Концепция взаимоотношений «Взрослый - Ребенок - группа»
1. При использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов образовательной и воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельного, оценочно-результативного). Это важно, потому что целостное развитие личности воспитанника может обеспечить лишь целостный воспитательно-образовательный процесс.
2. Создание единой системы, моделирующей отношения между ребенком и взрослым по типу семейных, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на формирующуюся личность. В свете этого к личности педагога предъявляются высокие нравственные требования.
3. Создание системы предполагает возможности моделирования условий для самореализации детей посредством компенсации недостатков психо-физического и интеллектуального развития различными способами и средствами, доступными детям для восприятия, понимания и воспроизведения.
Соответственно для членов педагогического коллектива система дает возможность оптимального выбора адекватного способа воздействия на ребенка с учетом его психо-физических особенностей и личностных качеств.
Педагог, работающий в детском доме, должен иметь, помимо высоких нравственных качеств, высокий уровень профессионального мастерства .
Система позволяет оценить этот уровень в соответствии с заложенными в ней критериями.
4. Создание системы воспитания и образования, реализуемой в детском доме - это также создание определенных традиций, формирующих атмосферу, микроклимат, стиль общения в коллективе взрослых и детей.
При соблюдении принципа единства и постоянства приемов и методов воспитания всеми сотрудниками детского дома это положительно влияет на формирование личностных качеств воспитанников.
Педагогические и психологические теории, ведущие идеи, лежащие в основе концепции.
1. Выготский Л.С. Идеи о природе отклонений в интеллектуальном и психо - физическом развитии, о социальной ситуации развития.
2. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Теория развивающего обучения и ее принципы : ученик –не объект обучения, а субъект деятельности ; продуктивное творчество, научность содержания обучения ; возможность инноваций, так как в самой системе заложены возможности ее саморазвития .
3. Худенко Е.В. Принципы коррекционно-развивающего обучения , их учет в реализации теории и практике педагогической деятельности ; выбор оптимальных, адекватных особенностям детей , способов психолого-педагогических воздействий.
4. Забрамная С.Д.,Певзнер М.С., Лубовский В.И., Власова Т.А., Мастюкова Е.М. Общие положения дефектологии и коррекционной педагогики .Особенности формирования высших психических функций у детей с задержкой психического развития и олигофренией .Методика осуществления подхода к обеим категориям детей в зависимости от причины, степени и времени поражающего фактора.
5. Лалаева Р.И.,Мнухин С.С. Идея о нарушении чтения не как изолированного расстройства, а проявления комплекса разносторонних нарушений психического и физического развития.
Принципы педагогического воздействия:
1. Единство и постоянство приёмов и методов воспитания.
2. Знание и учёт специфики и глубины дефекта каждого воспитанника..
3. Раскрытие мотивов и внешних обстоятельств поступков ребенка.
4.Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей (темперамент, способности, возможности, интересы, потребности, идеалы).
5. Учет социальной ситуации, в которой воспитанники находились до поступления в детский дом (длительная социальная, психическая депривация как у воспитанников, поступивших из семей, так и у воспитанников Липецкого, Елецкого специализированных Домов ребенка).
6. Учет конкретного состояния ребенка в конкретной педагогической ситуации.
7. Педагогический оптимизм.
8. У важение к личности воспитанника.
Принципы работы:
1. Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитанник – группа детей». Создание благоприятного психологического микроклимата в группах и стимулирование детского коллектива к осуществлению позитивных воздействий на каждого члена группы.
2. Вовлечение воспитанников во все виды деятельности для выявления их способностей и качеств характера – с целью изучения возможностей компенсации имеющихся дефектов развития и (или) негативных социальных условий жизни, имевших место в родных семьях.
3. Постоянное усложнение и повышение требовательности к детям в ходе осуществления избранной деятельности.
Этапы работы:
1 этап.
Изучение педагогами научно – методических основ личностно – ориентированного воспитания, изучение личных дел и медицинских карт воспитанников. Установление дружеских контактов с детьми. Организация совместной коллективной деятельности. Проведение диагностики личности каждого ребенка (совместно с психологом и социальным педагогом).
2 этап.
Продолжение наблюдения и изучения воспитанников в ходе разнообразной деятельности: учебно – познавательной, трудовой, спортивной, игровой, творческой. Изучение (совместно с психологом) как относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременных (поступки, действия, психические состояния ребенка), а также эффективности воспитательного процесса (совместно с заместителями директора по УВР и специалистами).
Анализ и оценка причин трудностей в воспитании детей (при участии всех членов ПМПк детского дома):
1. Что искажено в духовном мире ребенка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин?
2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают трудности в воспитании в данный момент?
3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться педколлектив детского дома?
4. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к детям (по материалам личных дел детей)?
5. Как исправить ошибки, допущенные по отношению к детям (особенно – к категории детей, прибывших из семей и имеющих отрицательный социальный опыт)?
Формы работы специалистов на 2-м этапе.
Формы работы психолога на этапе диагностики:
1) проигрывание ситуаций с целью выявления склонностей детей, направленности поступков, их эмоциональной окраски;
2) социометрическое обследование (определение статуса ребенка в группе сверстников);
3) беседы;
4) тест «Уровень тревожности».
Формы работы социального педагога: консультирование воспитателей по фактам, необходимым для знания глубинных причин поступков детей (социальные условия семей воспитанников).
Формы работы воспитателей: выявление совпадения оценок ребенка им самим и взрослыми, личностных качеств воспитанников.
3 этап.
На этом этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности детей – творческая группа (воспитатель, психолог, заместители по УВР, социальный педагог, дефектологи) проектируют развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств воспитанников. Показателями воспитанности являются конкретные действия каждого ребенка: его поступки, ценностные ориентации, отношение ко взрослым, сверстникам, к себе.
4 этап.
Происходит дальнейшее изучение ребенка, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ребенка: его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, а также широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение, наказание. Использование воспитателем указанных методов относительно каждого индивидуализировано.
На данном этапе происходит также изучение возможностей компенсации имеющихся недостатков психо-физического, интеллектуального и социального развития воспитанников.
Компенсация-это развитие потенциальных возможностей, способностей ребенка, выбор такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью, обществом, сделает его дефект незаметным (малозаметным) как для него самого, так и для других. Это результат серьезнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.
Методы перевоспитания |
Назначение |
Конкретные способы и приемы |
Поощрение и наказание |
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного |
Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость (похвала, приведение в пример остальным детям, привлечение в качестве поощрения к любимому виду деятельности и т.п. – и противоположные воздействия). |
Переубеждение |
Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных |
Общественное мнение коллектива группы; переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизнен- ного опыта (создание морального, эмоционального противовеса негативным воздействиям, имевшим место в раннем опыте детей). |
Переучивание |
Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, не правильных действий. Изменение жизненного опыта. |
Запрет, контроль, проверка выполнения требований (при необходимости – поэтапный контроль), включение в деятельность, значимую для группы; поддержка положительных проявлений. |
Взрыв |
Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения |
Ирония, доведение до абсурда негативного поведения ребенка. юмор, привлечение ребенка к оценке аналогичных проявлений потенциальным сверстником. |
«Реконструкция характера» |
Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка (сохраняя ценное, устраняя отрицательное) |
Планирование перед ребенком системы возможных перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы развития (реконструкции) ребенка |
Переключение |
Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру |
Методы и приемы организации социальной ценной деятельности: формирование познавательных интересов, создание мотивации соучастия в положительно направленной деятельности. |
Соучастие в самоуправлении |
Развитие самосознания детей, стремления к самопознанию, перестройке своего характера (формированию эмоционально-волевой среды) |
Самоанализ (при помощи взрослого), проведение воспитателем и психологом тестов на выявление мотивов поведения (самопознания), самоупражнение, самоосуждение. Упражнение: отказ волевым усилием от незаслуженных вознаграждений. |
5 этап.
Заключительный.
Целью его является корректирование , тренинг – то есть формирование и закрепление знаний и норм поведения в конкретных условиях и ситуациях.
Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закреплению позитивных или преодоление негативных качеств.
Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных; групповых воспитательных программ. Корректирование завершает индивидуализации воспитательного процесса и опирается на его результаты.
В качестве сравнительной диагностики качеств личности детей может быть использована методика, применяемая на 2-м (диагностическом) этапе.
Социальная среда, освоенная воспитанниками ГБ(О)ОУ специального(коррекционного)
детского дома.
1) микросоциум (место проживания и ближайшее социальное окружение);
2) ближайшие улицы с расположенными на них учреждениями торговли, быта и культуры;
3) парки
4) театры: районный ДК; кинотеатр «Комсомолец»; областные театры
5) музеи: краеведческий музей
6) библиотеки: центральная городская детская библиотека
7) лечебные учреждения: поликлиника , областная
детская больница, областной тубдиспансер, санатории : «Сосновка», «Мечта»;
8) загородные оздоровительные лагеря
Читайте также |
---|
Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят»
Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят» (Для детей 5-6 лет - старшая группа) Цель. Закреплять представления о правилах...
Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»
Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»
Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...