Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ

Современное общество ставит перед образовательной системой задачу создания условий для благоприятной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации c самых первых шагов его социального опыта. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, форм поведения и ценностей. Социализация тождественна «окультуриванию», это опыт, приобретаемый ребенком «превращается в его индивидуальное развитие, который перерабатывается, дополняется и через некоторое время, возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений» [1, с. 37]

В современных условиях социально-экономических изменений перед образованием стоит задача не только дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным ориентирам развития, но и сформировать личность, готовую существовать в современном социуме, налаживать эффективные коммуникации, достигать поставленных целей.

Дошкольный возрастной - это этап, который является одним из основных в социальном развитии личности, он создает почву для оптимальной адаптации в социуме. Образ мира, формируемый и развивающийся в этом возрасте, дает возможность лучше и эффективнее почувствовать пространство и время своей жизнедеятельности, ощутить непосредственно себя и окружающих людей, у дошкольника закладывается основа познания социальной действительности и самопознания, что, безусловно, расширяет личностные горизонты. Основы успешности процесса социализации закладываются в раннем возрасте из атмосферы, в которой растет ребенок, «Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как, потребность в любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности» [3, с. 91].

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье, если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем, поэтому очень важно, чтобы детский сад и семья были открыты для взаимодействия. В дошкольном образовательном учреждении МБДОУ ЦРР – «Детский сад №226» города Барнаула основной целью установления взаимоотношений детского сада и семьи, в плане равноценного партнерского взаимодействия, является создание единого пространства "семья – детский сад", направленного на успешную социализацию детей.

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка-дошкольника, мы не рассматриваем семью только как объект взаимодействия. На родительских собраниях, в частных беседах мы объясняем родителям, что семейная среда для ребёнка жизненно необходима, во многом определяет путь развития его личности, а участие родителей в различных видах деятельности в дошкольном учреждении, в которых формируются опыт, нормы поведения, нравственные ценности ребенка будут способствовать успешной социализации ребенка, поэтому вовлечение родителей в рамки педагогического процесса и различные виды деятельности, их заинтересованное участие, важно для развития их собственного ребёнка. [8, с 41].

Одним из источников вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста может стать семейный театр, поэтому педагогический коллектив принял решение об организации семейного театра как инновационной формы взаимодействия с семьей.

Любая деятельность в ДОУ с участием родителей способствует более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в творческих мастерских, игровых тренингах помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных концертах, театральных постановках родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своѐ творческое начало.

В театрализованной деятельности процесс социализации как нигде очень ярко проявляется, «дети знакомятся co сказкой, символически переживают её, могут выразить свое отношение к героям и их поступкам, а взрослый получает обратную связь через общение, насколько впечатлили детей различные моменты из проигранной истории» ведь сюжет каждой сказки основан на жизненных ситуациях, которые актуальны и сегодня, они могут научить ребенка тому, как вести себя в жизни [7, с 87].

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

Семейный театр - это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов, работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи. [5, с 2]. Это наиболее конструктивная форма взаимодействия ДОУ c родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов).

В процессе подготовки к театральным представлениям, устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, они заняты изготовлением костюмов, декораций, обсуждают сценарии, распределяют роли. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий. Для детей такое взаимодействие является хорошим примером.

Как начинать организацию совместной театральной деятельности в условиях ДОУ? Как обучать детей и взрослых актерскому искусству? Поиск ответов на эти вопросы привел нас к необходимости создания творческого клуба «Семейный театр в детском саду». На первом этапе были определены исходный уровень воспитательного потенциала семей, уровень творческой активности детей и взрослых (родителей и педагогов); выявлены потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок. Мы провели опрос родителей нескольких групп, изучили их отношение к театру и театральной деятельности, все родители были приглашены на открытое заседание клуба. В результате опроса было выявлено, что родители готовы принимать участие в жизни группы, их заинтересованность в участии театральных постановок.

В основу клуба «Театр для всех», легли технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой, такие как технология «Развивающего общения», ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали; технология «Ежедневный рефлексивный круг» - эта технология позволяет стимулировать речевую активность, мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений, каждый круг заканчивается с вопросом для родителей (спроси у родителей зачем…, и на следующий вопрос обязательно поинтересоваться, что ответили родители) [4, с. 69].

