Мишутки»

Конспект занятия: «День рождения Мишутки» Старший дошкольный возраст Цель занятия. Закреплять навыки счета в пределах 10, деление целого на части, соотнесение количества предметов...

Музейная педагогика в рамках социокультурной программы

Музейная педагогика в рамках социокультурной программы

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Воркшоп "«Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию воркшоп по теме «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции». Слайд 2. Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет? Как вы думаете, что? (Мы...

Воркшоп «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции».

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию воркшоп по теме «Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста через народные традиции». Слайд 2. Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет? Как вы думаете, что? (Мы...

Познавательно-исследовательская деятельность «Зачем зайчику белая шубка?»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Зачем зайчику белая шубка». Задачи: создавать условия для: развития познавательного интереса к окружающим нас предметам, развития воображения, образного мышления; проявления исследовательской активности; формирования умения находить причинно–следственные связи в процессе исследовательской деятельности;...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-спортивной направленности «Волшебные шашки»

Отдел образования администрации Мордовского района Тамбовской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Золотой ключик»       Рассмотрена на заседании «Утверждаю» Методического совета Заведующий МБДОУ _____________ совета ___________________/Ф.И.О./ от «___» ______ 2020г. приказ № __ от ________2020г...