Сайт для воспитателей детских садов



Развитие мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства

В жизни каждого ребёнка развитие мелкой моторики рук играет очень важное значение. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. М. Монтессори и другие в своих исследованиях указывали, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение и т.д. Этим объясняется огромная важность развитой мелкой моторики для детей, а в младшем школьном возрасте мелкая моторика становится нужна и для письма.

Дети с задержкой психического развития – это большая группа детей, которых характеризует отставание от нормы. Эта группа детей неоднородна, однако большинство детей отличает низкий уровень развития всех высших познавательных функций, в том числе и низкий уровень развития всей моторной сферы. У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Больше всего страдает у детей данной категории именно мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с задержкой психического развития создают определенные трудности в учебной деятельности. Особенно неблагоприятно они влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда, что создает трудности в младшем школьном возрасте и этим мешает подготовить ребенка с задержкой психического развития к обучению в среднем звене.

Одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются уроки изобразительного искусства. Обучение детей младшего школьного возраста рисованию – это обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития младшего школьника. Уроки рисования при правильной и педагогически грамотной их постановке способствуют формированию всей личности ребенка, развитию его креативности, воспитанию у него многих положительных навыков и способностей, которые помогут ему успешно учиться в общеобразовательной школе.

Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития рисование не только является наиболее доступным видом самовыражения, но и обладает большими развивающими возможностями. Его целенаправленное использование способствует развитию у детей с задержкой психического развития эмоционально-волевой, познавательной сфер, мелкой моторики руки. Ведь основная задача проводимых занятий – не обучение рисованию, а комплексное формирование и развитие личности детей с задержкой психического развития.

Успех коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития зависит не только от уровня их способностей. Известно, что эффективность коррекционной работы обеспечивается также наличием интереса детей к изобразительной деятельности. Его особенно легко поддерживать при использовании нетрадиционных художественных техник, более занимательных и доступных, чем традиционная манера рисования. К тому же непривычный подход к выполнению рисунка сам по себе дает толчок для развития мелкой моторики ребенка с задержкой психического развития.

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка с задержкой психического развития, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Необходимым условием для развития мелкой моторики рук является проведение мероприятий в системе коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Новизна заключается в разработке системного подхода к изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития с применением разной техники выполнения, внедрение нетрадиционных техник рисования в учебную и воспитательную деятельность школьников младшего возраста.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

К моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество всевозможных движений ребенка: от простых действий (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики детей есть очень важная особенность. Она прямо связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Все ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большой стимулирующее влияние именно тонких движений руки. О том, что мануальные (ручные) действия ребенка имеют особое влияние на его развитие, было известно еще до нашей эры. Урок изобразительного искусства как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на эмоциональную, интеллектуальную, и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с задержкой психического развития, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Задачи, которые ставит перед детьми с ЗПР учебный предмет «Изобразительное искусство»:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);

4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков: трудности возникают при рисовании. Дети часто заходят за контуры рисунка, неравномерно его закрашивают, это отмечается при слабом нажиме на карандаш.

Решением этих трудностей может стать использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства. Впервые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М. Страунинг. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Поэтому нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний, представлений детей с задержкой психического развития о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. При этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приемами очень «созвучна» возрастным особенностям младших школьников с ЗПР (познание мира через действия с предметами и экспериментирование).





Новые публикации

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект…

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольниковПроект в подготовительной группе «Семья и семейные традиции» Дети, выросшие в любви и уважении родителей, перенесут эту “модель” в...

Физкультурно-игровое занятие с элементами театрализации для детей второй младшей…

Физкультурно-игровое занятие с элементами театрализации для детей второй младшей группы общеразвивающей направленностиТема: «Путешествие зайчиков к волшебнице зиме» Задачи: Образовательные: 1. Добиваться исполнительного умения...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Яблочки»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Яблочки» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закрепить представление о количественном составе числа 5. Сформировать представление о том...

Читайте также

Конспект режимного момента - подготовка к прогулке «Кукла катя в гостях у ребят»…

Конспект режимного момента - подготовка к прогулке«Кукла катя в гостях у ребят» Программное содержание: 1. Обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей. 2...

«Как лесенка превратилась в горку» НОД по конструированию с второй мл.группой

«Как лесенка превратилась в горку» НОД по конструированию с второй мл.группой   Направления развития: познавательно-исследовательское развитие дошкольников. Возраст детей: 3 - 4 года. Время...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Т…

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группыТема: «Водный мир»   Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

     
  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

     
  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

В блогах

Конспект Непрерывной образовательной дея…

Цель: Формирование творческого подхода к решению различных познавательных ситуаций Программное содержание: Социально-коммуникативное развитие Формирование основ экологической культуры; Знакомство с правилами поведения в природе; Расширение знаний о временах года: ранняя весна, поздняя весна; Познавательное развитие: Совершенствовать способы исследование объектов...

Приятно познакомиться.

Добро пожаловать в блог!  Надеюсь, что здесь вы найдете для себя полезную информацию.Мой девиз: "Нет предела совершенству! Главное непрерывно развиваться духовно и физически, ставить цели и достигать их. "Профессия: воспитательОбразование: высшее...

Дидактичесие игры

В своей статье мы хотели вам рассказать  о развитии мелкой моторики рук у дошкольников.Работая с детьми дошкольного возраста мы сталкиваемся с такими проблемами детей как слабое развитие кисти рук, слабое...

Сценарий спортивного праздника …

Сценарий спортивного праздника              «Бравые ребята – дошколята» Цель: Продолжить формирование патриотических чувств Уточнить и расширить представления детей о защитниках страны Задачи: Образовательные: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство