«Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

 

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

Цель использование инновационных технологий - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Для достижения цели были определены задачи:

- Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

- Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

- Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на улицах города, в общественном транспорте, как основа культуры поведения на дороге.

В процессе образовательной деятельности я опиралась на следующие принципы:

  • Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
  • Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
  • Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
  • Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
  • Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
  • Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации дошкольного образования, в своей педагогической деятельности я использую следующие инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дороге:

  • Игровая технология;
  • Технологию проблемного обучения;
  • Технологию проектной деятельности;
  • Технологию теории решения изобретательских задач;
  • Информационно коммуникативные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

  Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Борис Тимофеевич).

Игровая технология.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В педагогической деятельности я использую игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак»; «Умный светофор»; «Что? Где? Когда?»; Сюжетно — ролевые игры «Автобус», «Метро», «Пешеходы и водители»; Дидактические игры: «Светофор», «Водители», «Угадай, какой знак»; Интерактивная игра «Невнимательный художник» и т.п. – они способствуют усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаю детям. В своей работе чаще всего использую таки проблемные ситуации: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить улицу?», «На остановке общественного транспорта» и м.д.

При создании и решении проблемных ситуаций использую следующие методические приемы:

– подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

– предлагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Технология проектной деятельности

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В своей педагогической деятельности реализовала следующие проекты: «Путешествие на площадку ПДД с детьми младшего возраста», «Я знаю правила дорожного движения и с тобою поделюсь» - в проект были включены игры, проблемные ситуации, где дети подготовительной группы делились с ребятами младшей группы своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться возле проезжей части.

Информационно-коммуникационная технология

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма активно использую информационно – коммуникативные технологий. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. В своей деятельности использую: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, видеоролики. Презентации: «Правила дорожного движения», «Виды транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы», «Наш друг - светофор»; мультфильмы: «Уроки тетушки Совы», «Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Академия светофорчика»; видеороликов: «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки и правила» и т. д.

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Данная технология позволяет мне использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.  В процессе обсуждения я использую следующие вопросы:

1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?

2. Как помогает человеку транспорт?

3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?

4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?

Здоровьесберегающие технологии

В процессе обучении детей правилам дорожного движения использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных упражнений отрабатываю действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Играем в подвижные игры: «Трамвай» «Автомобили», «К дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт». Игры-соревнования: «Водители, на старт», «Чья машина», «Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый». Эти игры способствуют закреплению представлений о ситуациях, которые могут произойти на дороге; также воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.

Вывод

Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества. Активное сотрудничество с семьей способствует расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Использование высокотехнологичных приёмов обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.

 

Литература.

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
  3. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,—б07с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Праздник Масленицы

Праздник Масленицы Действующие лица: Ведущая – Скоморох. Баба Яга 2 Хозяйки (девочки).. Ход мероприятия: Скоморох вместе с детьми под музыку заходят в зал. Скоморох: Ой, вы гости, господа! Заходите...

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

Читайте также

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Выявление и профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ 1. Пояснительная записка Проблема и ее актуальность. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в младшей группе с тяжелыми нарушениями речи «Домашние животные: кошка и собака» Цель...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...