Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада»

Цель: подведение итогов знаний детей о блокадном Ленинграде.
Предварительная работа:
– чтение художественных произведений по теме;
– прослушивание музыки военных лет и разучивание песен;
– чтение и разучивание стихов о блокадном городе;
– рассматривание картин о войне;
– рассказ воспитателей о блокадном Ленинграде;
– художественная деятельность по теме.

Ход досуга:
Вводная часть. Воспитатель напоминает детям, что сегодня 27 января день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Основная часть.
Звучит «Гимн городу», дети встают.
Воспитатель: ...Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя... .

Это написала поэт Ольга Берггольц, которая всю блокаду прожила в осажденном городе.
Мы с вами сегодня собрались, чтобы почтить память тех, кто сражался и защищал наш замечательный город, который тогда назывался Ленинградом, а жители его-ленинградцы.
1 слайд. Последний мирный день.
Был обычный летний выходной день-воскресенье 22 июня. Погода была теплая и солнечная. Многие ленинградцы поехали за город (Гатчина, Петродворец, Детское село), другие на Елагин остров, в ЦПКиО им. Кирова гулять. (звучит довоенная музыка). Но в 12 часов изо всех репродукторов прозвучало заявление Советского правительства: «Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня, в 4 утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города...». Так началась война.
2 слайд. Начало войны
Это была жестокая война. В тот день еще никто не знал, что продлится она 3 года 10 месяцев и 18 дней. Еще никто не знал, какие испытания предстоит пройти нашему народу. Вся страна — от мала до велика — поднялась на защиту Родины. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой...» Эти строки родились у поэта Василия Лебедева-Кумача в самом начале войны, через два дня после ее начала. Она стала гимном защитников Отечества.
Послушайте отрывок из песни «Священная война», музыка А,Александрова, слова В.Лебедева-Кумача (запись песни).
3 слайд. Карта окружения
Фашисты тщательно готовились к нападению и захвату Ленинграда. В сентябре 1941 года фашисты, несмотря на отчаянное сопротивление нашей армии, очень близко подошли к городу, второму по значению городу страны, и окружили его. Отдавать город врагу было нельзя.
4 слайд. Ленинград-фонту
Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. В городе остались в основном женщины, старики и дети. Гитлер и его генералы не смогли предвидеть огромного мужества и героизма ленинградцев. Город жил и боролся. Фронту нужны были снаряды, танки, реактивные установки, теплая одежда. Женщины и дети заменили своих отцов и братьев. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах.
Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления. Это почти невозможно представить, но и в годы блокады ленинградцы становились донорами, сдавали кровь для раненых бойцов армии!
5 слайд. Бомбы
Фашисты каждый день бомбили город, сбрасывали десятки тысяч зажигательных снарядов. Дети по мере сил всегда помогали взрослым. На их хрупкие плечи легли все тяготы блокадной жизни.
Вместе со взрослыми стояли они у станков на заводах, делали мины, снаряды и взрывчатку — для фронта, для Победы.
И в память об этих отважных ребятах сочинили песню «Ленинградцы». Дети поют эту песню.
Фашисты бомбили город и днем и ночью. Наш город очень изменился. Он был наполовину разрушен. На Невском проспекте, главном проспекте нашего города, разрывались снаряды, фугасные бомбы. Ходить по улицам было очень опасно.
Девочка читает стихотворение:
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно это была сторона
Опасной при артиллерийском обстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили строчки все эти.
6 слайд. Блокада
Началась 900-дневная блокада Ленинграда. Страшная угроза нависла над городом. Наступила зима. Ленинград оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом. Застыли трамваи и троллейбусы, похожие на огромные сугробы. Люди умирали от голода — не хватало продовольствия, замерз водопровод, в домах погас свет. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек хлеба, который выдавали по карточкам. Ленинградский блокадный хлеб... Кисловатый, горьковатый, но он был слаще и вкусней любой конфеты. Норма хлеба на человека — 125 грамм на целый день. И все, только вода и хлеб.
7 слайд. Дорога жизни
И вот решено было проложить дорогу по замершему Ладожскому озеру. От нее зависело все: жизнь самих ленинградцев, жизнь и снабжение бойцов фронта и моряков Балтийского флота. И вскоре первые конные обозы повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили истощенных взрослых, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».
Звучит запись песни «Ладога» (фрагмент).
Дети читают стихи:
Мальчик: На город назывался Ленинградом
И шла тогда суровая война.
Под вой серены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Мальчик: Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить.
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
8 слайд. Музыка
И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Работали школы, и те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Город продолжал жить. Работало радио-передавали последние новости с фронта, звучали стихи, продолжали издаваться книги. Осажденные ленинградцы продолжали любить и читать книги. На площадях и в залах выступали оркестры -звучала музыка. Удивительный факт! 18 октября 1942 года в Ленинграде открылся Городской театр. Весь репертуар театра был посвящен войне, он укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Спектакли не прекращались даже во время обстрелов.
Стихотворение:
Девочка: Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленингрдцы слушали стихи.
В замерзших залах музыка звучала.
Ленинградский композитор Д. Шостакович в эту страшную зиму написал Седьмую симфонию, которую он назвал «Ленинградской».
Звучит запись отрывка из симфонии Д.Шостаковича.
9 слайд. Таня Савичева
За все время блокады от голода погибло очень много взрослых и особенно детей. Одной из таких была девочка Таня Савичева. Она жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах у Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Таню удалось вывезти из блокадного города. Врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню они не смогли. Она не узнала, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина была вывезена в тыл и в 1945 году вернулась в родной город, в родной дом. Среди обломков и осколков снарядов Нина нашла записную книжку Тани, которую мы можем увидеть в музее обороны Ленинграда.
10 слайд. Долгожданная победа
И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш». И в результате наступления Красной армии блокада была полностью снята. За величайшее мужество и героизм Ленинград в числе первых был удостоен великого звания «Город-герой».
Стихи:
Девочка: Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили.
Чтоб мирной стала каждая зима.
Мальчик: В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Мальчик: Окруженный врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны.
Мы о городе славном споем.
Дети поют песню «Песня о подвиге Ленинграда».
11 слайд. Салют
До полной победы еще целый год, но блокада снята, враг отброшен далеко от Ленинграда. Из 300 пушек был дан салют в честь освобождения города. Люди радовались и поздравляли друг друга с победой.
Стихотворение Ольги Берггольц «Ленинградский салют»
Девочка: Мы помним осень, сорок первый,
Прозрачный воздух тех ночей,
Когда, как плети, часто, мерно
Свистели бомбы палачей.
А та зима.. Ту зиму каждый
Запечатлел в душе навек

Тот голод, тьму, ту злую жажду
На берегах застывших ре.
Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
12 слайд. Разорванное кольцо
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». Этот мемориал входит в Зеленый пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.
13 слайд. Никто не забыт
Памятник, установленный полуторке во Всеволожске; «Цветок жизни» - Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
14 слайд. Вечный огонь
В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы, конфеты и кусочки хлеба. Они стоят и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.
Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь», стоя почтим память героев-защитников Ленинграда минутой молчания. «Минута молчания» (звук метронома).
15 слайд. Солнечный круг.
Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал наш город.
Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война.
Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг».
Дети поют песню «Солнечный круг».
На этом мы завершаем наш досуг.



Новые публикации

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

Театрализованная игра «Кошка»

Театрализованная игра «Кошка» Аннотация: Игра театрализованная «Кошка» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, внимание, двигательную активность. Цель: Учить детей театрализации. Задачи: OO «Речевое...

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия» "На свете есть много разных профессий и в каждой есть прелесть своя, но нет благородней, нужней и чудесней, чем та...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...

Читайте также

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Звуковая культура речи: «Звуки «с – сь». Поможем братьям нашим…

Звуковая культура речи: «Звуки «с – сь». Поможем братьям нашим меньшим! Цель: создать условия для правильного произношения звуков «с – сь»;...

Аналитический отчёт, отражающий деятельность МБДОУ «Детский сад «Белочка» по нравственно-патриотическому…

Аналитический отчёт, отражающий деятельность МБДОУ «Детский сад «Белочка» по нравственно-патриотическому воспитанию детей Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое...





В блогах

Конспект ООД по образовательной области «Познавательно развитие» в старшей группе «Это загадочный космос».

Цель: Формировать представления детей о космосе. Задачи: 1. Познавательное развитие: - закрепить уже существующие знания о космосе -расширить представления детей об окружающем мире -познакомить детей с новыми понятиями6 «планета», «звездопад», «скафандр» -сформировать начальное представление о Солнечной системе 2. Художественно-эстетичекое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок» Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: Познакомить детей с русской -народной сказкой. Задачи: Образовательные:  Закреплять знание последовательности событий...

Частушки к Масленице (авторские)

Мы блиночки замесили, И гостей мы пригласили. Блины наши объеденье, Со сметанкой и с вареньем. Блины ели, блины ели Ели целую неделю. Как они в нас поместились? Сами очень удивились. Когда Масленица с нами- Объедаемся блинами. Обойди весь белый свет...

НОД "Желтая кисточка"

«Желтая кисточка» Вид деятельности детей: коммуникативная деятельность: беседа, общение по теме занятия, ответы на вопросы воспитателя, разгадывание загадки; голосовые упражнения; описание дидактической курочки; игры. игровая деятельность: игровые ситуации; дыхательная гимнастика; дидактические игры. двигательная деятельность: двигательная активность детей в течении всего...