Национальные подвижные игры как средство патриотического воспитания на занятиях по физической культуре
Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…»
Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят деструктивный характер.
А ведь Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а в городе Братске в настоящее время живут и работают представители разных национальностей: русские, татары, белорусы, украинцы, башкиры, буряты, киргизы и другие. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно!
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте, а закладывается он через игру, так как игра – это ведущий вид детской деятельности.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Наше образовательное учреждение реализует проект «Знакомство с национальными культурами народов, проживающих в городе Братске». Мы, как инструктора по физической культуре реализовываем долгосрочный проект «Дружба народов».
Цель нашего проекта: Создание условий для развития физических качеств и патриотического воспитания через знакомство с национальными подвижными играми народов, проживающих в городе Братске.
Используя в работе национальные подвижные игры, необходимо решать следующие задачи:
1. Познакомить воспитанников с народными подвижными играми национальных культур г. Братска;
2. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость, сноровку, внимание, реакцию на сигналы через подвижные игры национальных культур г. Братска;
3. Воспитывать толерантное отношение, чувство уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих Российскую территорию.
Во время реализации проекта была проведена беседа с показом презентации «Национальности в нашем городе», беседа по нравственно - патриотическому воспитанию на тему «Ты и я – мы друзья», беседа с показом «Государственные флаги».
Разработаны картотеки и схемы подвижных игр разных национальностей для физкультурных занятий и занятий по обучению детей плаванию.
Совместно с родителями создавались картотеки считалок, потешек, жеребьевок разных национальностей.
Подобраны мультипликационные фильмы из серии «Гора самоцветов».
Разработаны занятия на тему «Игры нашего двора», «Как рубаха в поле выросла», «Армянские игры», «Татарские игры», «Игры Украины», «Путешествие в тридесятое царство», «Хорошо здоровым быть», «Национальные игры», спортивный досуг «Дружба народов».
Ведется работа с педагогами – проводятся консультации на тему «Народные игры на свежем воздухе», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры».
В спортивных уголках групп создаются картотеки национальных считалок, атрибуты к играм, схемы для организации и проведения как совместных, так и самостоятельных игр для детей старшего дошкольного возраста, приобретается инвентарь для спортивных игр разных национальностей.
Работа с воспитанниками ведется на протяжении двух лет систематически, дети заинтересованы, познакомились с множеством государственных флагов, республик, национальных считалок. Знают народные игры и их национальные названия, самостоятельно играют в национальные подвижные и спортивные игры по схемам, мы совместно с воспитанниками придумываем разные вариации игр, усложняем их.
Благодаря такой огромной совместной проделанной работе формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально - ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих российскую территорию.
Список литературы
1. Ключева К.Н. Народные подвижные детские игры: Современный фольклорный сборник. Форум, 2014. - 400с.
2. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. Диалог культур, 2013. - 240с.
3. Научный журнал «Молодой ученый». Проблемы и перспективы развития образования. [https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/] 2014. - 309с.
Читайте также |
---|
Комплексное занятие по ФЭМП на тему: «Часть и целое с…
Комплексное занятие по ФЭМП на тему: «Часть и целое с элементами ориентировки в пространстве и на плоскости» (Подготовительная группа) Цель: - Продолжать учить...
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...
Семинар-практикум «Творческий проект»
Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...