Доклад: «Физкультминутки на логопедических занятиях»
Среди воспитанников логопедических групп сравнительно мало детей, имеющих лишь речевые недостатки. Помимо этой патологии встречаются нарушения опорно-двигательной аппарата, в особенности мелкой моторики. Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. Поэтому в процессе дошкольного воспитания и обучения в специализированных детских садах и группах очень важно, чтобы работа учителя - логопеда осуществлялась в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами.
Коррекционная работа логопеда в специализированном детском саду для детей с нарушением речи направлена на развитие речевой, познавательной деятельности, а также на активизацию двигательной сферы ребенка. Работа эта включает как сами логопедические занятия, так и детские игры и физминутки.
Учитель-логопед не должен забывать, что ребята, которые попадают в логопедическую группу, зачастую имеют проблемы с координацией движений, что мешает им легко ориентироваться в пространстве, сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья, может привести к гипотонии. Устранению двигательных расстройств помогают специальные игры и подвижные физкультминутки в сочетании с речевым материалом.
Физкультминутки на логопедических занятиях включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек,
соответствующих лексической теме занятия, и содержат в словах большое количество тех звуков, которые дети изучают в это же время на занятиях, при проведении физкультминуток решается сразу несколько коррекционных задач.
Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие. Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность не только на логопедических занятиях, но и на занятиях с педагогом – психологом или другим специалистом.
При регулярном использовании физминуток на занятиях по обучению грамоте дети быстро осваивают упражнения для развития мелкой моторики, лучше выполняют задания в прописях, тетрадях по обучению грамоте. У них автоматизируется правильное произношение изучаемых звуков.
Следует подчеркнуть, что физкультминутки можно проводить как в положении стоя, так и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу то в одном направлении, то в другом направлении или произвольно по всей группе. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снимает усталость, связанную с сидением за столом. Физкультминутка может повторяться до трех раз за занятие, по желанию детей. Рекомендуется проводить физкультминутки в разных вариантах в зависимости от потребностей детей на определенном занятии.
Во время проведения физминутки можно выполнять и некоторые упражнения для зрительно- двигательной ориентации (отводить глаза влево-вправо, не поднимая головы), упражнения для снятия зрительного утомления (зажмурить и открывать глаза, быстро моргать, смотреть вдаль, а затем переводить взгляд на близко расположенный предмет).
Главное, не забывать, что задания должны выполняться детьми легко, без лишнего напряжения, физминутки должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.
Читайте также |
---|
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей…
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного...
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»
Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...
НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»
НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...