Приобщение детей к русскому народному творчеству

(из опыта работы)

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

В своей работе над этой темой я выдвинула следующие приоритеты.

1. Создание атмосферы национального быта.

Известно. Что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Поставив перед собой задачу, познакомить детей с народными традициями, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

В нашем детском саду есть комната сказок. В комнату сказок мы приходим каждую неделю. Рассказывать, сочинять, читать сказки или просто поиграть. В комнате сказок дети чувствуют себя в мире сказочных образов.

Так же освободив детском саду помещение, соорудили в нём «Русскую избу». Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит в «Русской избе». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Традиционно раз в месяц в «Русской избе» мы отмечаем именины. На столе - самовар, воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои русских народных сказок, проводим весёлые подвижные игры, пляски и хороводы. Детей подвожу к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ6 «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности.

Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа, на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленницу, зазывали весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. В русские народные игры мы с детьми играем на улице, в группе, на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди». Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки – всё это делает процесс игры более интересным и содержательным.

В детском саду оборудована изостудия, где имеет множество игрушек и других предметов украшенных городецкой росписью, хохломской росписью, дымковская игрушка, здесь и происходит знакомство детей с этими видами народного творчества. Ребята с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и панно, лепят, рисуют, лучшими работами оформляем группу.

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Предлагаю сценарий посиделок, который очень понравился детям. Посиделки проводились в «Русской избе». Воспитанники с удовольствием наряжались в русские национальные костюмы, готовили угощенье к чаепитию, узнавали про старинные обычаи, рассказывали пословицы, шутки прибаутки, пели частушки, играли в русские народные игры «Петушиный бой», «Перетяни канат», «Жмурки".

Посиделки «Никола зимний».

Цель: Расширять знания детей об традиционных праздниках на Руси. Приобщать детей к миру народной культуры, ознакомить их с музыкальным фольклором. Закрепить знания о жизни людей в старину и их занятиях, о гостеприимстве русских людей. Развивать познавательный интерес к народным традициям. Воспитывать любовь к своей родине, к своему народу, традициям р.н.

Оборудование: интерьер крестьянской избы, русские национальные костюмы, для девочек и мальчиков, взрослого.

Ход.

Воспитатель: Чем дальше в будущее смотрим

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть к новому принадлежим.

 

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало,

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

 

Какие замечательные слова! Вот и мы сегодня с вами на посиделках поговорим, как жили люди в старину, чем занимались.

День становится всё короче и короче.

И вот, наконец «Сама идёт волшебница зима». Первые самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет».

Снег всё больше укрывает землю, появились первые сугробы, дети очень рады снегу.

- Почему дети радуются снегу?

- Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне? (возили с поля сено, дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.)

- Какую работу выполняли женщины? (женщины пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи…)

В народном календаре зима – самое богатое праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений.

- Какие же были развлечения? (играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество, вечерами парни и девчата собирались на посиделки.)

Зимний вечер тёмен, долог,

Насчитаю сорок ёлок,

То носочек повяжу,

То немного попряду.

Позову-ка я вас ребята на посиделки!

Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

Эй, девчонки – девчушки,

Веселушки, хохотушки

 

Эй, мальчишки – молодцы,

Озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

А сейчас сядем рядком да поговорим ладком.

Раньше очень любили принимать гостей, и был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей?

Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина , то он, помолясь, говорил: «хлеб, соль», а хозяин отвечал: «добро пожаловать, хлеба-соли откушать».

А ещё, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу – помогали все, не забывали стариков, детей-сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Хозяин весел – и гости радостны.

Гость доволен – и хозяин рад.

Гостю щей не жалей, погуще налей!

Для доброго гостя и ворота настежь.

Что не есть в печи, всё на стол мечи!

Много гостей – много новостей.

Худо тому, кто добра не делает не кому.

Доброе дело два века живёт.

С миру по нитке - голому рубашка.

Добра желаешь, добро и делай.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Ведущий: Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь не даром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

Что-то мы засиделись, заговорились.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки:

разрешите поплясать,

разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

 

Эх топни, нога,

Топни ровненькая

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

 

Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

 

Выйду. Выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

 

Мой дружок ох, хорош,

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому,

Я чахнула, он упал.

- А чем ответят нам мальчики? Знаете ли вы частушки?

Мальчики: начинаем петь частушки

                     Просим не смеяться,

Хором         Тут народу очень много,

                     Можем растеряться.

 

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу

Вот характер какой!

 

Раздайся народ,

Меня пляска берёт.

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу!

 

Я нашёл себе невесту,

Говорят богатая.

Две подружки у неё,

И коза рогатая.

 

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

 

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал.

Прямо скажем молодец!

Ведущая: ой да молодцы, ребятушки. Повеселили нас.

А мы ведь не только частушки знаем, но и шутки прибаутки.

«Кум воробей и кума»

- дома ли воробей?

- дома кумушка.

- что же он делает?

- болен лежит. Болят, болят пяточки.

- сходи. Кум, в огород, сорви травки – мяточки.

Припарь себе пяточки.

- парил я, кумушка, парил я, голубушка.

И пар меня не берёт, только сердцу придаёт!

- дома ли, воробей?

- дом а, кумушка.

- что же он делает?

- болен лежит. Болят, болят плечики.

- сходи, кум. В огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.

- попарил я, кумушка, парил я, голубушка.

И пар меня не берёт, только сердцу придаёт.

Под русскую плясовую выходят два ребёнка (девочка и мальчик.) Разыгрывается сценка «Уля и Филя».

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Где ты был?

Филя. У матушки.

Уля. Что мать, гостинец прислала?

Филя. Мать прислала оладушек!

Уля. А где же они?

Филя. Я их под лавку положил!

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля как?

Уля. Я бы их в печку положила! Ты бы пришёл и съел.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала сарафан.

Уля. А где же он?

Филя. Я его в печку положил.

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы как?

Уля. Я бы его в шкаф повесила.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

Филя и Уля снова расходятся, затем встречаются.

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала барана.

Уля. А где же он?

Филя. Я его в шкаф повесил.

Уля. Экий ты, Филя, чудак.

Филя. А ты бы как?

Уля. Я его бы в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

Филя и Уля снова расходятся, затем встречаются.

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала Настюшку.

Уля. А где же она?

Филя. Я её в хлев завёл. Водой напоил, сена дал.

Уля. Экий ты, Филя, чудак.

Филя. А ты бы как?

Уля. Я бы её за стол посадила да чаем напоила.

Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

Филя и Уля снова расходятся, затем встречаются.

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала свинью.

Уля. А где же она?

Филя. Я её за стол посадил да чаем напоил.

Уля. Экий ты, Филя, чудак. Филя – простофиля!

Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.

А сейчас я предлагаю вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаю я ребят,

Ну – ка встаньте силачи, в потешный ряд.

Игры: «Петушиный бой», «Перетяни канат», «Жмурки».

Ведущая: молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас, я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на верёвочки. А вы знаете, что в старину любили чаёвничать? Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните. Как гостеприимные хозяева приглашают к столу: «Милости просим». А вот и пироги поспели.

(вынимает пироги из печи.) Как говорит народная пословица: «Что ни есть в печи, всё на стол мечи».

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста…

Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ Современное общество ставит перед образовательной системой задачу создания условий...

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего…

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста» Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой» Цель: формировать представления об истории русского быта через знакомство с народной тряпичной...

Читайте также

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Конспект осенней прогулки

Конспект осенней прогулки Задачи: Обеспечить детям полноценный активный отдых на прогулке, создать эмоциональный комфорт у детей, стимулировать детей к включению в процесс...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»