Развитие эмоционально-волевой и действенной сферы ребёнка средствами игры лото

В познавательной деятельности человека ведущую роль играют психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

 

История игры

В связи с тем, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является для ребёнка ведущей, естественно, что лучший способ занятия с познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферами дошкольника — конечно же, развивающая игра. Например, лото. Это настолько популярная игра, что, кажется, лото было всегда. Но, изобретённое в Генуе в XVI веке, в Россию это увлечение знати пришло лишь в XVIII. Его детская версия появилась совсем недавно — в веке двадцатом, сразу же завоевав огромную популярность среди детей, их родителей и наиболее мудрых и опытных педагогов, которые сразу же оценили эффективность применения такого практически всеобъемлющего развивающего средства.

 

Лото все образовательные области подвластны!

Виды лото в наше время настолько разнообразны, что содержание этих карт и карточек охватывают практически все основные образовательные области, зафиксированные в федеральных образовательных стандартах. Вот, к примеру, ОО «Познание». С помощью лото для малышей (играть в него можно уже с трёхлетнего возраста) «Времена года», «Овощи-фрукты», «Птицы, животные» дети расширяют и обогащают знания о предметах и явлениях, учатся узнавать их на картинках и в реальной жизни.
Образовательные области «Социализация» и «Коммуникация» тоже охвачены этой увлекательной игрой: лото — игра командная, в неё могут играть от двух до шести человек. Соответственно, в процессе игрового действа формируется умение общаться в команде, принимать на себя различные социальные роли.
Участие в игре развивает у ребёнка речь как средство общения. В активный словарь детей вводятся новые слова — понятия, изображённые на карточках лото. В процессе игры взрослый поощряет детей высказывать свою точку зрения.

Ещё одно очень важное умение формирует эта игра — умение выигрывать и проигрывать. Именно этих качеств очень часто не хватает не только детям, но и взрослым, которых вовремя не научили адекватно относиться к своим победам и поражениям. Игра — самый лучший способ научить этому вовремя.

 

Абстрактное мышление? Конечно же, с помощью лото!

Очень хороша эта игра для формирования абстрактного мышления. Например, в лото «Времена года», активизируя свой жизненный опыт, ребёнок сравнивает особенности сезонов, анализирует их сходство и различие, обобщает и сопоставляет анализируемые понятия.

Лото учит группировать предметы и явления. По итогам выполнения игрового задания дети смогут на первоначальном уровне выражать оценочные суждения и делать выводы на основе произведённых действий, а также выделять причину и следствие увиденного явления, что развивает логическое мышление.

С помощью лото взрослые — родители или педагоги могут начать формировать у детей когнитивные умения и навыки: наблюдать, сопоставлять и противопоставлять факты и явления, сравнивать новое с ранее известным, использовать приёмы мышления (индукцию и дедукцию).

 

Воспитаем будущих естествоиспытателей и художников

Лото «Времена года», «Овощи-фрукты», «Птицы, животные» - это и область естественно-научных знаний. Параллельно с изучением различных овощей и фруктов, с помощью лото ребёнок может получить множество знаний по различным областям: изучить регион произрастания того или иного фрукта и овоща; форму: круглый плод или овальный; размер: длинные или короткие плоды. Изображения овощей и фруктов, птиц и животных на игровом поле выполнены контурами, которые можно заштриховать в соответствии с образцами — картинками плодов на маленьких игровых карточках. Штриховка формирует у ребёнка аккуратность, внимание. В ходе раскрашивания развивается мелкая моторика рук, что благотворно влияет на развитие мозговой деятельности, на формирование будущего почерка малыша. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не вполне сформированы локальные движения запястьями рук. Поэтому игра, где надо самостоятельно раскрасить карты лото— одна из наиболее подходящих для развития сферы действия игр.

Чем ещё хороша эта игра? Если у вас есть свободное время, и вы обладаете аккуратностью и немалым запасом терпения, лото (на любую тему) можно сделать самостоятельно. Если же нет — в Интернет-магазинах есть много замечательных готовых типографских вариантов этой любимой всеми и заслуженно популярной игры. Ведь при игре в лото никогда не будет проигравших — в любом случае призом для маленьких игроков будут новые знания, умения и навыки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...

Конспект по развитию речи для детей младшей группы. Тема: «Домашние…

Конспект по развитию речи для детей младшей группы Тема: «Домашние животные» Задачи:1. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные.2. Развивать умения детей...

Читайте также

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка»

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка» Эта игра предназначена для детей 4-5 лет, для развития внимания, памяти, мышления. Она способствует развитию...

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает» Младшая группа Пояснительная записка Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша...