Из опыта работы. Тема «Решение задач художественного воспитания и развития в процессе изобразительной деятельности»

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Мы в детском саду делаем все возможное, чтобы дети могли заниматься любимым и интересным для них делом не только на занятиях, но и в свободное время.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой- либо предмет, мы проводим предварительную работу по ознакомлению с ним, запоминаем его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Формируем представления о предметах в процессе игр, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. На занятиях по рисованию. Лепке, аппликации и конструированию мы привлекаем детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. Это способствует развитию речи детей.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Любимым занятием у наших детей является лепка игрушек для кукольного театра. Лепим мы с ними из глины, бумажного теста, мучного теста, парафина, даже мыла.

Затем вылепленные игрушки разрисовываем и обыгрываем. Занятия лепкой развивают у детей сенсомоторику и как уже доказано учеными «на кончиках пальцев у детей находится их речь».

Мы считаем, что занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию природно-волевых качеств: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другим детям, преодолевать трудности, заботливо относиться к близким.

Стараемся приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и удаче других детей. Мы учим детей аккуратно готовить рабочий стол, а по окончании работы - убирать принадлежности в определенное место.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. На занятиях по ИЗО развиваем способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства). Произведения искусства (картины, скульптуры, архитектура и произведения прикладного искусства) вызывают у детей эстетическое переживание. Постепенно у детей развивается вкус. В нашем детском саду много материала по искусству в методическом кабинете, который постоянно пополняется и используется воспитателями.

Мы учим детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их; стараемся развивать у детей замысел, творчество. Предлагаем детям такую тему для рисунка, лепки, аппликации, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать, очень важно, чтобы тема заинтересовала ребенка, взволновала его, чтобы малышу захотелось выразить ее как можно лучше. Чтобы усилить эстетическое впечатление необходимо обращать внимание на красоту предмета или явления, находить образные, выразительные слова, использовать стихотворения или песенный текст.

Дети испытывают удовлетворение оттого, что их работа понравилась, так что мы на основании возрастных особенностей, даем положительные оценки работам. Выделяя качество, выразительность, красоту и элементы фантазии детей.

Чтобы дети овладели техникой лепки, мы развиваем движение рук - это прямые кругообразные движения; используем приемы лепки: сплющивание, вдавливание, оттягивание, лепка по частям и из целого куска, используем стеки и другие предметы для отпечатков. Для овладения техники рисования учим детей правильно держать карандаш, кисть тремя пальцами, рисовать карандашом с разным нажимом, закрашивать изображения без просветов и в одном направлении, смешивать краски для получения нужного оттенка цвета, использовать разные способы рисования и др.

На занятиях по аппликации воспитанники режут бумагу по прямой, наискось; закругляют углы, вырезают предметы из бумаги, сложенные вдвое, гармошкой, и т.д. Мы считаем, что овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений, и если дети хорошо ими овладели, то процесс создания рисунка, лепки, аппликации становиться свободным и приятным для них, повышает творческие возможности.

Одни дети усваивают материал легче и быстрее, другие - медленнее и с большим трудом. Мы проводим индивидуальную работу по изобразительной деятельности и отмечаем только сильные стороны каждого ребенка.

В детском саду создана среда обитания для творчества, где и воспитатель и дети являются художниками, скульпторами, конструкторами и мастерами. Все предметы, материалы периодически обновляются и расположены в доступных местах.

Наши родители интересуются работами своих детей, задают вопросы и выполняют рекомендации воспитателей дома. Многие также в домашних условиях создали художественные мастерские для своих детей, где малыши творят самостоятельно и вместе с мамами и папами, сестрами и братьями. В детском саду регулярно проводятся выставки рисунков к праздникам; поделок из природного материала, аппликаций из ткани, где принимают участие родители, дети и воспитатели.

В нашем детском саду проводится индивидуальная работа с одаренными детьми. В каждой группе детского сада таких ребят бывает 1-2 человека. В итоге мы советуем родителям, чтобы они детей записали в художественные школы и изобразительные кружки. Прослеживая своих детей после выпусков из детского сада, мы выявили, что в ДК им. Гайдара, ДК им. Ленина, подростковом клубе «Ритм», центре внешкольной работы Авиастроительного района занимаются более 16 детей из начальных классов, а в художественных школах - 5 ребят.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Праздник Масленицы

Праздник Масленицы Действующие лица: Ведущая – Скоморох. Баба Яга 2 Хозяйки (девочки).. Ход мероприятия: Скоморох вместе с детьми под музыку заходят в зал. Скоморох: Ой, вы гости, господа! Заходите...

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

Читайте также

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...