Сайт для воспитателей детских садов



Развитие мелкой моторики рук детей с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства

В жизни каждого ребёнка развитие мелкой моторики рук играет очень важное значение. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. М. Монтессори и другие в своих исследованиях указывали, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, память, воображение и т.д. Этим объясняется огромная важность развитой мелкой моторики для детей, а в младшем школьном возрасте мелкая моторика становится нужна и для письма.

Дети с задержкой психического развития – это большая группа детей, которых характеризует отставание от нормы. Эта группа детей неоднородна, однако большинство детей отличает низкий уровень развития всех высших познавательных функций, в том числе и низкий уровень развития всей моторной сферы. У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Больше всего страдает у детей данной категории именно мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с задержкой психического развития создают определенные трудности в учебной деятельности. Особенно неблагоприятно они влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда, что создает трудности в младшем школьном возрасте и этим мешает подготовить ребенка с задержкой психического развития к обучению в среднем звене.

Одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются уроки изобразительного искусства. Обучение детей младшего школьного возраста рисованию – это обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития младшего школьника. Уроки рисования при правильной и педагогически грамотной их постановке способствуют формированию всей личности ребенка, развитию его креативности, воспитанию у него многих положительных навыков и способностей, которые помогут ему успешно учиться в общеобразовательной школе.

Для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития рисование не только является наиболее доступным видом самовыражения, но и обладает большими развивающими возможностями. Его целенаправленное использование способствует развитию у детей с задержкой психического развития эмоционально-волевой, познавательной сфер, мелкой моторики руки. Ведь основная задача проводимых занятий – не обучение рисованию, а комплексное формирование и развитие личности детей с задержкой психического развития.

Успех коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития зависит не только от уровня их способностей. Известно, что эффективность коррекционной работы обеспечивается также наличием интереса детей к изобразительной деятельности. Его особенно легко поддерживать при использовании нетрадиционных художественных техник, более занимательных и доступных, чем традиционная манера рисования. К тому же непривычный подход к выполнению рисунка сам по себе дает толчок для развития мелкой моторики ребенка с задержкой психического развития.

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка с задержкой психического развития, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Необходимым условием для развития мелкой моторики рук является проведение мероприятий в системе коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Новизна заключается в разработке системного подхода к изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития с применением разной техники выполнения, внедрение нетрадиционных техник рисования в учебную и воспитательную деятельность школьников младшего возраста.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

К моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество всевозможных движений ребенка: от простых действий (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики детей есть очень важная особенность. Она прямо связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Все ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большой стимулирующее влияние именно тонких движений руки. О том, что мануальные (ручные) действия ребенка имеют особое влияние на его развитие, было известно еще до нашей эры. Урок изобразительного искусства как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на эмоциональную, интеллектуальную, и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с задержкой психического развития, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Задачи, которые ставит перед детьми с ЗПР учебный предмет «Изобразительное искусство»:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);

4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков: трудности возникают при рисовании. Дети часто заходят за контуры рисунка, неравномерно его закрашивают, это отмечается при слабом нажиме на карандаш.

Решением этих трудностей может стать использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства. Впервые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М. Страунинг. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Поэтому нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний, представлений детей с задержкой психического развития о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. При этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приемами очень «созвучна» возрастным особенностям младших школьников с ЗПР (познание мира через действия с предметами и экспериментирование).





Новые публикации

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «В гости к белочке» Цель: Формировать представление детей о цвете, величине и форме. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у бабушки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у бабушки» Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» вторая младшая группа.Номинация: «Развивающая...

«Реализация принципов полиязычия в системе дошкольного образования»

«Реализация принципов полиязычия в системе дошкольного образования»   Аннотация: Бұл мақалада мектепке дейінгі білім беру жүйесіндегі көптілділік принциптерін жүзеге асыру бойынша міндеттер қарастырылған...

Конспект НОД «Ветер. Какой он»

Конспект НОД «Ветер. Какой он»   Цель. Уточнить представления о свойствах ветра, его значении в природе и жизни людей. Интеграция образовательных областей: познавательное...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство