Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности
«Человек рождается не для того, чтобы
бесследно исчезнуть никому неизвестной
пылинкой… Человек оставляет себя, прежде
всего, в человеке. В этом высшее счастье и
смысл жизни»
В.А. Сухомлинский
Воспитатель- центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех- детей, родителей, коллег. Его работа- одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребёнка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах.
Современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств, профессиональной компетентностью.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день пред воспитателями стоят следующие задачи:
- Переход от простого выполнения требований программы дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в разных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.
- Передача дошкольникам необходимой(целесообразной) для успешного развития информации.
- Обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений.
- Формирование умений ставить задачи и находить их решения, т.е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.
Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализация в профессии, является работа по самообразованию.
В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:
- Ребёнок мне ничего не должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным;
- Воспитатель- не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Ведь, если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала;
- Общение педагога и ребёнка должно быть доверительным, партнёрским, основанное на активном взаимодействии. Надо стремиться к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности;
- Высшее проявление педагогической успешности- улыбка на лицах детей.
Приоритетное направление моей педагогической деятельности- совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно- образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.
Для решения этих задач разработала методический проект по теме самообразования «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».
Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.
Актуальность:
Главная цель экологического воспитания- формирование основ экологической, т.е. правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно- исследовательской деятельности.
Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств
Познавательно- речевое развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности
Художественно- эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке
Ожидаемый результат:
Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности
- Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности
- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов
- Создан мини- музей природы
У детей:
- сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:
Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;
- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;
- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный. Разработка проекта- 2009-2010 г.г.
2. Практический. Основная деятельность по проекту- 2010-2012 г.г.
3. Заключительный. Аналитический-2013 г.
1 этап- подготовительный (организационный)
Цель:
Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.
Была организована работа по 2-м направлениям:
1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:
- определение значимости для ребёнка;
- оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;
- педагогическое просвещение родителей.
2. Диагностика познавательно- исследовательской деятельности детей
Цель: выявить уровень познавательно- исследовательской деятельности детей.
Результат:
1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.
2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста.
3. Изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, наглядный и демонстрационный материал.
4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире.
5. Определены формы работы с детьми.
6. Создан уголок по экспериментированию «Кабинет кота учёного».
2 этап- практический
Цель: Создать условия для познавательной активности детей средствами проектно- исследовательской деятельности.
Расширить образовательное пространство в социуме, через совместную деятельность родителей, социальных партнёров по реализации групповых проектов.
Результат: Разработан цикл занятий по организации исследовательской деятельности.
Организована предметно- развивающая среда по познавательному развитию детей.
Реализованы экологические проекты.
3 этап- заключительный (аналитический)
Цель: Анализ организации деятельности по проекту, проведение мониторинга уровня познавательного развития детей а проектно- исследовательской деятельности.
Анализ результатов:
- мониторинг уровня развития детей;
- анкетирование родителей
Демонстрация результатов:
- открытые мероприятия;
- презентация педагогической деятельности;
- оформление выставки методического материала
Выводы, проектирование педагогической деятельности:
В результате реализации проекта значительно повысился интерес к организации исследовательской деятельности с детьми, реализации детских проектов, появилась мотивация использовать новые подходы к планированию. Стала больше размышлять и сделала вывод о развивающем характере деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, научилась видеть явления в совокупности их взаимосвязей, изменять тип взаимоотношений с детьми, выстраивать с ними диалогическое общение.
Считаю, что целенаправленная, систематическая деятельность по теме самообразования позволяют мне эффективно реализовать возможности воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
2 этап: «Практический»
(старший дошкольный возраст)
Цель: формирование системы представлений об окружающем мире; развитие познавательных умений.
Реализация образовательных проектов
Реализация образовательных в 2011-2012 г.г.
Этапы, задачи и направления |
Содержание этапа |
Ожидаемый результат |
|
Проект «Цветы» - познакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания; - формировать осознанно- правильное отношение к представителям растительного мира |
|
Создан альбом «Детский сад- цветущий сад!» Создана картотека «Цветочный мир» |
|
Социальное направление: - библиотека |
Беседа «О чём рассказывают цветы»; просмотр иллюстраций, энциклопедий о цветах |
|
|
- родители |
Подборка картинок с изображением цветов; помощь в изготовлении дидактической игры «Жизнь цветка», «Цветочное лото» |
|
|
Физическое развитие |
Игровое занятие «Лекарственные растения» |
|
|
Познавательное развитие |
Наблюдение на прогулке за цветами; составление описательных рассказов; просмотр слайдов «Цветы»; чтение сказки «Дюймовочка»; заучивание стихов о цветах |
|
|
Эстетическое развитие |
Рисование «Жёлтые шары» (с натуры); «Цветы на нашей клумбе»; аппликация «Букет цветов» |
|
|
Проект «Пернатые друзья» - сформировать у детей представление о птицах, научить группировать их по определённым признакам; воспитывать любовь к птицам, стремление помочь в трудную минуту |
|
Изготовлены «Паспорта птиц». Дидактические игры «Что за птица?»; «Что сначала, что потом?». Изготовлены кормушки для птиц. |
|
|
Социальное направление - библиотека |
Викторина «Птичка- сестричка» |
|
|
- родители |
Семейный проект «Зимняя кормушка» |
|
|
Физическое развитие |
Развлечение «Праздник птиц» |
|
|
Познавательное направление |
Рассматривание иллюстраций птиц; наблюдение за птицами на участке; чтение познавательной |
|
|
литературы о птицах; подбор дидактического материала |
|
Эстетическое направление |
Ручной труд «Кормушка»; рисование «Сказочные птицы»; прослушивание музыкального материала «Голоса птиц»; аппликация «Снегири прилетели» |
|
Проект «Витамины на окне» - уточнить представление о том, что растения вырастают из семян; - закрепить знания об условиях, необходимых для их роста; - воспитывать интерес к выращиванию овощей |
|
Рукописный журнал «Витаминные загадки» Составление картотеки блюд Подведение итога экспериментальной деятельности; выводы |
Социальное направление - школа |
Изготовление ящичков для посадки овощей |
|
- родители |
Семена укропа, луковицы, инвентарь; материал для дидактической игры «Витаминные семейки» |
|
Физическое развитие |
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили» Сочинение сказок |
|
Познавательное развитие |
Ведение дневников наблюдения за ростом семян и овощей; занятие «Витаминный калейдоскоп», «Кулинарный класс»; чтение стихов; опыты |
|
Проект «Волшебница вода» - сформировать у детей представление о воде, её свойствах; - дать представление о значении воды в нашей жизни; - показать, в каком виде существует вода |
|
Картотека опытов с водой Презентация книги «Волшебница вода» |
Социальное направление - родители |
Словотворчество детей и родителей «Мир воды»; вырезки из журналов о воде (использование, значение, бережное отношение и т.д) |
|
Дом Культуры |
Театрализация сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
|
Физическое направление |
Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!» Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» |
|
Познавательное развитие |
Заучивание стихов о воде; проведение опытов; пословицы и поговорки о воде; дидактические игры |
|
Эстетическое направление |
Выставка рисунков «Мир воды»; составление коллажа «Подводный мир» |
|
Реализация образовательных проектов в 2012-2013 г.г.
Цель: обобщение знаний природоведческого характера и природоохранного характера.
Этапы, задачи, направления |
Содержание этапа |
Ожидаемый результат |
Проект «Ледяная зона» - познакомить детей с природными условиями Арктики и Антарктиды, их обитателями, определить их приспособительские особенности к природной зоне |
|
Создание книги по всем природным зонам Картотека опытов Макет «Северный край» |
Социальное направление - библиотека |
Работа с энциклопедиями; КВН «Животные Севера» |
|
- родители |
Картинки с изображением животных и растений Севера; помощь в изготовлении дидактических игр |
|
Физическое направление |
Развлечение «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…» |
|
Познавательное направление |
Чтение литературы познавательного характера; рассматривание пейзажей Арктики и Антарктиды; составление описательных рассказов |
|
Эстетическое направление |
Рисование по теме проекта, с целью создания экологической книжки по природным зонам; лепка тюленя |
|
Проект «Лесная зона» - дать детям представление о зоне лесов (тайга и лиственный лес; о климатических и природных особенностях), называть растения и животных, определять их приспособленческие особенности к лесной жизни |
|
Дидактическая игра «С какой ветки детки?» Создание карты природных зон Красноярского края (животный и растительный мир) Макет «Зимний лес» |
Социальное направление - библиотека |
Подбор познавательной литературы |
|
- школа |
Методическое оснащение: карта природных зон |
|
Физическое направление |
Спортивный досуг |
|
Познавательное направление |
Рассматривание картин; составление пищевых цепочек; составление коллективного рассказа- описания о лиственном лесе; чтение стихов о деревьях |
|
Эстетическое направление |
Рисование, лепка, конструирование из бумаги |
|
Проект «Степная зона» - дать детям первоначальное представление о степной зоне, растительном и животном мире степи, их приспособленческих особенностях |
|
Макет «Степная зона» |
Социальное направление - родители |
Подборка иллюстраций с изображением животных, птиц, растений степи |
|
Физическое направление |
|
|
Познавательное направление |
Рассматривание степных пейзажей, чтение сказки о жуках; чтение литературы познавательного характера; знакомство с Красной книгой |
|
Эстетическое направление |
Коллективная работа по рисованию «Животные степи» |
|
Проект «зона пустыни» - дать первоначальное представление о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира), перечислить приспособительские особенности растений и животных |
|
Макет «В пустыне» Презентация книги по природным зонам «Земля – наш общий дом» |
Социальное направление - библиотека - родители |
Подбор литературы по тематике проекта Совместная деятельность родителей и детей: рисунки к книге |
|
Физическое направление |
Спортивный досуг |
|
Познавательное направление |
Рассматривание песка, песчинок через лупу; проведение опытов с песком; загадки по тематике |
|
Читайте также |
---|
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий»
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Мир профессий» Цель: Систематизировать знания детей о профессиях, вызвать интерес к разным видам профессий. Задачи: Закреплять знания...
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...
Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…
Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...