Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком с использованием нетрадиционного дидактического материала

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста полностью зависит от предметно-развивающей среды, в которой пребывает ребенок и то, насколько она комфортна, рационально организована, насыщена разнообразными предметами, игровым материалом, а также от организации деятельности самого педагога.

Значение игр с водой и песком для детей раннего возраста трудно переоценить. Вода и песок действуют на ребенка притягивающе — успокаивается нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребенка. В настоящее время мы все больше наблюдаем агрессивных, беспокойных, не умеющих радоваться детям, и это имеет прямую связь с их психоэмоциональным развитием в раннем детстве. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в раннем возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Ребенок раннего возраста впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей: ему все и везде интересно, он все изучает, пробует на вкус, трогает руками. Малыши не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают больше, чем взрослые люди.

Вот почему так важно педагогу именно в раннем возрасте организовывать работу с детьми, таким образом, чтобы его деятельность была всегда интересна детям, доставляла эмоциональное удовольствие, имела элементы таинственности, новизны, занимательности. И в этом бесценную помощь педагогу оказывают игры с водой и песком, т.к. они ориентированы на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Являются одним из наиболее подходящих способов воздействия на психоэмоциональное развитие ребенка и позволяют сделать это эффективно и своевременно.

Я работаю в МБДОУ города Южно-Сахалинска с детьми раннего возраста, где игры с водой и песком проводятся систематически:

  • в период адаптации детей к условиям детского сада;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • во время утреннего приема;
  • вечером после ужина;
  • на прогулке в теплый период года.

Игры с детьми необходимо проводить эмоционально, желательно в сказочной форме, произнося все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку нужно находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специально подобранная музыка в момент игр с водой и песком гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка; спокойный характер, негромкое звучание стимулирует его деятельность.

Неоценимую помощь оказывают народные потешки, стихи детских поэтов, считалочки – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. Игры с водой и песком важны для ослабленных детей, у которых особенно страдают эмоциональная сфера, моторика, координация движений.

В работе с детьми раннего возраста очень важно использовать прием новизны, разнообразие заданий и игрового материала, элементы неожиданности, сюрпризности, присутствие на занятиях игрового персонажа, поощрения, поддержку и т.д.

В играх с песком вначале я ограничивалась традиционным набором дидактического материала: лопатка, ведерко, формочки; в играх с водой – дети сачками вылавливали шарики, ловили удочками рыбок.

Но постепенно стало этого не хватать, я начала придумывать новые игры и поэтому список дидактического материала стал пополняться. В современных детских магазинах сейчас продается множество игрушек, специальных наборов для развития творческих способностей детей, наборы для игр с водой и песком, но оказалось, что и в хозяйственных магазинах можно приобрести столько интересного и полезного!

Список нетрадиционного дидактического материала

Пластиковые шумовки, щипцы для перемешивания салата, ложки для накладывания спагетти, поварешки, ложки, ситечки для вынимания яиц из горячей воды, воронки, кружки, стаканчики, дуршлаг, венчик для взбивания, губки для мытья посуды, коктейльные трубочки, пульверизаторы, увеличительное стекло, прессованные полотенца, небольшие контейнеры с крышками.

С большим интересом дети занимаются с природным и бросовым материалом: камешки, ракушки, пробки, крышки, шишки, орехи, футляры от киндер сюрпризов и пр.

Этот список можно дополнять бесконечно – нужно смело проявлять творчество, фантазию и желание сделать что-то новое и интересное для психоэмоционального развития и благополучия детей.

Использование нетрадиционного дидактического материала позволяет разнообразить игры с водой и песком, в процессе которых дети успешнее адаптируются к условиям детского сада, становятся эмоционально отзывчивыми, доброжелательными, начинают пользоваться речью как средством общения со сверстниками. У них улучшается координация движений, моторика, пространственная ориентация.

Игры с водой и песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом.

 

Список использованной литературы:

  1. Баряева, Л. Б., Кондратьева, С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
  2. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 1985.
  3. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Просвещение, Линка - Пресс, 1999.
  5. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.




Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Консультация для педагогов. Из опыта работы с детьми с синдромом…

Консультация для педагогов.Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна   До принятия в 2012 г. нового закона об образовании в РФ...

Семейный театрализованный праздник «Полёт на неизведанную планету»

Семейный театрализованный праздник «Полёт на неизведанную планету»   Ведущий (на фоне музыки). Наше детство – оно та же синяя птица, Что мелькнуло вдали – и не возвратится, А...

Наглядно-познавательное пособие «Породы собак»

Наглядно-познавательное пособие «Породы собак»   С первых дней жизни ребенок познает мир. Это познавательное пособие даёт детям больше узнать о породах собак...


Комментарии





В блогах

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство