Консультация для воспитателей
«Особенности организации туристических походов и целевых прогулок летом»

 

Одним из важнейших направлений летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования является использование разнообразных форм, методов и приемов работы с детьми, обеспечивающих комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Прогулка - поход с элементами туризма, способствует повышению двигательной активности, физической подготовленности, а также укреплению здоровья, формированию нравственных качеств, воспитанию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Дошкольный туризм – это организации разнообразной детской деятельности в условиях природы. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности детей в движении, играх, познании окружающего мира, природы. Проведение разнообразной деятельности на свежем воздухе в ходе организации туристического похода закаливают организм, повышает иммунитет, благотворно воздействует на эмоциональное состояние ребенка, приобщает детей к здоровому образу жизни.

Использование элементарных форм туризма требует от педагога выполнения основных требований, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, их разностороннее развитие. Определяя место похода в распорядке дня, следует отметить, что - туристическая деятельность предполагает пребывание детей старшего дошкольного возраста в природных условиях не более 3 часов. Лучшее время для похода – сразу после завтрака. Педагогу важно учитывать уровень физической подготовленности воспитанников, состояние здоровья, знать признаки утомляемости детей, методы и приемы оказания первой медицинской помощи.

Организация и проведение туристического похода осуществляется в нескольких этапах.

Подготовительный этап при организации туристического похода предполагает изучение безопасных условий продвижения детей и места пребывания (лес, поляна, озеро, пруд и т.д.). На подготовительном этапе целесообразно проведение беседы с детьми о том, кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, о правилах поведения во время туристического похода, дидактических игр: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?»,

«Найди дорогу?», «Найди сокровища?», «Составь план местности» и т. д.

Важно составление плана-конспекта туристического похода, в ходе которого осуществляется реализация образовательных задач:

- совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей,

- развивать физические качества личности ребенка,

- способствовать формированию знаний в области туризма, краеведения.

- формировать межличностные, дружеские отношения, чувство коллективизма, взаимопомощи между детьми.

Для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей в содержание похода-прогулки эффективно включить: переход к месту с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные, дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками.

Эффективной организации туристического похода способствует реализация задач на тематических занятиях по физической культуре: «Мы ловкие»,

«Развиваем силу», «Подружись с ракеткой», «Путешествие на Необитаемый остров», «Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий», «Мы- туристы», «Юный турист», «Я хочу быть выносливым» и т. д. Полученные детьми необходимые знания, умения, навыки в области туризма в дальнейшем широко используются в организуемых походах – прогулках. В содержание похода-прогулки включаются: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привала. Элементы спортивных игр и упражнений, эстафеты, подвижные игры используются для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений.

Виды прогулок-походов могут быть следующие:

- спортивные (полоса препятствий, кросс, подвижные игры на природе)

- познавательные (знакомство с окружающим миром, природой, достопримечательностями своего края)

- оздоровительные (прогулки в лесной зоне, других природных сообществ)

- экологические («Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение» и т.д.).

Подготовительный этап предполагает привлечение родителей к прогулке-походу. Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», «Лесные забавы», распространение буклетов, информационных листков: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми». Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей, о том, что должен взять ребёнок с собой в поход.

Основные положения требований по охране жизни и здоровья детей в походе.

С детьми идут не менее двух взрослых.

Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка, иметь в наличие походную аптечку, питьевую воду.

Одежда должна соответствовать сезону, погодным условиям, должна быть удобная обувь.

Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды растущие в данной местности.

Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.

При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.

Медицинская сестра комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Основной этап предполагает:

- сбор участников похода,

- движение к месту отдыха,

- остановка, привал, через каждые 30-40 мин.,

- прибытие на место отдыха, где организовывается:

  • наблюдение в природе,
  • беседы, чтение произведений художественной литературы,
  • игры, эстафеты, сбор природного материала,
  • самостоятельная деятельность с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, бадминтон,
  • использование упражнений на дыхание («Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»), игры на внимание («Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки»),
  • знакомство с местными достопримечательностями и т.д.

- сбор детей в обратный путь, когда детям предлагают отгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье, спеть любимые песни, собрать свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание необходимо уделить сбору мусора.

Время на обратную дорогу по возвращению детей в детский сад отводится больше, т. к. скорость движения целесообразно снизить.

Заключительный этап:

На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют, делают выводы о влиянии похода на укрепление здоровья, создают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные впечатления. организовывают сюжетно – ролевые игры с внесением туристических принадлежностей, предметов-заместителей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повышает интерес детей к туризму.

Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.

С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.

Родителям вместе с детьми предлагают изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.



Новые публикации

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство –...

Читайте также

Видео занятие по лепке «Капли солнца» для детей 4 лет

Видео занятие по лепке «Капли солнца» для детей 4 лет Рекомендовано для родителей, находящихся дома с детьми и для педагогов.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Комментарии

  • Татьяна
    Очень интересная игра. Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...





В блогах

Этическая беседа

Этическая беседа с детьми «Будь вежливым». Цель: формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство вежливости, справедливости, ответственности, доброты, честности. Задачи: 1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. 2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в...

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода»

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода» Цель: Организация профилактических мероприятий по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма; воспитание законопослушных участников дорожного движения и привлечение внимания родителей и общественности к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах. Задачи: 1.Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах...

Методическая разработка. Тема: Туши пожар, пока в беду не попал.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д.Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»   Методическая разработка Тема: Туши пожар, пока в беду не попал...

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери"

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери" Актуальность: В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, бабушке, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы...