Опыт работы «Активизация выразительности речи детей дошкольного возраста посредством литературного рассказа»

 ВВЕДЕНИЕ

Серьезное внимание в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности уделяется активизации выразительности речи детей.

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них нужную информацию. Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания, как отдельных людей, так' и целых народов. Это социальный заказ общества.

Воспитательно-образовательный процесс нашего детского дошкольного учреждения строится на методических основах комплексной программы «Детство». Наибольший интерес для меня представляет раздел «Ребенок и книга» /Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И./. Прежде чем начать работу в этом направлении провела анкетирование родителей, которое помогло выявить отношение к художественной литературе, как средству выразительности речи /см. приложение/. Анализируя проведенную работу выявила, что родители при чтении книг детям стимулируют эмоциональный отклик на прочитанное, но не компетентны в акцентировании внимания на выразительные средства языка. Большая часть родителей понимает значимость приобщения ребенка к художественной литературе, остальные же читают детям от случая к случаю. Многих родителей интересует, как «правильно» выбрать время для чтения, какова должна быть эмоциональная окраска произведения и другие методические аспекты, но такой литературы в магазинах нет. Как же выйти из положения? Думаю, что своей работой я внесу лепту в литературную компетентность родителей дошкольников нашего детского сада. Хотелось бы отметить тот факт, что сотрудники Пермской краевой библиотеки   решая проблему «читателей» - дошкольников, разработали программу «Ступени» для детей и их родителей, желающих читать вместе хорошие детские книги, кроме того программа предполагает различные формы работы с каждой конкретной книгой в зависимости от ее жанра, тематики и возрастного адресата,

Таким образом, современные условия жизни, формируемые, ими запросы общества определяют, актуальность и важность поиска эффективных методик активизации любви к книге и как следствие, активизации выразительности речи.

Опрос педагогов ДОУ подтвердил необходимость разработки проблемы выразительности речи средством художественной литературы в двух взаимосвязанных направлениях: как проблемы эстетического и нравственного воспитания детей и как проблемы речевого образования и самовоспитания педагогов и родителей. Совершенно очевидно, что литературно необразованный человек не обладающий, элементарной культурой речи, не может, заложить элементы речевой культуры у ребенка. Воспитание речевой культуры формирует в дошкольнике интересного собеседника.

В современную жизнь стремительно ворвался процесс компьютеризирования наших детей, «телевизионное зомбирование» тем самым выявляется парадокс: дошкольник, стоящий на пороге перехода к самостоятельному чтению, утрачивает интерес к книге. Крайне необходимо разбудить в дошкольнике читателя, начиная, с младшего возраста «чуткость к прочитанному не возникает сама по себе, необходимо открыть ребенку то необходимое что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение».

Хотелось бы выделить еще один нюанс «нечитания» - в век стремительного научно-технического прогресса назрела необходимость в расширении круга детских авторов. Читают дети мало не всегда потому, что они ленивы и нелюбопытны, а потому что к ним не приходит «актуальная» книга, написанная с учетом исходящих от ребенка потребностей нового времени.

Книга учит ребенка самому сложному в жизни - миру человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность, толерантность.

Руководствуясь вышесказанным, составила систему работы, включающую перспективные планы на каждую возрастную группу, серию конспектов - занятий, диагностические занятия, папки с консультациями для педагогов и родителей. Одним из важнейших условий реализации моей работы в ДОУ является оформление библиотеки или уголка книги.

По серии конспектов были проведены пробные занятия, позволяющие отследить их развивающий эффект.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - воспитание интереса и любви к книге; умение слушать и понимать художественный текст: использовать все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств, в процессе общения, формировать правильность и коммуникативную целесообразность речи.

ЗАДАЧИ:

  • Выявить уровень выразительности речи дошкольника.
  • Формировать у детей интерес к книге.
  • Учить внимательно, слушать и слышать литературные произведения.
  • Активизировать личный опыт и соотносить его с фактами, описанными в литературном произведении, используя выразительные средства.
  • Учить чувствовать и понимать характеры персонажей, передавать свое отношение к ним.
  • Замечать жанровые особенности композиции.
  • Активизировать интерес к слову в литературном произведении, используя структурное направление.
  • Учить понимать переносное значение пословиц, поговорок, фразеологизма.

Для оценки полученного результата использую диагностику программы О.С Ушаковой «Занятия по развитию речи в детском саду», которая выделяет следующие критерии:

  • развитие связной речи
  • развитие лексической стороны речи
  • формирование грамматического строя речи
  • развитие звуковой стороны речи
  • развитие образной речи.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Монтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ф.А. Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей.

Для совершенствования содержания и методов при разработке проблем развития речи дошкольников в психолого-педагогическом аспекте авторы выделили три основных направления:

Структурное (исследования А.И. Максаков, Е.М. Струниной, М.С. Лаврик). Формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического.

Функиионалъное (исследования Л.В. Ворошниной, О.С. Ушаковой, Е.А. Смирновой).

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции -развитие связной речи, речевого общения.

Когнитивное /познавательное/ (исследования Ф.А. Сохина, Г.А. Тумаковой). Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.

Практическая проверка результатов исследования показа, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к крупным сдвигам в работе над выразительностью речи дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, её выразительность.

Выразительный - хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова толковый словарь русского языка/,Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).

2.2. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. РОЛЬ     СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ.

Язык художественной литературы со всеми его тончайшими нюансами и оттенками формирует выразительность речи, поэтому необходима целенаправленность обучения. Задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

Целенаправленное формирование представлений предполагает не просто стихийное усвоение суммы знаний, но и упорядоченное освоение объекта, его взаимосвязь с другими объектами или явлениями.

Такое упорядочивание знаний получило название система знаний.

Система - определенный порядок в расположении и связи действий СИ. Ожегов, А.Ю. Шведова «Толковый словарь».

Материал, определенным образом упорядоченный в четкую систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. Переход от познания отдельных внешних свойств, явлений к познанию внутренних, существенных их связей, играющих важную роль в развитии содержания и форм мышления, может быть осуществлено лишь в процессе последовательного усвоения детьми системы знаний. Когда каждое последующее формируемое представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные сходные положения, выступающие как её сходное ядро.

2.3. ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ В КОММУНИКАТИВНОЙ СИСТЕМЕ.

Развитие выразительности речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача развития выразительности речи ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка определяемыми на каждом возрастном этапе, и развитии его коммуникативных способностей.

2.4. СВЯЗЬ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Взаимосвязь речевого развития и умственного свидетельствуют об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к языку.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной.

Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить объект рассказа, уметь анализировать.

Известно, что человек пользуется в своих рассуждениях разными мыслительными приемами или операциями, и в первую очередь процессом анализом - синтеза.

Развитие у детей логического мышления - это движение от целого к частям и их связям, а от них снова к целому.

Путь более глубокого анализа и более осмысленного синтеза для знакомства с художественной литературой надо начинать таким же образом. Показ произведения в том виде, как оно есть, т.е. целиком это первое знакомство с целями, первичный синтез. Затем идет разбор текста - его анализ, который снова завершается рассматриванием целого, уже более осмысленного и понятного детям - вторичный синтез.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

По отношению к детям дошкольного возраста мы имеем дело с двумя формами осуществления преемственности - линейной и концентрической. Решение каждой задачи в развитии выразительности речи осуществляется прежде всего через линейную форму, поскольку от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи. Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывания, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова и т.д.

ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала.

Литература, с которой встречается ребенок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» (Ушинский К.Д. собрание сочинений ТБ - С 345). Таким образом, в своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к классике детской литературы.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ

Современная педагогика этот критерий трактует отнюдь не как полное соответствие содержания и формы литературного произведения уровню развития ребенка, когда в тексте все ясно и он не вызывает необходимости задумываться, поразмышлять, задать вопрос. Известный наш психолог С.Л. Рубинштейн, раскрывая принципы доступности, подчеркнул: «То, что понятно, не будучи понятно в результате какой-либо деятельности понимания, - это не понятное, а банальное, не нуждающееся в том, чтобы быть понятым». (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии - М., 1976. - С. 236).

Формирование художественной деятельности решает задачу эстетического воспитания детей. Владение выразительными средствами языка углубляет художественное восприятие литературных произведений.

Обучение дошкольников выразительности речи средством художественной литературы предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, пришла к выводу, что полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является стержнем полноценного формирования личности ребенка - дошкольника.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

«Сколько постепенно накопленных

наблюдений заложено в эпитетах

на первый взгляд несущественных ...»

О. Бальзак

Работа по осуществлению поставленных мною задач ведется по нескольким возрастным этапам: младший возраст, средний возраст, старший дошкольный возраст.

В личном опыте представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста, где наиболее полно и ярко прослеживаются приемы и методы моей работы. Считаю, что именно в этом возрасте у ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ.

УЧИТЬ ОТБОРУ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

СООТВЕСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯМ И ЗАДАЧАМ ОБЩЕНИЯ.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование правильного звукопроизношения. Особое внимание направлено на произношение свистящих и сонорных звуков с помощью скороговорок и чистоговорок.

Поддерживая тяготение детей к рифме, использую дидактические упражнения «Смешные стишки», «Добавлялочки», «Считалочки» и т.д.

Для определения звуков в словах: дидактические упражнения - «Положи в корзинку», «Собери» слова - шипучки», «Подарок для тигрёнка [ р] », «Какой звук потерялся», Вьюга».

Для активного освоения правил грамматики, морфологических средств
языка: дидактические упражнения - «Поручения для Золушки»
(образование форм повелительного наклонения), «Один - много», «Закончи предложение», «Лабиринт» (употребление предлогов), «Из чего что сделано?», «Чьё это?», «Вы хотите - мы хотим».

Для словарной работы использую: дидактические упражнения - «Назови одним словом», «Какое что бывает?», «Что умеет делать?», «Скажи по-другому».

Для развития связной речи: рассказы по картинке «Кошка с котятами», «Мама пришивает пуговицу» и т.д.

Эффективным в работе над активизацией выразительностью речи являются игры, викторины, литературные лабиринты, конкурсы чтецов, блиц-опросы. Решение задачи активизации выразительности речи осуществляю в разных формах организации педагогического процесса. Ведущими формами выступают образовательные ситуации, ситуации общения, занятия. Ведущей формой работы является:

Образовательная ситуация

Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специальная проектируемая мною форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой деятельности.

Образовательная ситуация осуществляется с опорой на условия развивающей среды:

В книжном уголке организована «Книжная мастерская».

Мы с ребятами создаем собственные книжки-малютки.

1 этап. Заготовка вырезных картинок из старых журналов и открыток.

Картинки должны нести познавательный характер (о пожарной безопасности, о безопасности на дороге, о профессиях, о природе, птицах, животных, транспорт и т.д.). Картинки не должны иллюстрировать какой-либо готовый сюжет, (родители помогают в заготовке картинок).

2 этап. Заготовок книжек-малюток из альбомных или цветных ксероксных

листов (воспитатель совместно с ребятами)

3 этап. Объединение детей в творческие группы по 2 - 3 человека и сочинение собственного рассказа с использованием вырезных картинок (набор картинок может быть предложен воспитателем в зависимости от цели педагогического процесса).

Дети наклеивают картинки в книжку-малютку.

4 этап. Дети презентуют свою книгу, используя метод рассказывания по картинкам, выстроенным в определенный сюжет. Образовательная ситуация позволяет осуществлять более дифференциро­ванный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс активизации выразительности речи.

Второй основной формой работы - является ситуация общения.

Ситуация общения - это специально проектируемая или возникающая спонтанно форма общения, направленная на активизацию речи. Пример: Дети делают аппликацию (коллективная работа) к празднику 8 Марта. Задаются вопросы:

Ребята, а как ещё можно порадовать маму? (ответы детей)

Ребята, а вы помните рассказы о Дениске, о котором мы читали? Какой «Хитрый способ» придумал Денис с папой, чтобы помочь маме?

Дети вспоминают сюжет рассказа, частично пересказывая текст, если нужно, то с помощью вопросов воспитателя и приходят к выводу, что можно помочь маме вымыть посуду.

Приоритетной формой активизации выразительности речи остается занятие.

Наиболее существенным в своей работе считаю использование таблиц, которые выстраивают на каждое литературное произведение. Таблица помогает анализировать текст, используя все разделы речи (структурный анализ).

Структурный анализ помогает в комплексе решать две задачи: знакомить с литературным рассказом и активизировать выразительность речи дошкольника.

Вывод по работе

Руководствуясь Государственными стандартами, научной авторской методикой О.С.Ушаковой провела диагностику детей подготовительной группы.

Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста был проведен по четырем структурным направлениям.

1. Развитие звуковой стороны речи.
Высокий уровень.

Дети полноценно владеют речевыми звуками, регулируют силу голоса, темп речи, умело используют интонацию вопроса, радости, удивления. Четко ориентируются в звуках: безошибочно различают на слух, определяют наличие или отсутствие.

Средний уровень.

Дети владеют практически всеми звуками речи, но недостаточно четко различают звуки на слух. Испытывают небольшие трудности в интонационном оформлении.

Низкий уровень.

Плохое владение произношением звуков.

2. Развитие лексической стороны речи.
Высокий уровень.

Точно выбирают слова при формулировке своих мыслей, легко подбирают синонимы,   антонимы, понимают смысловые оттенки слова.

Средний уровень.

Достаточный запас слов, дети понимают смысловые оттенки слова, подбирают синонимы, антонимы.

Низкий уровень.

Недостаточный словарный запас, с трудом подбирают синонимы, антонимы.

3. Развитие грамматического строя речи.

Высокий уровень.

Дети владеют закономерностями словоизменения и словообразования. Умею грамматически   правильно согласовывать слова между собой.

Средний уровень.

Владеют закономерностями словоизменения и словообразования с небольшими помарками.

В процессе специального исследования (диагностики) выявлены трудности в согласовании слов.

Низкий уровень.

Слабо владеют словоизменением и словообразованием, недостаточность чего видна в повседневной речи ребенка.

4. Развитие связной речи + образная речь.

Высокий уровень.

Дети умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, последовательно излагать свои мысли, прослеживая причинно-следственную связь. Дети понимают образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, пословиц.

Средний уровень.

Владеют устным пересказом, но недостаточно используют сложные предложения. Пересказывая текст, придерживаются композиции с помощью подсказок.

Недостаточно точно понимают переносное значение фразеологизмов, пословиц.

Низкий уровень.

Дети более или менее связно излагают мысли, но, не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает на другую». Плохо понимают переносное значение фразеологизмов, пословиц. При знакомстве с литературным рассказом провожу целостный анализ текста, включая все уровни речи. В результате у детей появилось внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, выработалось критическое отношение к собственной речи.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование речи, её выразительность средствами художественной литературы.

Именно выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.

Свободное владение словом, пониманием его значения, выразительность, точность словоупотребление являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также умение самостоятельно строить связное высказывание.

Составленные мною диагностические задания, по методике О.С. Ушаковой - органически сочетаются с лексическим, фонетическим, грамматическим, а также с уровнем связной речи.

Диагностика проводится в течение трёх-четырёх недель с использованием, как литературного рассказа (отрывок), так и отдельных заданий.

Для полной иллюстрации диагностики выразительности речи привожу ход обследования:

Характеристика заданий

1. Составление предложений с многозначными словами. В качестве исходных изолированные слова: имена существительные, прилагательные и глаголы.

Выполнение этого задания показывает, насколько у детей сформировано умение точно употреблять слова. Иногда при правильном понимании значения слова наблюдается неумение строить словосочетание с ним. В речевом потоке реализуется только одно из значений многозначного слова. Для того, чтобы то или иное значение было понято, необходимо употребить слово в сочетании с другими словами в составе определенной синтаксической конструкции: предложения или словосочетания.

В силу того, что у многозначного слова может быть ряд синонимов, которые не являются синонимами по отношению друг к другу (например, у слова «свежий» в разных его значениях могут быть синонимы «прохладный», «чистый», «мягкий» и др.), значение многозначного слова устанавливается в определенной синтаксической конструкции за счет связи слов. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова детям уже известны. Например, составляя предложение или словосочетание со словом «ручка», дети в большинстве случаев ориентируются на значение «письменная принадлежность» («Ручка пишет», «Я пишу ручкой» и т.п.). Но встречаются ответы, построенные и на других значениях этого слова: «Есть ручка от двери», «От стола», «Дверную ручку открывают», «У человека рука, а у маленького ручка», Слово «пушистый» может быть известно детям в определенном значении: покрытый мягким, густым пухом (пушистый хвост). Некоторые дети знают и другие значения этого слова: мягкий, легкий (пушистый снег).

Наибольшей многозначностью обладают глаголы, например: «Книга лежит на столе»; «Дорога лежит через лес», «Идет весна, идет снег, идет поезд, идет человек».

2. Составление предложений со словами синонимического ряда (большой - огромный - громадный; крошечный - маленький - малюсенький). Выполнение этого задания выявляет навык правильного по смыслу соединять слова и умение дифференцировать значения синонимов, Кроме того, выясняется, насколько у детей сформирована точность словоупотребления. Некоторые ответы показывают, что дети чутко реагируют на смысловые различия близких по значению слов: «Я вырасту большой», «БЕЛАЗ - огромная машина», «Грузовик громадный; «Маленький человечек», «Крошечный червячок», «Пиявка малюсенькая».

Составление предложений со словами синонимического ряда (так же, как и с изолированными многозначными словами) способствуют активному и точному употреблению слова в собственной речи, выявляет понимание значения исходного слова и умение правильно соединить его по смыслу с другими словами.

Соединение слов в предложении раскрывает умение ребенка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Одни дети составляют двусловные предложения или просто словосочетания («легкий ветер», «легкий пух»), а другие строят распространенные предложения с тем же словом: «Упал с дерева легкий листик», «Днем был легкий ветер», «Легкая бабочка кружится над цветком» и т.п.

3. Подбор синонимов. Выявляется умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать; понимать разные значения многозначного слова. Недооценка работы над понимаем смысла синонимов приводит к тому, что многие дошкольники говорят: «Суп хороший, платье хорошее, рисунок хороший»; или, рассуждая о размерах, часто употребляют слово «большой» и гораздо реже синонимические ему слова «огромный, громадный».

Подбор синонимов предлагается в разных вариантах. Дети даются: словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или имя прилагательное («идет поезд», «идет снег»; «чистая посуда»; «чистая вода», «чистый воздух»);

речевые ситуации, способствующие активизации лексики, поиску и выбору наиболее точного в смысловом отношении слов;

изолированные слова, когда дети самостоятельно подберут синонимы («Как сказать по-другому?»). Например, к слову «бросать» - кидать, метать, подкидывать; к слову «смелый» - храбрый, отважный, бойкий, мужественный и т.д.

Выполняя задания на подбор синонимов, дети ищут не только собственно синонимы, но и контекстуальные, которые правильно передают смысл, словосочетания. Например, река бежит - течет, журчит, льется; мальчик бежит

- несется, торопится, скачет, летит.

4. Подбор антонимов. Выявляет умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира; по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т.п. При выполнении этого задания можно использовать наглядный материал (предметы, картинки). Так, например детям предлагаются картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т.д.

Воспитатель говорит: «Посмотри на это яблоко, оно большое. А то, какое?»; «Этот карандаш длинный. А этот?», «Камень тяжелый. А пух?»; «Река широкая. А ручей?» и т.д.

Для подбора антонима даются следующие задания:

  • изолированные слова (глаголы и прилагательные);
  • одновременный подбор синонимов и антонимов;
  • словосочетания (те же, что и для подбора синонимов);
  • сопоставления («Что бывает широким, а что бывает узким?»)

5.  Речевые ситуации. Выявляется умение подбирать синонимы и антонимы,
находить адекватные слова к определенным речевым ситуациям.

Например: «Небо затянуть тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь.» Какими еще словами можно описать осень? Какая она? Затем дается противоположное описание: «А если осенью светит солнце, небо прозрачное, погода еще теплая, как можно сказать про такую осень? Какая она?» Ответы показывают, умеют ли дети вычленять существенные признаки осени (ранней и поздней): пасмурная, дождливая, прохладная, тоскливая, хмурая; ранняя, золотая, солнечная, теплая, ласковая.

Для формирования умения выбирать точное по смыслу слово из синонимического ряда большой эффект дают подобные речевые ситуации. Вот еще пример: «Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила, и пошел он к маме грустный. Как еще можно про него сказать? Какой он был? (Ответы). А если он был таким, то он не просто поел к маме, а ...?» Затем дается противоположная ситуация: «Второй медвежонок был веселый. Как можно про него сказать: Какой он? (Ответы). А раз он был таким, он не просто шел к маме, а ...?»

Такие ситуации способствуют активизации как прилагательных, так и глаголов, а также развитию произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства.

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу («Можно ли так сказать?») выявляет сформированность точности словоупотребления; уровень осознания смысловых отношений между словами; повышает требования к произвольности речи. «Сознательное отношение к смыслу слов и выражений сказывается в улавливании разного рода бессмыслицы в речи чужой и своей. Особенно ярко это выражается в том, как дети реагируют на оговорки: они весело хохочут, ясно давая понять, что смешит их именно получившая нелепость (А.Н. Гвоздев).

С этой целью можно дать: - словосочетания (например, «легкий чемодан», «тяжелый чемодан», «трудный чемодан», или «легкая задача», «трудная задача» и «тяжелая задача» и т.п.)

- детские высказывания типа: «Мамочка, я тебя громко-громко люблю»; «Папа, иди шепотом»; «Никак не могу рубашку из тела вынуть»; «Цветочки завяли. А когда они отвянут?».

7. Определение значения слова при ответе на вопросы «Что такое?, «Что значит?».

Например, вопрос «Что такое? Имеет целью выяснить, что ребенок в первую очередь понимает под тем или иным словом, особенно когда в качестве исходных слов выступают многозначные слова. Так, если ребенка спрашивает «Что такое сад? И он отвечает вопросом: «А какой сад, в который дети ходят или деревья растут?», он демонстрирует высокий уровень понимания языка.

Структура ответа (их полностью/краткость), задание (умение принять его), даваемые определения свидетельствуют о том, в какой мере дети понимают значение слова.

Например: «Сад - это где деревья растут. В нем растут цветы. Бывает еще детский сад. Слово «сад» значит, где цветы. Сад, где люди сажают деревья. В саду есть дети».

На вопрос «Что значит слово «лес» большинство ответов носит характер словарного определения (высокий уровень). Например: «Это много деревьев», «Это где деревья растут», «Лес - это когда много деревьев» и т.п.

К высокому уровню можно отнести ответы, в которых дети называют ряд видовых понятий. Например, «Посуда - это сковородка, чашка, кастрюля»; «Это тарелка, из которой едят, и чашки, из которых пьют, и ложки, которыми едят».

На слово «праздник» дети обычно дают описательные ответы, что скорей всего объясняется большой эмоциональной окрашенностью этого слова.

Задания такого рода дают возможность выявить уровень ориентировки на смысловую сторону слова. Они относятся к сложным, так как предметом рассуждения - вне контекста, конкретной ситуации - является само слово, его значение.

8. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

К особенностям связной речи относятся гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз. При сформированном умении отбирать слова повторений будет меньше или совсем не будет. Анализ самостоятельных высказываний детей позволяет увидеть особенности сочетаний слов, их точность, выразительность, разнообразие используемой лексики. Это видно из следующих примеров.

«Утром озеро было чистое и холодное. Днем оно нагрелось. Пришли взрослые и мальчики и стали купаться и намутили воду. К вечеру она стала грязная».

«Один раз папа с дочкой пошли гулять, и начался маленький дождик. Он был свежий и теплый, как будто грибной. Девочка не испугалась дождя. Но когда начало что-то греметь, девочка позвала папу домой».

«Девочка и папа пошли в магазин. Папа зашел в магазин, а девочка осталась его ждать. Она увидела громадный дом. Подошел мальчик и говорит: «Ух ты, какой большой дом!». Она говорит: «Это, наверное, будет институт». Папа вышел из магазина и купил мягкий хлеб. Дома у них был другой хлеб, но он был черствый. И они не стали его есть, а стали мягкий».

"Мама принесла из магазина большую кастрюлю. Она была глубокая. А тарелки она купила мелкие. Кастрюли были: одна маленькая, а другая большая. Мама поставила ее на газ, сварила щи, налила в тарелочки. Позвала папу и брата, и они стали обедать».

«У нас в детском саду на празднике была сценка «Лесная школа». Сценка была интересная, занимательная, веселая. А в прошлом году сценка была грустная очень. Мне понравилась больше всего сценка «Лесная школа».

Из таких текстов видно, что дети свободно используют сравнения, синонимы, антонимы разных частей речи т.е. специальная работа над смысловой стороной слова помогает обогащению речи детей образными словами и выражениями Описанные выше задания способствуют уточнению понимания значения слова и формируют умение подбирать слова и точно их употреблять, что необходимо для построения связного высказывания.

Для построения связного монологического высказывания большое значение имеют произвольность, преднамеренность использования средств языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова словосочетания

Синтаксические конструкции, которые служат наиболее точной передачей замысла говорящего.

Приведут примеры выполнения заданий и их оценку. Данная методика дает общую качественную характеристику ответов детей. При этом сначала (под цифрой «1») приводятся правильные ответы (высокий уровень), затем (2) ответы среднего уровня и, наконец (3) ответы, отнесенные к уровню ниже среднего.

Характеристика ответов

Задание 1. Составление предложений с многозначными словами. Ребенку называют многозначные слова разных частей речи, например: игла, ручка; легкий, холодный, падать, бежать и др.

Это задание выявляет умение строить словосочетания и предложения с заданным словом по законам грамматики (согласование в роде, падеже), а также степень осознанности употребления слов.

Ответы:

Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов («Упал с дерева легкий листик», «ручкой открывают дверь»).

Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов («Ручкой пишут», «Легкий пух»).

Ребенок повторяет предъявляемое слово.

Задание 2. Составление предложений со словами синонимического ряда. Ребенку называют слова синонимического ряда: большой - громадный; смелый – храбрый - отважный; тайна -секрет - загадка.

Составленные детьми предложения демонстрируют, ориентируются ли они в смысловом различии слов-синонимов.

Ответы:

«У нас большая собака, можно даже сказать - огромная. А вот громадная - про нее так не скажешь»,

Дети составляют предложения или словосочетания из двух слов («Смелый моряк», «Храбрый солдат»).

Составляют словосочетания с одним и тем же словом: большой дом; огромный дом.

Задание 3. Подбор синонимов к словам в словосочетаниях (свежий хлеб (мягкий); свежая газета (новая); свежая рубашка (чистая (шагает); идет весна (наступает); идет снег (падает). Вопрос. Какое слово повторяется? Как сказать по-другому? Ответы

Правильный подбор синонимов, ребенок называет слова, представленные выше (свежий хлеб - мягкий).

Ребенок объясняет смысл словосочетания в целом («Хлеб только что испекли»; «Газету только купили»).

Ребенок заменяет существительное в предложенном словосочетании («идет весна» - идет гроза; «идет снег» - идет метель).

Задание 4. Подбор антонимов

- К изолированным прилагательным, глаголам, наречиям:

Толстый      вверх         поднимать

Светлый     направо     строить

Быстрый     много         спешить

Глубокий     быстрый   смеяться

Длинный     громко        говорить

- К словосочетаниям: Свежая газета (старая) Свежий хлеб (черствый) Свежая рубашка (грязная) Ответы

Ответы, правильные по смыслу и грамматической форме (длинный - короткий; высокий - низко).

Правильный подбор антонимов по смыслу, но не требуемой грамматической форме (плакать - смех, высоко - низ).

Ответы с частицей «не» (высоко - невысоко, длинный - недлинный, много - немного).

Задание 5 Речевые ситуации. Детям рассказывают историю про зайца и бельчонка: «Собрался зайчонок в цирк. Настроение у него прекрасное! Он такой веселый! А как по-другому можно сказать, какой зайчик? Подбери к слову «веселый» слова, близкие по смыслу (радостный, бодрый, шустрый, оживленный). А если зайчик был веселый, то он домой не шел, а ... (скакал, прыгал, мчался, несся). Бельчонок в цирк не взяли, поэтому он был совсем не такой, как зайчик. К слову «веселый» подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, огорченный). И он домой не шел, а ...(плелся, тащился, брел)».

Ответы:

дети подбирают по два-три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов).

Называют по одному слову (радостный; бежал; грустный).

3. Называют слова с «не» и подбирают неточные по смыслу слова.

Задание 6. Оценка словосочетаний и предложений по смыслу. Детям предлагаются правильные и неправильные словосочетания и собственно детские высказывания (см. выше). Задают вопросы: «Можно ли так сказать?

Как сказать правильно? Можно ли сказать точнее?»

Ответы:

Ребенок замечает неточности («Так не говорят»; «Неправильно»)

Дает свои варианты, исправляет («Папа, иди шепотом» - «Иди тихо», «Тихонько», «Молча»).

Не замечает смысловых неточностей.

Задание 7. Определение значения слова. Ребенку предлагают слова «мяч», посуда, сад, лес, праздник» и задание вопросов: «Скажи, что значит слово...? Как ты его понимаешь?» Ответы

Определение значения слова по функции предмета («Мяч - когда играешь», Им играют») или по родовому понятию («Мяч - это такая игрушка детская» и.т.п.) (Ответ «Мяч - это резиновый шар» носит характер словарного определения. Это очень высокий уровень для дошкольников).

Вместо определения дается описание предмета, рассказ о чем-то конкретном («У меня есть много мячей», «Я играю в футбол с мячом»).

Дети не могут определить значение слова (Если ребенок говорит, что ему трудно ответить на этот вопрос, это означает, что он задумывается над смыслом и осознает, что пока не знает его).

Задание 8. Придумывание небольшого рассказа с синонимами и антонимами.

Ответы:

Дети включают в рассказ, в том числе, прилагательные синонимы (например, большой - громадный, трудный - тяжелый) и антонимы (веселый - грустный, чистый - грязный); глаголы (взлетел - приземлился; наречия (далеко - близко).

Дети используют контекстуальные (ситуативные) синонимы, которые понятны лишь в данном контексте (маленький, грибной дождь, пасмурное, темное небо).

Дети составляют рассказ без учета задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ педагогической практики моей работы показывает целесообразность. Применяемых и использованных в работе методов активизации выразительности речи детей.

Диагностика подтвердила динамику в активизации речи при использовании структурного анализа текста, что позволяет считать используемую методику эффективной и целесообразной.

Используемые мной формы образовательной ситуации, ситуации общения и занятия помогают создать всем детям в группе климат эмоционального благополучия, условия активизации речи детей, доброжелательных отношений и общения, помочь каждому ребенку реализовать свои способности, почувствовать себя любимым и успешным.

В дальнейшем планирую более тесно взаимодействовать с семьей. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследуют единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к приобщению детей к книге, активизации выразительности речи.

 

Список литературы:

А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий», Учитель, Воронеж 2006г.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Учитель, Воронеж 2006г.

Л.В. Ворошнина, «Конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста», Пермь 1993г.

Л.С. Выгодский «Мышление и речь - М.: Лабиринт 1996г.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи», Просвещение, М., 1993г.

Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова «Ребенок и книга», Детство - пресс, С-П., 2004г. «Дошкольное воспитание»: № 1,2005г.; № 5 ,2005г.

О. А. Иванова «Учим читать художественную литературу», Школьная пресса, М., 2005г.

В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Формирование связной речи и развитие логического мышления», М., Гном и Д,2001г/

Н.А. Курочкина «Детям о книжной графике», Детство - просе, С-П., 2004г.

Г.Ф. Марцинкевич Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Учитель, Волгоград 2002г.

Н.В. Микляева, Т.С. Мишина - Взаимодействие воспитателя с семьей по организации дошкольного чтения - М.: Айрис - пресс,2005г.

Н.В. Новатерцева «Развитие речи детей», Академия развития, Ярославль, 1996г.

Программа «Детство», Детство-пресс, С-П,2004г.

Развитие речи детей дошкольного возраста, Просвещение, М.: 1984г.

Г.А. Тумакова, Ознакомление дошкольника со звучащим словом.

Просвещение, М., 1991г. 17. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой.

Сфера, М., 2003г. 18.0.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Сфера, М.,2004г.

О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков. Занятие по развитию речи в детском саду. Совершенство, М., 1999г. 20. Г.С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. Просвещение, М., 1983 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...

Читайте также

Петербург. Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Петербург (Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста)  Сл. и муз. Серебрянской И.А. 1. Реки, причалы, каналы, мосты.  Всё это – город любимый.  Парки...

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся» Актуальность проекта.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к...

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...