«Приобщаем детей к истокам народной культуры»

Из опыта работы МБДОУ №3 д/с «Светлячок» г. Осташков

 

 Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Решая вопрос о том, каким должно быть содержание и методы патриотического воспитания в ДОУ, встанем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.    

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. Поэтому, одним из направлений в работе коллектив ДОУ «Светлячок» выбрал нравственно – патриотическое воспитание.

Педагоги нашего ДОУ разработали и проводят ряд экскурсий по историческим местам нашего города, знакомят с названиями улиц и их происхождением. В группах родители совместно с детьми составляли свои родословные древа, затем в детском саду они рассказывали о своих прадедах и прабабушках. Тем самым ребята много узнали о своих предках, о том, чем они занимались, как жили.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика.

В нашем ДОУ сложилась традиция: все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры, читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.

Для приобщения детей к истокам русской народной куклы необходимо, чтобы окружающие их предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. В речевых зонах присутствуют иллюстрации к потешкам, выполненные художником Ю.А. Васнецовым.

Воспитатели нашего ДОУ очень широко используют в своей работе все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Наши дети знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру мы, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Воспитатели ДОУ приняли участие в выставке: «Картины старины». На ней каждая группа представила макет, иллюстрирующий быт, уклад и образ жизни крестьян в древности (например, макет «Бабий кут», «Красный угол», «Крестьянская изба», «Крестьянское подворье» и др.). Выставку посетили дети нашего детского сада, учащиеся начальных классов школ, родители.

Во что играют современные дети? На этот вопрос порой по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели ДОУ, родители и торговая сеть.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Как объединить их усилия в одном направлении и дать потребителю возможность приобретать красивые и полезные игрушки? Одним из возможных путей ее решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, ее приемы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. И воспитатели нашего детского сада решили привлечь родителей, чтобы познакомить детей с народной игрушкой. В ДОУ была организована выставка «Куклы наших предков». Куклы, представленные на этой выставке, были изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей: куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы: «Параскева-Льняница», «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Все дети нашего ДОУ посетили выставку народных кукол. Педагоги рассказали им из чего сделана та или иная кукла, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, воспитатели привлекали дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети могли сами сотворить и потом играть в него.

Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами музея. В нашем дошкольном учреждении в преддверие праздника «Дня космонавтики», педагоги проводят с детьми ряд занятий, посвященных этому дню, оформляют выставки рисунков о космосе, поделок из бросового материала «Ракеты будущего». А с каким воодушевлением дети восприняли поездку в наш краеведческий музей, где была организована экскурсия на тему «Человек и космос». Бодрова Н.М. рассказала детям в доступной для них форме о космосе, первых космонавтах. Дети рассмотрели телескоп, первый телевизор, по которому был показан репортаж о первом полете Юрия Гагарина, коллекцию марок и рисунки детей о космосе, фотографии космонавтов, детали, которые изготавливаются на нашем заводе. В памяти детей на долго останется этот поход в музей.

Силами воспитателей и родителей в нашем дошкольном учреждении создан мини-музей «Русская изба». Дети знакомятся с культурой своего народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким было отношение к матери и отцу, вообще в семье.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в не помнящих родства Иванов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Праздник Масленицы

Праздник Масленицы Действующие лица: Ведущая – Скоморох. Баба Яга 2 Хозяйки (девочки).. Ход мероприятия: Скоморох вместе с детьми под музыку заходят в зал. Скоморох: Ой, вы гости, господа! Заходите...

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

Читайте также

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...