«Что в имени твоём»
(Опыт работы воспитателей МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №46» г. Перми.)
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда происходит социализация ребёнка. В этот период происходит и становление самосознания, в частности осознание своего имени и имён других людей.
Практика работы последних лет в нашем дошкольном учреждении показывает, что у воспитанников уже в раннем детстве (2-3 года) прослеживаются некоторые отклонения: дети не могут назвать ласковое имя, в старшем возрасте не могут назвать своё полное имя, не соотносят полное имя с собой. Некоторые воспитанники проявляют негативное отношение к своему имени, называют себя другим именем. Некоторые дети обращаются к сверстникам по уменьшительно – пренебрежительному имени (Танька, Ванька).
Причиной таких отклонений является ближайшее социальное окружение, в первую очередь – семья. Поэтому очень важно вести работу по осознанию ребёнком своего имени и имён других людей.
В МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 46» нами была разработана система мероприятий.
Система включает в себя работу по четырём направлениям, предполагает комплексный подход педагогов, специалистов нашего дошкольного учреждения и конечно, семьи. В данной системе разработан цикл занятий по разделу «Ребёнок входит в мир социальных отношений» (согласно четырём направлениям).
Цикл «Моё имя».
Ведётся во всех возрастных группах. Основной целью в младшем, среднем дошкольном возрасте является:
- формирование и закрепление положительного отношения к своему имени;
- актуализация ласкового имени для ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте основной целью является:- способствовать гармонизации осознания ребёнком своего полного имени.
В рамках работы по этому направлению родители совместно с детьми изготовили своими руками, проявив при этом невероятную фантазию,
такие материалы как:
- странички журнала самопрезентации ребёнка «Здравствуйте - это Я!» (рассказ о ребёнке с его фотографиями, его любимых играх, игрушках, увлечениях, занятиях…);
- «Ромашка с именем» (на цветке написаны все возможные варианты с именем ребёнка и выделено то имя, которое больше всего нравится ребёнку, на этом лепестке сидит божья коровка или бабочка);
- «Эмблема имени ребёнка» (для старшего дошкольного возраста).
Совместно с детьми родители подобрали песенки, потешки, считалки, колыбельные с именем ребёнка. Провели семейный вечер «В гостях у бабушки «Загадушки» (конкурс загадок, где используются имена). Состоялась музыкальная гостиная «Пела мама сыну (дочке)…». Оформлена и апробирована картотека игр и упражнений с именами детей.
Ежеквартально в детском саду проводится развлечение «День именинника».
Цикл «В мире много разных имён».
Ведётся во всех возрастных группах. Основная цель в младшем и среднем дошкольном возрасте это:
- знакомство детей с именами сверстников и именами людей ближайшего социального окружения.
В старшем дошкольном возрасте – активизирование использования разнообразных социально-приемлемых форм обращения к окружающим людям.
Во всех возрастных группах уделяется большое внимание воспитанию чувства толерантности к именам других людей.
В рамках работы по данному направлению были оформлены материалы силами родителей совместно с детьми:
Альбомы «Много разных имён на свете», «Великие имена».
Ребусы, кроссворды с именами. Подобрали литературный и фольклорный материал, игры-шутки с различными именами. Провели тематическую гостиную «Женские романсы». Организовали вечер встречи «Женское имя славься в веках». Устраивали театральные вечера с разыгрыванием мини-спектаклей и инсценировок. Провели конкурс музыкальных пародий «Пупс».
Цикл - «История семьи».
Работа по данному направлению велась в старшем дошкольном возрасте. Целью этого направления является:
- расширение кругозора детей об истории происхождения фамилий;
- формирование сопричастности, гордости, уважения к «корням» семьи.
В рамках работы по данному направлению у нас в детском саду проводились следующие мероприятия:
- Конкурс «Семья сада». Тематика этого конкурса ежегодно менялась (театральная, спортивная…).
- Организован клуб «Родное слово». Тематика встреч нашего клуба была такова: «Как произошли фамилии», «Иван Иваныч и Пётр Петрович» и др.
- Оформлены альбомы: «Генеалогическое древо моей семьи», «Любимые занятия моей семьи», «Герб семьи».
- Оформлены стенгазеты: «Мама милая моя», «Я и моя бабушка», «Мой любимый дедушка», «Мой папа – защитник».
- Организованы фотовыставки: «Мой папа маленький», «Моя мама маленькая», «Вот так отдохнули!» (летний семейный отдых, зимние рождественские каникулы).
Цикл «Историческое прошлое имён».
Работа по данному направлению также велась в старшем дошкольном возрасте. Цель этого направления работы:
- расширять кругозор детей о происхождении имён;
- учить детей отражать своё имя в символе, знаке, в продуктивных видах деятельности (ИЗО - деятельности, музыкальной деятельности, конструировании);
- расширять представления детей об известных людях и их именах.
По данному направлению работы в нашем детском саду проводились следующие мероприятия:
- Презентация «Что означает моё имя».
- Заседание клуба «Родное слово». Тематика встреч нашего клуба: «Как произошли имена», «Что в имени моём», «Имя древнее», «Имя вам не зря дано».
- Развлечение для детей «Путешествие в прошлое имён».
- Экскурсии по нашему родному городу.
Оформлена «Лента времени имён». Родители совместно с детьми изготовили тематический альбом: «Есть улицы центральные…» (великие имена известных людей, в честь которых были названы улицы нашего города).
Апробация системы на протяжении четырёх лет показала её эффективность.
Результаты мониторинговых исследований по нашей работе показали, что:
- повысилась групповая сплочённость детей (дети стали называть друг друга ласковым именем, дети стали легко вступать в контакт, перестали бояться взаимодействовать, научились пользоваться социально-приемлемыми формами обращения к сверстникам и окружающим людям).
- дети владеют знаниями о происхождении имён и фамилий, об истории своей семьи.
- имеют представления о том, в честь кого и за какие заслуги были названы улицы родного города.
В конце каждого учебного года родителям предлагался опросник, в котором они также могли внести свои пожелания и предложения в отношении дальнейшей работы по данным направлениям. Вот примерные предлагаемые родителям вопросы наших опросников:
1. Какие проведённые нами мероприятия по теме «Что в имени твоём» Вам запомнились? Что следует добавить к таким встречам, чтобы эффективность была ещё выше?
2. Какие темы и направления, предложенные нами по теме «Что в имени твоём», в Вашей семье вызывают затруднения?
3. Ваши предложения и пожелания по нашей работе на будущий учебный год.
Анализ опросников показал заинтересованность родителей данной темой. Родители охотно и активно включались в работу по теме «Что в имени твоём», вносили свои предложения, так в частности были организованы и проведены по инициативе родителей следующие мероприятия:
- Изготовление книжек – малышек.
- Придумывание имени и герба группы.
- Тематический вечер, посвящённый Дню пожилого человека, «Бабушкины посиделки».
Опыт нашей работы по системе «Что в имени твоём» был транслирован на городском семинаре «Познавательно-речевого развития дошкольников».
Используемая литература:
1. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор – составитель И.А.Пазухина – СПб.: «Детство – Пресс», 2008 г.
2. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
3. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание № 8,1997 г., с.7.
4. Твоё имя / Составитель И.Воробьёва М., 2000 г.
Читайте также |
---|
Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства»
Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства» Цель: Познакомить детей с государственным праздником «День народного единства», формировать понятие о России, как...
Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»
Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...
Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России»
Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России» Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие». Цель: Формирование патриотических чувств. Программные задачи: Обобщить и систематизировать...