«Влияние темперамента на социальную адаптацию дошкольников»
Для взрослых мы, безусловно, признаем разность темпераментов, различие характеров, но с такой же безусловностью воюем с детьми, когда они ведут себя «по-своему». А ведь очевидно, что холерикам и флегматикам тоже бывает сложно адаптироваться к детскому саду, тем более уравновешенным, в меру медлительным сангвиникам. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Но труднее всего приходится медлительным детям: их без конца подгоняют, торопят, ругают, раз они не успевают за общим темпом еды, сна и одевания.
Если подобная кампания по искоренению непоседливости или медлительности поддерживается и дома, то опасность невротического стресса оказывается реальной. Может быть итак, что приструненный в детском саду ребенок «расходится», перевозбуждается дома. В этом случае даже терпеливые родители могут выйти из себя и обрушить на него свой гнев. А ведь он ни в чем не виноват! Скорее уж они «генетически» виноваты сами, что у него такой темперамент…Поэтому лучшее, что можно сделать, - потерпеть самим и дать возможность ребенку выплеснуть в подвижных, шумных, экспрессивных играх свое накопившееся нервно – психическое напряжение. А детям с флегматичным темпераментом надо дать возможность побыть наедине с собой, чтобы полностью прийти в себя.
Игры для детей младшего возраста различных типов темперамента
Тип темперамента |
Название игр |
1. Меланхолик |
1. Игры под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игры с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками. 2. ИГРА «Мой хороший мишка». Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого мишку (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (перебросить) ее другому ребенку. |
2. Сангвиник |
1. Игры с бумагой (рвать бумагу и играть с ней); хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками. 2. ИГРА «Лягушка». Все дети сидят на маленьких подушечках. Затем они начинают передвигаться на этих подушечках по ковру и приговаривают все вместе: Две лягушечки с утра Съесть хотели комара. Далее воспитатель говорит: Комары все улетели, И лягушки их не съели. Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая: Тара-ра, тара-ра, Веселиться всем пора. |
3. Холерик |
Быстрые и подвижные игры; игры с кеглями. ИГРА «Том и Джерри». Один из детей – «кот Том». Все остальные дети – «мышата», «Джерри» и его друзья. «Кот» свернулся калачиком на ковре и спит. «Мышата» пляшут вокруг него (можно, взявшись за руки, можно отдельно друг от друга) и поют: Тили-бом, тили-бом, Не боимся тебя, Том! «Том» просыпается, вскакивает и ловит «мышат». «Мышата» разбегаются. Если «Том» поймал «мышонка», он запирает мышонка в мышеловке (сажает на стульчик). |
4. Флегматик |
Игры-эксперименты: ИГРА-ПАЗЛЫ «Помоги Тане». Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки. Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их. |
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что взрослым самим потребуется терпение и такт.
С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое. Поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, можно также учить его фантазировать и сочинять.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Читайте также |
---|
Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со…
Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со сказками» Цель: создание условий для активизации речевых навыков. Задачи: Обучающие: -Закрепить знания детей...
Путешествие в мир народной куклы
Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»
Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...