Сайт для воспитателей детских садов






Консультация для воспитателей
«Особенности организации туристических походов и целевых прогулок летом»

 

Одним из важнейших направлений летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования является использование разнообразных форм, методов и приемов работы с детьми, обеспечивающих комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Прогулка - поход с элементами туризма, способствует повышению двигательной активности, физической подготовленности, а также укреплению здоровья, формированию нравственных качеств, воспитанию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Дошкольный туризм – это организации разнообразной детской деятельности в условиях природы. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности детей в движении, играх, познании окружающего мира, природы. Проведение разнообразной деятельности на свежем воздухе в ходе организации туристического похода закаливают организм, повышает иммунитет, благотворно воздействует на эмоциональное состояние ребенка, приобщает детей к здоровому образу жизни.

Использование элементарных форм туризма требует от педагога выполнения основных требований, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, их разностороннее развитие. Определяя место похода в распорядке дня, следует отметить, что - туристическая деятельность предполагает пребывание детей старшего дошкольного возраста в природных условиях не более 3 часов. Лучшее время для похода – сразу после завтрака. Педагогу важно учитывать уровень физической подготовленности воспитанников, состояние здоровья, знать признаки утомляемости детей, методы и приемы оказания первой медицинской помощи.

Организация и проведение туристического похода осуществляется в нескольких этапах.

Подготовительный этап при организации туристического похода предполагает изучение безопасных условий продвижения детей и места пребывания (лес, поляна, озеро, пруд и т.д.). На подготовительном этапе целесообразно проведение беседы с детьми о том, кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, о правилах поведения во время туристического похода, дидактических игр: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?»,

«Найди дорогу?», «Найди сокровища?», «Составь план местности» и т. д.

Важно составление плана-конспекта туристического похода, в ходе которого осуществляется реализация образовательных задач:

- совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей,

- развивать физические качества личности ребенка,

- способствовать формированию знаний в области туризма, краеведения.

- формировать межличностные, дружеские отношения, чувство коллективизма, взаимопомощи между детьми.

Для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей в содержание похода-прогулки эффективно включить: переход к месту с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные, дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками.

Эффективной организации туристического похода способствует реализация задач на тематических занятиях по физической культуре: «Мы ловкие»,

«Развиваем силу», «Подружись с ракеткой», «Путешествие на Необитаемый остров», «Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий», «Мы- туристы», «Юный турист», «Я хочу быть выносливым» и т. д. Полученные детьми необходимые знания, умения, навыки в области туризма в дальнейшем широко используются в организуемых походах – прогулках. В содержание похода-прогулки включаются: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные, спортивные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привала. Элементы спортивных игр и упражнений, эстафеты, подвижные игры используются для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений.

Виды прогулок-походов могут быть следующие:

- спортивные (полоса препятствий, кросс, подвижные игры на природе)

- познавательные (знакомство с окружающим миром, природой, достопримечательностями своего края)

- оздоровительные (прогулки в лесной зоне, других природных сообществ)

- экологические («Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение» и т.д.).

Подготовительный этап предполагает привлечение родителей к прогулке-походу. Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», «Лесные забавы», распространение буклетов, информационных листков: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми». Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей, о том, что должен взять ребёнок с собой в поход.

Основные положения требований по охране жизни и здоровья детей в походе.

С детьми идут не менее двух взрослых.

Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка, иметь в наличие походную аптечку, питьевую воду.

Одежда должна соответствовать сезону, погодным условиям, должна быть удобная обувь.

Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды растущие в данной местности.

Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.

При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.

Медицинская сестра комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Основной этап предполагает:

- сбор участников похода,

- движение к месту отдыха,

- остановка, привал, через каждые 30-40 мин.,

- прибытие на место отдыха, где организовывается:

  • наблюдение в природе,
  • беседы, чтение произведений художественной литературы,
  • игры, эстафеты, сбор природного материала,
  • самостоятельная деятельность с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, бадминтон,
  • использование упражнений на дыхание («Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт»), игры на внимание («Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки»),
  • знакомство с местными достопримечательностями и т.д.

- сбор детей в обратный путь, когда детям предлагают отгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье, спеть любимые песни, собрать свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание необходимо уделить сбору мусора.

Время на обратную дорогу по возвращению детей в детский сад отводится больше, т. к. скорость движения целесообразно снизить.

Заключительный этап:

На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют, делают выводы о влиянии похода на укрепление здоровья, создают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные впечатления. организовывают сюжетно – ролевые игры с внесением туристических принадлежностей, предметов-заместителей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повышает интерес детей к туризму.

Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.

С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.

Родителям вместе с детьми предлагают изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.

4 Плохо0




Новые публикации

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных матема…

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Шарфик для снеговика» Цель. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты...

Сценарий развлечения для подготовительной группы: «Как у матушки в дому»

Сценарий развлечения для подготовительной группы: «Как у матушки в дому» Задачи. Обучающие: закреплять знание произведений малых фольклорных форм (потешки, небылицы, дразнилки, заклички); продолжать знакомить детей с...

Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование…

Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование возможностей» МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой В 2014 г на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования в...

Читайте также

Мастер - класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала …

Мастер - класс«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии» Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем бабушке Федоре»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем бабушке Федоре» с интеграцией образовательных областей в подготовительной к школе группе Программное содержание: 1. Продолжать накапливать и обогащать двигательный...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Средняя группа   Цель: продолжаем формировать элементарные математические представления у детей. Задачи. 1. Совершенствуем умение ориентироваться в пространстве...




Комментарии

  • Наталья
    Спасибо! Очень интересный конспект!

    Подробнее...

     
  • Галина
    сценарий замечательный! Буду использовать в своей практике.

    Подробнее...

     
  • Галина
    Побольше бы таких интересных сценариев!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Конспект очень интересный!Боль шое спасибо!

    Подробнее...

     
  • Алла
    интересный и познавательный сценарий.СПАСИБ О! :-)

    Подробнее...

В блогах

Конспект открытого занятия по ФЭМП в мла…

22-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Цель: создать условия для формирования умений сравнивать предметы по высоте, используя определения высокий, низкий.Задачи:1.ОбразовательнаяПознакомить с предметами сравнения двух предметов по высоте, подвести к пониманию слов высокий-низкий.2.РазвивающаяРазвивать любознательность, память, мышление, речь.3.ВоспитательнаяВоспитывать...

Экологический проект. "Как помочь п…

22-01-2019 %HITS Проекты %AUTHOR

Тип: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный (2 недели:28января – 8февраля). Развивающие области: ознакомление с окружающим, социально-коммуникативная, физическое развитие, изо, музыкальная, познавательная, развитие речи, духовно-нравственная. Участники: воспитатель, дети, родители. Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе...

Сюжетно-ролевая игра "В пекарне…

22-01-2019 %HITS Разное %AUTHOR

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад «Теремок» ст.Буранная Сюжетно-ролевая игра «Пекарня»   Воспитатель: Воронцова О.В. Сюжетно-ролевая игра «Пекарня» Цель игры: - Расширять знания детей о труде работников пекарни: тестомеса, разделочника, заведующим пекарней, экспедитора, пекаря, водителя. -Углубить представления детей...

Сценарий Новогоднего утренника в ясельно…

22-01-2019 %HITS Сценарии %AUTHOR

Новый год в ясельной группе 2019год. Ведущая: Вот пришла на праздник елка К  нам сегодня в детский сад Огоньков , игрушек сколько, Как красив ее наряд. Елочка красавица, всем нам очень нравится. Давайте вокруг елочки поведем...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство