Сайт для воспитателей детских садов



Консультация для воспитателей
«Особенности обучения детей составлению описательных рассказов»

Работа по развитию связанной речи проводится с младшей группы. Предусматривается обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно с воспитателем, а потом самостоятельно.

Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекла внимание детей к особенностям объекта (т.е. учили детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе проводились следующие игры:

 

«Про кого я говорю»; «Угадай, что за зверь»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета.

Воспитатель описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь.

Затем дети сами выделяли характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа:

 

«Скажи какой»

Цель: учить выделять признаки предметов

Воспитатель вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак, например: «Это груша. Она желтая».

 

«Кто, что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 

«Кто больше действий назовет»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия

Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов, Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?

 

«Исправь художника»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображенных художником признаков знакомых объектов и назвать их.

 

«Что напутал Буратино»

Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их

 

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, мы перешли на следующий этап обучения. На 2 этапе стали подводить детей к целостному описанию, т.е описанию содержащему все структурные части:

начало – называние объекта,

середина – перечисление признаков и действий,

конец – отношение к нему (понравился? Чем?)

Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе был использован такой как совместное рассказывание. Начинали мы со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.

Виды описания:

1) Пофразное параллельное описание. Воспитатель задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения сначала брались очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор.

2) Сопряженное описание. Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика….Зайка любит … Он живет …

3) Коллективное описание несколькими детьми.

 

Игра «Встань в круг»

Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.

Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

При проведении занятий по развитию описательной речи с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их.

На занятиях по обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание.

Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания.





Новые публикации

Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является уровень развития графо-моторных навыков...

Мастер-класс «Древняя книга своими руками» - секрет изготовления папируса и воск…

Мастер-класс «Древняя книга своими руками» - секрет изготовления папируса и восковых дощечек Цель: дать детям представление изготовления папируса и восковых дощечек своими руками, научить...

Конспект квест-игры для детей среднего дошкольного возраста, посвященной праздни…

Конспект квест-игры для детей среднего дошкольного возраста, посвященной празднику «Международный женский день 8 Марта» Цель: Воспитывать любовь к матери. Задачи: Закрепить знания о празднике 8 Марта. Развивать связную...

Читайте также

Сообщение из опыта работы «Организация огороднической деятельности в условиях К…

Сообщение из опыта работы «Организация огороднической деятельности в условиях Кольского Заполярья» Учебно-опытный участок в МДОУ д/с №10 был создан в 2007-2008 году...

Перспективное планирование в младшем дошкольном возрасте «Первые шаги в географи…

Перспективное планирование в младшем дошкольном возрасте «Первые шаги в географию» Вторая младшая, средняя группа Сентябрь:                    Тема недели        Задачи:  Совместная            деятельность:    Литература: Работа с родителями: До свидание лето. Систематизировать  ...

Формирование у дошкольников начал коммуникативной компетентности посредством соч…

Формирование у дошкольников начал коммуникативной компетентности посредством сочинения сказок Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

В блогах

Ежедневное планирование - сетка

Работаю воспитателем недавно. Много времени уходило на написание планов, пока не создала собственную сетку для ежедневного планирования. «Бумажная» работа сейчас занимает считанные минуты. Распечатываю лист на текущий день, соединяя на...

Конспект НОД в старшей группе «Опасные с…

Конспект НОД в старшей группе  «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице». Воспитатель Беловского ДС1 Мамедова Елена Олеговна Цель: Формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту. Задачи:образовательные: продолжать формировать...

Тема: «Мы будем Родине служить».

Цель: Приобщение детей к социокультурным ценностям и традициям семьи и нашего государства через знакомство с праздником «День защитника Отечества» и российской армии. Задачи: Образовательные: 1.Расширять осведомленность детей о военной сфере человеческой деятельности: о...

Психолого-педагогические условия для фор…

Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  предполагает становление в дошкольном образовательном учреждении новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство