«Гражданское воспитание средствами народного творчества»

(консультация для воспитателей)

 “Пусть ребенок чувствует красоту

И восторгается ею, пусть в его сердце

И в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.”

В.М. Сухомлинский

“Маленькая родина все равно большая,

Ведь она единственная.”

Ж.Ренар

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек. Они передаются ребенку, усваиваются им и становятся близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на него.

Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную сказку, песню, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Развитие у дошкольников представлений о Родине и родном крае предполагает постепенное формирование в его сознании целостной, единой картины мира, составными компонентами которой являются мир природы, рукотворный мир, разные виды деятельности.

С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Ведь через близкое народное творчество дети учатся чувствовать общее, человеческое. Значит, не случайным побуждением продиктовано использование народного творчества в воспитании детей. В этом творчестве, именно в его содержании, заключены реальные, воспитывающие начала.

Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – все это мы находим в народной игрушке. И все это близко и доступно детям.

Первое знакомство с народной игрушкой у ребёнка начинается в раннем детстве, когда происходит появление собственно изобразительной деятельности, и ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

Например, при ознакомлении с русским декоративным промыслом - Филимоновской игрушкой, можно рассказать об особенности ее возникновения, способе изготовления, элементах узора, какие игрушки лепят мастера, какие цвета используют для росписи, рассказывая сказку о старом мастере Филимоне, с использованием элементов театрализации. Такие формы работы с детьми для них интересны и понятны, органически входят в их жизнь.

В первой младшей группе дети знакомятся с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, Ванькой-встанькой и другими. Обращается внимание на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление. Воспитывается интерес к русской народной игрушке.

Во второй младшей группе развивается умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские, филимоновские, матрешки). Дети учатся украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Воспитывается интерес русскому народному творчеству.

Лепка из глины становится доступна уже в трехлетнем возрасте, так же как и рисование, красками, карандашом, немного позднее вырезывание. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом. На занятиях лепкой знакомятся со свойствами глины (для ознакомления рассказывается, что детские игрушки раньше делались из глины).

В самостоятельной художественной деятельности необходимо привлекать детей для рассматривания, наблюдения дымковской, богородской, филимоновской игрушки. Наблюдение этих игрушек облегчит детям развитие интереса и любовь к русскому творчеству, овладение формой в глине и рисунке.

В средней группе продолжается ознакомление с русским декоративным промыслом, особенностью его возникновения, материалом, способом изготовления, элементами узоров, какие игрушки лепят мастера, какие цвета используют для росписи. В рисовании, лепке и аппликации учатся расписывать, лепить, украшать силуэты по мотивам дымковской, филимоновской, калининской игрушке, передавая характерный колорит и элементы узора этой росписи. Воспитывается интерес к русскому народному промыслу, гордость за русских мастеров.

В старшей группе продолжается знакомство с народным декоративно- прикладным искусством (Городец, Полхов - Майдан, Гжель), расширяется представление о народных игрушках (матрешки - Городецкая, богородская); c другими видами декоративно- прикладного искусства. Закрепляется умение детей составлять узор по мотивам росписи, используя характерные элементы узора. Развивается чувство цвета, умение ритмично располагать узор по форме. Воспитывается любовь и восхищение русским народным творчеством.

В подготовительной группе продолжается развитие декоративного творчества детей, развивается умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям. Закрепляется умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а так же расписывать вылепленные детьми игрушки. Закрепляется умение использовать в работе характерные элементы узора и цветовую гамму. Воспитывается гордость и восхищение работами мастеров русского прикладного творчества.

Очень важно знакомить детей с народным декоративным творчеством. Оно пленяет душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Проблемы формирования нравственных начал личности, ее гражданских качеств, всегда были в центре внимания педагогике. Особую роль они приобрели в настоящее время. В связи с этим возрастает значение воспитательно-образовательной работы в целом и такой важной стороны, как ознакомление дошкольников с декоративно - прикладным творчеством русского народа.


Литература:

1. П.И. Уткин, Н.С. Королева “Народные художественные промыслы” Москва, “Высшая школа” 1992.

2. А.П. Усова “Русское народное творчество детскому саду” издательство “Просвещение”, Москва 1972.

3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” Санкт–Петербург, издательство “Детство-Пресс ”, 2000. Л.С. Куприна, О.Н. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова, Санкт – Петербург, издательство “ Детство-Пресс ”, 2004.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с…

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с папой» Цель: доставить детям радость от участия в совместном празднике с папами;...

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...

Читайте также

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...

Педагогический проект «Огород на окне»

Педагогический проект «Огород на окне» Паспорт проекта: Наименование проекта Огород на окне Образовательная область Познавательное развитие Актуальность проекта Дети, наблюдая за растениями, не подозревают, что рост растений...

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...