Статья «Освоение технологий схемочтений в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи» (из опыта работы)

1Краткая аннотация:

Формирование связной монологической речи у детей – изначально сложный процесс, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: наглядность, создание плана высказывания. Эффективным средством при развитии связной монологической речи служат приёмы мнемотехники. Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Все эти приёмы работы позволяют повысить интерес к данному виду деятельности у дошкольников.

 

Формирование связной монологической речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллект отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. У детей с нарушением речи наблюдаются серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как недифференцированность языковых средств, недостаточность словарного запаса, препятствует осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей является несформированность форм коммуникаций (диалогическая и монологическая речь), неумение ориентироваться в ситуации общения, вследствие чего развитие связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы по речевому развитию детей с логопедическим диагнозом «общее недоразвитие речи».

Результаты обследования детей свидетельствуют о том, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи и обусловлены они недоразвитием разных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Результаты диагностирования требуют проведения целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи по составлению творческих рассказов у детей опытно-экспериментальной группы. При организации коррекционной работы с детьми с нарушением речи следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду c общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леуминой, Л.В.Эльконина и других – наглядность. Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.В.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но, изменяя и совершенствуя их по-своему и составляя свои, я начала использовать в работе с детьми различные технологии схемочтения.

Существуют разные варианты схемочтения: мнемотехника, пиктограммы, рефлексия.

В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (Воробьёв В.А.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.), блоками-квадратами (Глухов В.П.), коллажем (Большева Т.В.), схемой составления рассказа (Ефименкова Л.Н.).

Эффективным коррекционным средством при развитии у дошкольников связной речи служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Мнемоника, или мнемотехника, - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Особенность методики состоит в применении не изображений пpедметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.

Таким образом, овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время развития связной речи и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления).

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.д. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы хорошо использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьёвой В.В., Ткаченко Т.А. и другие.

Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Например, при заучивании стихотворения «Игрушки» А.Барто можно использовать такие схемы:

«Много игрушек (машинка, пирамидка, кукла) в нашем саду (домик).

Наши игрушки стоят на виду (игрушки на полочке).

Кот в сапогах (голова кота), длинноухие зайки (зайцы) и барабаны (барабаны), и балалайки (балалайки).

Куклы нарядные в платьях сидят (куклы),

Куклы на зайцев и мишек (от кукол стрелочки к зайцу и мишке)

Глядят (глаз).

Мы (человечки) наши игрушки (буква «И», подчёркнутая стрелочкой)

Не бьём (перечёркнутый молоток), не ломаем (перечёркнутая рука),

Их у друзей не отнимаем (человечек с перечёркнутой рукой).»

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов очень хорошо использовать мнемотехнику. Происходит постепенный переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым. Применять модельные схемы можно на разных видах непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Например, во время умывания можно использовать такую схему:

«Водичка, водичка (капли)! Умой (кран и капли) моё личико (лицо).

Чтобы глазки блестели (глаз), чтобы щёчки краснели (лицо),

Улыбался роток (ротик) и кусался зубок (ротик с зубками)».

Во время артикуляционной гимнастики «Штанишки для Мишки»:

«Маша (девочка) нашему малышке (лялечка) сшила (иголка с ниткой)

Новые штанишки (штаны). Сшила (иголка с ниткой) шубку (шуба),

Сшила (иголка с ниткой) шарф (шарф) для мишутки-малыша (мишка)».

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Ещё одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Очень интересные примеры непосредственно образовательной деятельности с детьми по валеологии с использованием мнемотаблиц и коллажей у автора Сизовой Н.О.

Приведу пример по работе с коллажем   на тему: «Наш нос и уход за ним». Я показываю детям коллаж и рассказываю: «У людей есть замечательный помощник – это нос. Он у человека один. Но этот помощник очень важный. Он помогает нам почувствовать, как пахнут цветы, пирожки, духи. Он подсказывает, что готовит мама на кухне. Нос помогает нам дышать. Зимой он согревает холодный воздух, а летом, как пылесос, не пропускает внутрь пылинки. За носом нужно ухаживать. Обязательно у каждого в кармашке должен быть носовой платочек. Носик любит чистоту, свежий воздух, поэтому надо чаще гулять. Очень опасно для носика и вредно, когда дети делают глупости: засовывают в него посторонние предметы».

Во время рассказа дети следят за картинками коллажа, и им будет легче потом воспроизвести текст воспитателя.

Применять модельные схемы можно на разных занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Например, дидактическая игра по мотивам сказки «Вершки-корешки».

Оборудование: схемы «Вершки» и «Корешки», набор предметных картинок «Овощи». Ребёнку предлагается вместе с медведем (героем сказки) убирать урожай, догадавшись, у каких овощей съедобны вершки (надземные части растения), а у каких – корешки (корнеплоды). Необходимо разложить картинки с овощами внутри маркированных кругов.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Следующий вариант схемочтения – пиктограмма.

Пиктограмма – это упрощённый рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события.

Ещё до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Каждая линия в этом послании, точка, круг, поза имели определённое значение. Рисунок человека, бегущего за кабаном, например, мог означать приглашение на охоту.

Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. А целые рисунчатые письма – пиктографией.

С развитием письменности пиктограммы не исчезли, просто изменилось их назначение. В наши дни это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т.д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвящённые похождениям одного героя.

Теперь немного о рефлексии. Рефлексия – это самоанализ, самопознание, расширение границ собственного «я». Рефлексия бывает интеллектуальная и эмоциональная. Интеллектуальная - направлена на подведение итогов по усвоению знаний детьми. Проводится в форме вопросов: «Где были? Что узнали?» Эмоциональная - направлена на выяснение общего состояния ребёнка. Как он себя чувствует? Идёт проекция через цвет, форму. Для детей это могут быть цветочки: бутон, раскрывшийся цветок, увядший цветок, опавший. Но детям не нужно объяснять значения картинок, что там изображено, им только предлагается выбрать ту, которая понравилась, и дать мне или положить в определённое место.

Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих её недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной монологической речи детей дошкольного возраста.

Приведу пример непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пересказ сказки «Как капелька стала снежинкой».

Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

Образовательные задачи: Формировать у детей умение передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представления. Совершенствовать грамматический строй речи, конструктивные навыки.

Развивающие задачи: Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Оборудование: Мольберт, сказка «Как капелька стала снежинкой», музыкальный центр, электрический чайник, тарелка, тонкая бумага.

Предварительная работа: Рассматривание снежинок на прогулке. Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинки». Словарная работа.

Ход:

Опыт «Откуда берётся дождь».

Педагог. Ребята, мы с вами уже много говорили о круговороте воды в природе, проводили опыты. Сегодня я хочу вам предложить провести ещё одно наблюдение и приглашаю в центр эксперементирования. Опыт называется «Откуда берётся дождь». Я включаю чайник. Что сейчас будет происходить с водой?

Дети. Она будет нагреваться, а потом закипит.

Педагог. Что произойдёт, когда вода закипит?

Дети. Над чайником появится пар.

Педагог. Почему появится пар?

Дети. Пар появится, потому что вода начинает испаряться.

Педагог. Посмотрите, вода закипела, и над чайником действительно появился пар. Теперь я возьму тарелку и подержу её над паром. Что происходит?

Дети. Пар оседает на тарелку. Тарелка запотела. На тарелке появились капельки. Они стали капать с тарелки обратно в чайник.

Педагог. Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небе в облака, а затем в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода снова попадает на поверхность Земли.

Мы провели этот опыт не случайно. Он напрямую связан со сказкой, которую вы сейчас услышите.

Прослушивание сказки с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ.

Педагог. Садитесь поудобнее и послушайте сказку.

Сказка «Как капелька стала снежинкой».

Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах большой реки. Река называлась Нил и протекала в далёкой Африке.

Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Капелька подставляла ему то один бочок, то другой. Она и не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало всё сильнее и сильнее, и наконец капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс. К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в лёгкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.

Много приключений ждало впереди капельку. Она проливалась на землю тёплым дождём, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.

Но однажды проснулась и ахнула. Она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.

«Интересно, - подумала капелька. – Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса».

Ей ещё предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге.

Беседа по сказке.

Педагог. Вы прослушали сказку. Где начинается действие сказки?

Дети. Действие сказки начинается в Африке, на реке Нил.

Педагог. Что делала капелька?

Дети. Капелька лежала на листе лотоса, который тихо покачивался на волнах. Капелька подставляла солнышку то один бочок, то другой.

Педагог. Что с ней произошло?

Дети. Капелька почувствовала, что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко.

Педагог. Что было дальше?

Дети. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс.

Педагог. Какие приключения ждали капельку в путешествии?

Дети. Она проливалась на землю тёплым дождём, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.

Педагог. Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?

Дети. Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.

Педагог. Что подумала капелька-снежинка?

Дети. Где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса.

Педагог. Понравилась ли вам сказка про путешествие капельки? Почему?

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю (удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки).

Я зиму и снег, и снежинки люблю (удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).

Но где же снежинки? В ладошке вода? (сжать кулаки, разжать).

Куда же исчезли снежинки? Куда? (сжать кулаки, разжать).

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно, ладошки мои горячи (мелкие потряхивания расслабленными ладонями).

Повторное рассказывание сказки.

Педагог. А сейчас послушайте сказку ещё раз с последующим пересказом.

Пересказ сказки с детьми по частям.

Педагог. Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будете пересказывать сказку по частям с опорой на картинки. Говорить вы должны правильно и красиво.

Упражнение «Тучка».

Тучка спряталась за лес (закрывают лицо ладонями).

Смотрит солнышко с небес (прикладывают лицо ко лбу и поворачивают голову направо и налево).

И такое чистое, доброе, лучистое (гладят по щекам и протягивают руки вперёд).

Если б мы его достали (на носочках тянутся вверх)…

Мы б его расцеловали (чмокают губами).

Изготовление поделки «Снежинка» в технике оригами.

Педагог. Возьмите бумажные квадраты, сложите их «конфетками».

Итог.

Педагог. А теперь подумайте, ребята, и скажите, что нового узнали, чему научились? Кто готов, выходите и прикрепляйте на мольберт свою «конфетку» и рассказывайте.

Ответы детей.

Педагог. Молодцы! Посмотрите, какая великолепная получилась снежинка!

Приложение к работе можно скачать здесь.


Список используемой литературы:

  1. Агапова А.И., Давыдова М.А. Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008. – 144с.
  2. Дмитриевская Л.С. Обучение дошкольников речевому развитию: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64с.
  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение 1988. – 159с.
  4. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост». – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010. – 80с.
  5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 64с.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе на тему «Добро» (взгляд подростка)

Эссе на тему «Добро» (взгляд подростка) Добро наверное самое лучшее чувство в мире. Добро может быть разным- может помочь человеку в...

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Читайте также

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас