«Что в имени твоём»

(Опыт работы воспитателей МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №46» г. Перми.)

 

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда происходит социализация ребёнка. В этот период происходит и становление самосознания, в частности осознание своего имени и имён других людей.

Практика работы последних лет в нашем дошкольном учреждении показывает, что у воспитанников уже в раннем детстве (2-3 года) прослеживаются некоторые отклонения: дети не могут назвать ласковое имя, в старшем возрасте не могут назвать своё полное имя, не соотносят полное имя с собой. Некоторые воспитанники проявляют негативное отношение к своему имени, называют себя другим именем. Некоторые дети обращаются к сверстникам по уменьшительно – пренебрежительному имени (Танька, Ванька).

Причиной таких отклонений является ближайшее социальное окружение, в первую очередь – семья. Поэтому очень важно вести работу по осознанию ребёнком своего имени и имён других людей.

В МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 46» нами была разработана система мероприятий.

Система включает в себя работу по четырём направлениям, предполагает комплексный подход педагогов, специалистов нашего дошкольного учреждения и конечно, семьи. В данной системе разработан цикл занятий по разделу «Ребёнок входит в мир социальных отношений» (согласно четырём направлениям).

Цикл «Моё имя».

Ведётся во всех возрастных группах. Основной целью в младшем, среднем дошкольном возрасте является:

- формирование и закрепление положительного отношения к своему имени;

- актуализация ласкового имени для ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте основной целью является:- способствовать гармонизации осознания ребёнком своего полного имени.

В рамках работы по этому направлению родители совместно с детьми изготовили своими руками, проявив при этом невероятную фантазию,

такие материалы как:

  • странички журнала самопрезентации ребёнка «Здравствуйте - это Я!» (рассказ о ребёнке с его фотографиями, его любимых играх, игрушках, увлечениях, занятиях…);
  • «Ромашка с именем» (на цветке написаны все возможные варианты с именем ребёнка и выделено то имя, которое больше всего нравится ребёнку, на этом лепестке сидит божья коровка или бабочка);
  • «Эмблема имени ребёнка» (для старшего дошкольного возраста).

Совместно с детьми родители подобрали песенки, потешки, считалки, колыбельные с именем ребёнка. Провели семейный вечер «В гостях у бабушки «Загадушки» (конкурс загадок, где используются имена). Состоялась музыкальная гостиная «Пела мама сыну (дочке)…». Оформлена и апробирована картотека игр и упражнений с именами детей.

Ежеквартально   в детском саду проводится развлечение «День именинника».

Цикл «В мире много разных имён».

Ведётся во всех возрастных группах. Основная цель в младшем и среднем дошкольном возрасте это:

- знакомство детей с именами сверстников и именами людей ближайшего социального окружения.

В старшем дошкольном возрасте – активизирование использования разнообразных социально-приемлемых форм обращения к окружающим людям.

Во всех возрастных группах уделяется большое внимание воспитанию чувства толерантности к именам других людей.

В рамках работы по данному направлению были оформлены материалы силами родителей совместно с детьми:

Альбомы «Много разных имён на свете», «Великие имена».

Ребусы, кроссворды с именами. Подобрали литературный и фольклорный материал, игры-шутки с различными именами. Провели тематическую гостиную «Женские романсы». Организовали вечер встречи «Женское имя славься в веках». Устраивали театральные вечера с разыгрыванием мини-спектаклей и инсценировок. Провели конкурс музыкальных пародий «Пупс».

Цикл - «История семьи».

Работа по данному направлению велась в старшем дошкольном возрасте. Целью этого направления является:

- расширение кругозора детей об истории происхождения фамилий;

- формирование сопричастности, гордости, уважения к «корням» семьи.

В рамках работы по данному направлению у нас в детском саду проводились следующие мероприятия:

  • Конкурс «Семья сада». Тематика этого конкурса ежегодно менялась (театральная, спортивная…).
  • Организован клуб «Родное слово». Тематика встреч нашего клуба была такова: «Как произошли фамилии», «Иван Иваныч и Пётр Петрович» и др.
  • Оформлены альбомы: «Генеалогическое древо моей семьи», «Любимые занятия моей семьи», «Герб семьи».
  • Оформлены стенгазеты: «Мама милая моя», «Я и моя бабушка», «Мой любимый дедушка», «Мой папа – защитник».
  • Организованы фотовыставки: «Мой папа маленький», «Моя мама маленькая», «Вот так отдохнули!» (летний семейный отдых, зимние рождественские каникулы).

Цикл «Историческое прошлое имён».

Работа по данному направлению также велась в старшем дошкольном возрасте. Цель этого направления работы:

- расширять кругозор детей о происхождении имён;

- учить детей отражать своё имя в символе, знаке, в продуктивных видах деятельности (ИЗО - деятельности, музыкальной деятельности, конструировании);

- расширять представления детей об известных людях и их именах.

По данному направлению работы в нашем детском саду проводились следующие мероприятия:

  • Презентация «Что означает моё имя».
  • Заседание клуба «Родное слово». Тематика встреч нашего клуба: «Как произошли имена», «Что в имени моём», «Имя древнее», «Имя вам не зря дано».
  • Развлечение для детей «Путешествие в прошлое имён».
  • Экскурсии по нашему родному городу.

Оформлена «Лента времени имён». Родители совместно с детьми изготовили тематический альбом: «Есть улицы центральные…» (великие имена известных людей, в честь которых были названы улицы нашего города).

Апробация системы на протяжении четырёх лет показала её эффективность.

Результаты мониторинговых исследований по нашей работе показали, что:

- повысилась групповая сплочённость детей (дети стали называть друг друга ласковым именем, дети стали легко вступать в контакт, перестали бояться взаимодействовать, научились пользоваться социально-приемлемыми формами обращения к сверстникам и окружающим людям).

- дети владеют знаниями о происхождении имён и фамилий, об истории своей семьи.

- имеют представления о том, в честь кого и за какие заслуги были названы улицы родного города.

В конце каждого учебного года родителям предлагался опросник, в котором они также могли внести свои пожелания и предложения в отношении дальнейшей работы по данным направлениям. Вот примерные предлагаемые родителям вопросы наших опросников:

1. Какие проведённые нами мероприятия по теме «Что в имени твоём» Вам запомнились? Что следует добавить к таким встречам, чтобы эффективность была ещё выше?

2. Какие темы и направления, предложенные нами по теме «Что в имени твоём», в Вашей семье вызывают затруднения?

3. Ваши предложения и пожелания по нашей работе на будущий учебный год.

Анализ опросников показал заинтересованность родителей данной темой. Родители охотно и активно включались в работу по теме «Что в имени твоём», вносили свои предложения, так в частности были организованы и проведены по инициативе родителей следующие мероприятия:

- Изготовление книжек – малышек.

- Придумывание имени и герба группы.

- Тематический вечер, посвящённый Дню пожилого человека, «Бабушкины посиделки».

Опыт нашей работы по системе «Что в имени твоём» был транслирован на городском семинаре «Познавательно-речевого развития дошкольников».

 

Используемая литература:

1. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор – составитель И.А.Пазухина – СПб.: «Детство – Пресс», 2008 г.

2. Князева О.Л., Стёркина Р.Б.   Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999 г.

3. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание № 8,1997 г., с.7.

4. Твоё имя / Составитель И.Воробьёва М., 2000 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства»

Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства» Цель: Познакомить детей с государственным праздником «День народного единства», формировать понятие о России, как...

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России»

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России» Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие». Цель: Формирование патриотических чувств. Программные задачи: Обобщить и систематизировать...

Читайте также

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего…

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего возраста

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Образовательные задачи: Расширять представления детей...

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада»

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада» Цель: подведение итогов знаний детей о блокадном Ленинграде.Предварительная работа:– чтение художественных произведений по теме;–...