Дидактический конструктор для девочек «Маленькая хозяйка»

 

Учитывая Федеральные государственные стандарты, мы пришли к выводу, что необходима реконструкция среды и игрового оборудования нашей разнополой группы для создания гендернокомфортной развивающей обстановки и воспитания качеств мужественности и женственности у дошкольников. Общеизвестно, что предметная среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, а решающая роль в формировании гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевым играм. Опираясь на эти факты, мы разработали мебельный комплекс для игр девочек, в который входят: плита, духовой шкаф, мойка, стиральная машина, кровать, плательный шкаф, трюмо, стол, стулья, диван. Для достаточной вариативности и создания как можно больших игровых ситуаций, мы пополнили уголок для девочек скатертями, салфетками, муляжами посуды в натуральную величину. На занятиях кружка по лепке из солёного теста совместно с детьми мы изготовили набор печенья, пирожных для игры в магазин, дом, кафе.

Следующим этапом для создания дифференцированных видов деятельности в группе явилось изготовление привлекательных игровых материалов.

Уголок для девочек пополнился баночками с консервированными овощами, связанными из яркой пряжи, связкой чеснока из ваты и полиэтиленовой пленки. В процессе ежедневного наблюдения за играми детей стало понятно, что существует дефицит развивающих игр для девочек, а именно конструкторов, которые помогут не только в активизации психических процессов, но и будут способствовать воспитанию в девочках женственности. А это значит воспитывать стремление быть хорошей хозяйкой, нежной супругой, заботливой мамой.

Яркие, нестандартные атрибуты для игры развивают хороший вкус, желание оформить свой дом, сделать его красивым, чистым и уютным.

Обычно для игры в «Дом» используют пластмассовые муляжи продуктов питания, но они продаются в целом виде, а нам важно было изготовить продукты, нарезанные на части, чтобы максимально приблизить процесс приготовления различных блюд к настоящему. Мы остановились на нетрадиционном материале, фетре. Образцы для шитья были найдены в интернете. Сшитые продукты мы объединили в группы и разработали дидактические игры.

У нас получилось 5 наборов для кулинарного творчества, на базе которых можно моделировать различные игровые ситуации.

Основываясь на том, что дидактическая игра позволяет обеспечивать нужное количество повторений при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, мы решили использовать наш конструктор для решения комплекса образовательных задач.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям игрушки должны быть раскрашены яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Учитывая все вышесказанное, мы сделали для игр привлекательные коробки с алгоритмами и правилами игры и разместили их в мебельном комплексе «Дом» для удобного использования в игре.

Содержание игровых наборов конструктора

1. Бутерброд (два кусочка хлеба, помидор, сыр, листья салата, яйцо, колбаса)

2. Салат (листья салата, сладкий перец, маслины, колбаса, лук, морковь, яйцо, помидоры)

3. Пицца (основа для пиццы, состоящая из шести частей, грибы, ветчина, сыр, кетчуп, помидоры, перец)

4. Пирог (основа для пирога, карточки с изображением возможных вариантов начинок)

5. Сладкоежка (торт, разделенный на пять частей, печенье и пирожное, ягоды, цветы, листья для вариативного оформления кондитерских изделий)

Описание дидактических игр

Игра «Салат и компот»

Дидактическая задача: формировать у детей умение дифференцировать предметы по их свойствам; закреплять знания об овощах и фруктах; развивать связную речь, способность определять существенные признаки предметов; воспитывать любознательность, терпение, способность наблюдать за действиями товарища.

Игровые правила: фрукты можно класть только в кастрюлю, а овощи – в салатницу.

Игровые действия: маленькой хозяйке предлагается приготовить два блюда: компот и салат, но для этого все продукты необходимо распределить по группам для салата – овощи, для компота – фрукты и ягоды.

Педагог проводит краткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что на грядке растут овощи, на дереве и кустарнике – фрукты и ягоды.

Другой вариант игры закрепляющий. Педагог загадывает загадки, дети отгадывают и раскладывают продукты как указано выше.

Игра «Накрой стол»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, воспитывать заботливое отношение к кукле.

Игровые правила: правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе дети хлопают в ладоши, при неправильном грозят пальчиком.

Игровые действия: накрыть игрушечный стол к обеду: постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Игроку предлагается посуда: чайная, столовая, кухонная. На стол можно ставить лишь то, что нужно для обеда. Дети поочередно находят нужный предмет и проговаривают его название ( тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка – большая и маленькая, хлебница, чашка. В конце дети усаживают куклу за стол и желают ей приятного аппетита.

Игра «Бутерброды для зверей»

Дидактические задачи: закреплять знания детей о диких животных, умение распределять их по группам в зависимости от пищевых предпочтений (хищники и травоядные); способствовать развитию грамматического строя речи (образование формы родительного падежа у существительных); воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

Игровые правила: играть могут от 1 до 8 детей. Задание выполнено правильно, если бутерброд составлен с учетом деления животных на хищников и травоядных.

Игровые действия: игроки вытягивают карточки с изображением животных и составляют для них бутерброд из имеющихся в наборе продуктов. В конце игры педагог просит детей ответить на вопрос: «Для кого бутерброд? Почему дети выбрали именно эти продукты?»

Игра «Всем поровну»

Дидактические задачи: познакомить с математическими понятиями «части – целое», « деление на части»; развивать эстетический вкус, стремление красиво сервировать стол; воспитывать положительные качества личности: справедливость, доброжелательность, гостеприимность.

Игровые правила: правильным считается накрытый стол, если количество приборов и кондитерских изделий на нем соответствует количеству кукол.

Игровые действия: педагог проводит предварительную работу, объясняя, как можно поделить целое на равные части. Маленькой хозяйке предлагается накрыть стол для гостей – кукол. Количество приглашенных можно менять в ходе игры. В заключении ребенку предлагается ответить на вопрос: «Почему так важно знать счет и уметь делить поровну?»

Игра «Сладкоежка»

Дидактические задачи: закреплять названия фруктов и ягод, познакомить с профессией кондитера; развивать фантазию, художественный вкус, творческое мышление; воспитывать стремление видеть красивое в окружающем, делать его лучше.

Игровые правила: можно использовать весь материал конструктора, работы всех детей должны быть прокомментированы.

Игровые действия: детям предлагается участие в конкурсе кондитеров. Участники украшают любое изделие и придумывают к нему название. В жюри входят остальные дети группы. Им предоставляется возможность оценить работы. Педагог помогает детям назвать номинации для поощрения всех участников. В заключении готовыми изделиями можно оформить витрину кафе для сюжетно – ролевой игры.

Игра «Вкусный пирог»

Дидактические задачи: повторить названия продуктов питания, уточнить какие можно приготовить из них блюда; развивать речевую активность, стремление использовать слова – признаки; воспитывать у детей ориентированность на правильное питание и здоровый образ жизни; способствовать социализации дошкольников; закреплять умение работать в коллективе.

Игровые правила: в игре участвуют две команды. Победившей считается команда, правильно образовавшая прилагательное и назвавшая большее количество блюд из выбранного продукта.

Игровые действия: перед началом игры педагог проводит предварительную работу: рассказывает, как пекут пирог, как называются его составляющие. Показывает пример открытого пирога с помощью оборудования из конструктора. Дети делятся на две команды, попеременно вытягивают карточки с изображением продуктов для пирога. Команда должна ответить на вопрос: «Как называется пирог из …?» и «Какие блюда можно еще приготовить из этого продукта?»

Свою разработку я назвала конструктором, потому что набор сшитых продуктов питания позволяет конструировать различные блюда, используя весь материал. Дети для воплощения своих замыслов не ограничены составляющим одной коробки, они могут доставать всё, что им необходимо, главное, чтобы получилось аппетитно и оригинально.

Учитывая принцип доступности, к конструктору были сделаны алгоритмы в виде кулинарной книги « Советы маленькой хозяйке». Это книжка – раскладушка, на страницах которой нечитающие дети смогут поэтапно ознакомиться с приготовлением бутерброда, салата, супа, десерта, правильно научиться заваривать чай и украшать стол салфетками. В своей работе педагоги нашей группы стараются уделить особое внимание овладению детьми мыслительных умений и навыков. Поэтому многие дидактические игры оснащены алгоритмами и схемами. Следуя им в игре, дети учатся планировать: делят всю работу на этапы, определяют конечный результат и анализируют его.

При изготовлении конструктора был взят за основу комплексный подход, интеграция образовательных областей согласно новым ФГТ. В игре дети расширяют свой кругозор, получают новые знания об окружающем мире, закрепляют умения классифицировать и дифференцировать ( овощи – фрукты…), у детей формируются математические представления (части – целое…) – всё это включает в себя образовательная область Познание.

Игры составлены с учетом принципа научности. В беседах с детьми и в материалах конструктора используется проверенная информация о пользе продуктов питания и способах их приготовления. Такие игры помогают развивать у детей представление о правильном питании и привычку к здоровому образу жизни. Для закрепления знаний по здоровьюсбережению мною было разработано валеологическое лото «Здоровое питание», описание которого я представлю далее в приложение.

Хорошим условием для коррекции коммуникативных качеств представляют игры «Вкусный пирог», «Бутерброды для зверей» и др. Решая игровые задачи, дети общаются друг с другом, что способствует развитию обращенной речи.

Очень важно, что играя можно уйти от назидательности в воспитании основ безопасности жизни. Для этого была сделана ещё одна книжка –раскладушка «Один дома», изучив которую дети сами могут выступать в роли родителей и «обучать» своих кукол.

И, наконец, создание такого комплексного уголка для девочек во многом помогает нам решать задачи образовательной области Труд: формирование положительного отношения к труду, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений об обязанностях в семье.

Занимаясь раскладыванием игрового материала и уборкой его после игры в специально приготовленные для этого коробочки, заботясь о куклах, девочки невольно приобщаются к домоводству, знакомятся с женскими обязанностями, начинают осознавать ответственность и важную роль домашнего труда. А мальчики, участвуя в таких играх, получают начальное представление о том, что обязанности по дому нельзя считать исключительно женскими, что совместный труд приносит радость, помогает создать благоприятную атмосферу в семье. Совместные игры и реконструкция рационального поведения в семье помогают в воспитании у мальчиков чуткости, благородства, уверенности, качеств, которые являются основой мужественности.

Литература

1. Бондаренко А.К. « Дидактические игры в детском саду»,    Просвещение, 1990 г.

2. Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия»

3. Л. В. Градусова, «Гендерная педагогика», Флинта Наука, 2011 г.

4. Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.

Материал, используемый в конструкторе

 Карточки для игры «Вкусный пирог»

Карточки для игры «Вкусный пирог»

 Карточки для игры «Бутерброды для зверей»

Карточки для игры «Бутерброды для зверей»

Приложение к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка…

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка ветерану» Цель:  Закрепить у детей навыки работы с красками. Воспитывать чувство уважения к старшему...