Консультация для воспитателей
«Влияние народных традиций и семейного воспитания на нравственное воспитание ребёнка»
Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах.
Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить.
Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребёнка, воспитывающегося в семье, формируется его образ.
Учёные с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искажённый образ семьи. Правда тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи.
Дефицит эмоционально – личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей младшего возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя.
Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно высокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большинство опрошенных младших школьников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье.
Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, свои традиции, обычаи, обряды. Самым важным, высоким моральным качеством всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в
жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа.
- “Башта эшлә, аннан сөйләрсең”(Сначала сделай, потом говори.)
- “Карама кешенең сузенә, кара эшенә” (Не суди человека по словам, суди по делу.)
- “Аз сөйлә, куп эшлә” (Мало говори, больше работай.)
Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми.
Какие требования предъявляет татарская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?
Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей.
- «В дружной семье благодать, где раздоры – там погибель»
(“Бердәм өйдә бәрәкәт бар, бердәмсез өйдә палакат бар”.)
- “Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полёте”
(“Оясында ни курсә, очканда шуны кылана”.)
Прежде всего родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи.
Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей – большое иcкусcтво, которому старшие с любовью обучают молодёжь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем.
- “Ачык чырай, якты йөз, ипи белән тоз”(Приветливое лицо, хлеб да соль) – говорят они.
- “Ачык чырай, такта чәй”(Приветливое лицо, плиточный чай)
- “Куңелең, киң булса, бөтен илгә шырпы җитә”(Если у тебя душа широкая, то одной спички хватит всему народу)
Использование народных традиций в семейном воспитании способствует семейная подготовка родителей и детей к народным старинным праздникам, таких как в татарском народе: Сабантуй, Джиен, Карга боткасы и другие, в русском народе: Рождество, Пасха, Троица, Масленица и другие, воспитывают настоящего семьянина.
Читайте также |
---|
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей…
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.Тема: «Здоровые зубы – красивая...
Сценарий публичной презентации конечного продукта «Транспорт»
Сценарий публичной презентации конечного продукта «Транспорт» Форма презентации: «Выставка». Группа: средняя. В презентации принимают участие дети. Дети стоят за столами, на которых представлены...
Организация инклюзивного образования в детском саду
Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...