Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ

Современное общество ставит перед образовательной системой задачу создания условий для благоприятной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации c самых первых шагов его социального опыта. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, форм поведения и ценностей. Социализация тождественна «окультуриванию», это опыт, приобретаемый ребенком «превращается в его индивидуальное развитие, который перерабатывается, дополняется и через некоторое время, возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений» [1, с. 37]

В современных условиях социально-экономических изменений перед образованием стоит задача не только дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным ориентирам развития, но и сформировать личность, готовую существовать в современном социуме, налаживать эффективные коммуникации, достигать поставленных целей.

Дошкольный возрастной - это этап, который является одним из основных в социальном развитии личности, он создает почву для оптимальной адаптации в социуме. Образ мира, формируемый и развивающийся в этом возрасте, дает возможность лучше и эффективнее почувствовать пространство и время своей жизнедеятельности, ощутить непосредственно себя и окружающих людей, у дошкольника закладывается основа познания социальной действительности и самопознания, что, безусловно, расширяет личностные горизонты. Основы успешности процесса социализации закладываются в раннем возрасте из атмосферы, в которой растет ребенок, «Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как, потребность в любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности» [3, с. 91].

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье, если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем, поэтому очень важно, чтобы детский сад и семья были открыты для взаимодействия. В дошкольном образовательном учреждении МБДОУ ЦРР – «Детский сад №226» города Барнаула основной целью установления взаимоотношений детского сада и семьи, в плане равноценного партнерского взаимодействия, является создание единого пространства "семья – детский сад", направленного на успешную социализацию детей.

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка-дошкольника, мы не рассматриваем семью только как объект взаимодействия. На родительских собраниях, в частных беседах мы объясняем родителям, что семейная среда для ребёнка жизненно необходима, во многом определяет путь развития его личности, а участие родителей в различных видах деятельности в дошкольном учреждении, в которых формируются опыт, нормы поведения, нравственные ценности ребенка будут способствовать успешной социализации ребенка, поэтому вовлечение родителей в рамки педагогического процесса и различные виды деятельности, их заинтересованное участие, важно для развития их собственного ребёнка. [8, с 41].

Одним из источников вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста может стать семейный театр, поэтому педагогический коллектив принял решение об организации семейного театра как инновационной формы взаимодействия с семьей.

Любая деятельность в ДОУ с участием родителей способствует более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в творческих мастерских, игровых тренингах помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных концертах, театральных постановках родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своѐ творческое начало.

В театрализованной деятельности процесс социализации как нигде очень ярко проявляется, «дети знакомятся co сказкой, символически переживают её, могут выразить свое отношение к героям и их поступкам, а взрослый получает обратную связь через общение, насколько впечатлили детей различные моменты из проигранной истории» ведь сюжет каждой сказки основан на жизненных ситуациях, которые актуальны и сегодня, они могут научить ребенка тому, как вести себя в жизни [7, с 87].

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

Семейный театр - это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов, работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи. [5, с 2]. Это наиболее конструктивная форма взаимодействия ДОУ c родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов).

В процессе подготовки к театральным представлениям, устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, они заняты изготовлением костюмов, декораций, обсуждают сценарии, распределяют роли. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий. Для детей такое взаимодействие является хорошим примером.

Как начинать организацию совместной театральной деятельности в условиях ДОУ? Как обучать детей и взрослых актерскому искусству? Поиск ответов на эти вопросы привел нас к необходимости создания творческого клуба «Семейный театр в детском саду». На первом этапе были определены исходный уровень воспитательного потенциала семей, уровень творческой активности детей и взрослых (родителей и педагогов); выявлены потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок. Мы провели опрос родителей нескольких групп, изучили их отношение к театру и театральной деятельности, все родители были приглашены на открытое заседание клуба. В результате опроса было выявлено, что родители готовы принимать участие в жизни группы, их заинтересованность в участии театральных постановок.

В основу клуба «Театр для всех», легли технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой, такие как технология «Развивающего общения», ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали; технология «Ежедневный рефлексивный круг» - эта технология позволяет стимулировать речевую активность, мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений, каждый круг заканчивается с вопросом для родителей (спроси у родителей зачем…, и на следующий вопрос обязательно поинтересоваться, что ответили родители) [4, с. 69].

Технология «Проблемная педагогическая ситуация», цель которой самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения [4, с. 55].

На первом встрече детско-родительского театрального клуба участники договорились о планируемом результате и формах его представления это театрализованной постановки по мотивам повести-сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

На базе детского cада состоялся совместно с детьми и их родителями День театра, роли героев обсуждались и распределялись на театральном заседании. Родители детей самостоятельно готовили костюмы, разрабатывали декорации, предвкушая успех удивительной постановки. На подготовку ушло два месяца направленной работы и репетиций. В результате представленной театрализованной постановки, участники «Семейного театра» получили удовольствие и опыт умения коллективно трудиться. Данная деятельность способствовала умению принимать собственные решения на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, а также развития навыков саморегуляции поведения. Детям театральная деятельность в детско-взрослом объединении давала возможность удовлетворить потребность в любви, oдобрении значимых взрослых, в oвладении социальными способами взаимодействия co сверстниками и взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене.

В процессе подготовки и разыгрывании музыкально-игрового представления возможность совместной творческой деятельности предоставляется всем участникам: родители, не занятые в написании сценария, исполнении ролей, активно включаются в процесс изготовления декораций, костюмов, театральных кукол, атрибутов, афиш, пригласительных билетов. индивидуальные консультации по запросам родителей о методах и приемах развития творческих способностей детей, навыков партнерского взаимодействия при осуществлении проектной деятельности. Совместно с родителями были подготовлены для детей доклады о творческих профессиях таких как актер, сценарист, художник-оформитель, костюмер и другое. Также в детском саду была организована выставка «Семейный театр», совместный семейный просмотр музыкального спектакля, для детей и родителей тренинг «Театральный этюд», «Театральный час», совместное чтение сказки по ролям, творческая мастерская «Готовим декорации вместе». По итогам плодотворной работы была проведена генеральная репетиция, выпуск анонса итогового спектакля. Совместно с детьми и родителями были подготовлены афиши, пригласительные билеты.

В результате представленной театральной постановки, участники «Семейного театра» получили удовольствие и опыт умения коллективно трудиться. Данная деятельность способствовала умению принимать собственные решения на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, а также развития навыков саморегуляции поведения. Детям театральная деятельность в детско-взрослом объединении давала возможность удовлетворить потребность в любви, oдобрении значимых взрослых, в oвладении социальными способами взаимодействия co сверстниками и взрослыми, в познании окружающего мира.

Побывав в определенной роли, дети и родители чувствовали свою значимость. Хочется заметить, что у детей любой постановочный процесс формирует поведение в реальной жизни, то есть в игровой форме прививается умение принимать собственные решения, нести за них ответственность, работать в команде на достижение общей цели. [5, с. 86].

Данная технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада, семейный театр можно и нужно использовать для вовлечения родителей в процесс социализации детей, так как технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач воспитания ребенка.

Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная социализация ребёнка. Именно поэтому, воспитателям и другим сотрудникам ДОУ в своей работе необходимо опираться на помощь семьи, а родителями согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к условиям внешнего мира, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи [2, с. 1].

Таким образом, социализация дошкольника будет иметь положительную динамику, если будут созданы благоприятные условия гармоничного развития ребёнка, в процессе приобщения его к социокультурному опыту через взаимодействие с семьей. Уверенный, любознательный, инициативный и самостоятельный ребенок – это та цель, к которой мы стремимся. 

 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Знак качества, 2015.– 288 с.

2. Билялова З. Ш. Социализация детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. – 2017. – №35. – С. 82-83. – URL https://moluch.ru/archive/169/45470/

3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Питер, 2014.– 272с.

4. Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 320 с.

5. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. МОЗАИКА - Синтез, 2008

6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 2014.– 102с.

7. Развитие детского творческого мышления. Работаем по сказке – М.: МОЗАИКА - Синтез, 2016.– 112 с. 

8. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2015. –88с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй…

Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй группе раннего возраста Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обогащение пассивной...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

Читайте также

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...

Конспект квест-игры «Моя Родина» по речевому развитию для детей…

Конспект квест-игры «Моя Родина» по речевому развитию для детей старшей группы (Нравственно-патриотическое воспитание) Актуальность: Во все времена чертой русского национального характера была...