Технология «Проблемная педагогическая ситуация», цель которой самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения [4, с. 55].

На первом встрече детско-родительского театрального клуба участники договорились о планируемом результате и формах его представления это театрализованной постановки по мотивам повести-сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

На базе детского cада состоялся совместно с детьми и их родителями День театра, роли героев обсуждались и распределялись на театральном заседании. Родители детей самостоятельно готовили костюмы, разрабатывали декорации, предвкушая успех удивительной постановки. На подготовку ушло два месяца направленной работы и репетиций. В результате представленной театрализованной постановки, участники «Семейного театра» получили удовольствие и опыт умения коллективно трудиться. Данная деятельность способствовала умению принимать собственные решения на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, а также развития навыков саморегуляции поведения. Детям театральная деятельность в детско-взрослом объединении давала возможность удовлетворить потребность в любви, oдобрении значимых взрослых, в oвладении социальными способами взаимодействия co сверстниками и взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене.

В процессе подготовки и разыгрывании музыкально-игрового представления возможность совместной творческой деятельности предоставляется всем участникам: родители, не занятые в написании сценария, исполнении ролей, активно включаются в процесс изготовления декораций, костюмов, театральных кукол, атрибутов, афиш, пригласительных билетов. индивидуальные консультации по запросам родителей о методах и приемах развития творческих способностей детей, навыков партнерского взаимодействия при осуществлении проектной деятельности. Совместно с родителями были подготовлены для детей доклады о творческих профессиях таких как актер, сценарист, художник-оформитель, костюмер и другое. Также в детском саду была организована выставка «Семейный театр», совместный семейный просмотр музыкального спектакля, для детей и родителей тренинг «Театральный этюд», «Театральный час», совместное чтение сказки по ролям, творческая мастерская «Готовим декорации вместе». По итогам плодотворной работы была проведена генеральная репетиция, выпуск анонса итогового спектакля. Совместно с детьми и родителями были подготовлены афиши, пригласительные билеты.

В результате представленной театральной постановки, участники «Семейного театра» получили удовольствие и опыт умения коллективно трудиться. Данная деятельность способствовала умению принимать собственные решения на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, а также развития навыков саморегуляции поведения. Детям театральная деятельность в детско-взрослом объединении давала возможность удовлетворить потребность в любви, oдобрении значимых взрослых, в oвладении социальными способами взаимодействия co сверстниками и взрослыми, в познании окружающего мира.

Побывав в определенной роли, дети и родители чувствовали свою значимость. Хочется заметить, что у детей любой постановочный процесс формирует поведение в реальной жизни, то есть в игровой форме прививается умение принимать собственные решения, нести за них ответственность, работать в команде на достижение общей цели. [5, с. 86].

Данная технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада, семейный театр можно и нужно использовать для вовлечения родителей в процесс социализации детей, так как технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач воспитания ребенка.

Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная социализация ребёнка. Именно поэтому, воспитателям и другим сотрудникам ДОУ в своей работе необходимо опираться на помощь семьи, а родителями согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к условиям внешнего мира, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи [2, с. 1].

Таким образом, социализация дошкольника будет иметь положительную динамику, если будут созданы благоприятные условия гармоничного развития ребёнка, в процессе приобщения его к социокультурному опыту через взаимодействие с семьей. Уверенный, любознательный, инициативный и самостоятельный ребенок – это та цель, к которой мы стремимся. 

 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Знак качества, 2015.– 288 с.

2. Билялова З. Ш. Социализация детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. – 2017. – №35. – С. 82-83. – URL https://moluch.ru/archive/169/45470/

3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Питер, 2014.– 272с.

4. Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 320 с.

5. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. МОЗАИКА - Синтез, 2008

6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 2014.– 102с.

7. Развитие детского творческого мышления. Работаем по сказке – М.: МОЗАИКА - Синтез, 2016.– 112 с. 

8. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2015. –88с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Проект «Удивительный мир космоса»

Проект «Удивительный мир космоса»

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Читайте также

Рабочая образовательная программа первой младшей группы «Ягодка» на 2020-2021 учебный…

Рабочая образовательная программа первой младшей группы «Ягодка» на 2020-2021 учебный год

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе Как показывает практика подготовки детей дошкольного возраста (далее – дошкольники) среди многообразия...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...