Сайт для воспитателей детских садов






Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края

 

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе необходимо прежде всего учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

У нас, на Белгородщине, самая разнообразная флора и фауна которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.

Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогащать знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к природе.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:

- познавательный цикл бесед «Мой край – Белгородчина»;

- оформляются альбомы, буклеты «История становления Белгородчины», «Экология Белгородского края»;

- прослушиваются песни о родном городе, чтение стихов, экологических сказок;

- осуществляется знакомство с флагом, гербом и гимном родного города, области, России, рассказывается о достопримечательностях города Белгорода, нашего края;

- проводятся целевые прогулки, планируется посещение краеведческого музея.

Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы «уроков доброты»: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить природу- что это значит».

Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения. Предлагаются следующие темы экологических развлечений: «В гости к Лесовичку», «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница».

Опытническо-экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность дошкольников. Темы «Мой цветущий детский сад», «Деревья нашего двора».

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-творческой деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства.

Обязательным компонентом работы в течение года должна быть природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину. Целесообразно всем воспитателям, детям и родителям выходит с «экологическим патрулем» для наведения порядка на территории детского сада, площадки, близлежащего окружения (парк и т.п.), проводить акции «Чистый город», «Береги птиц». Тем самым, дети участвуют в общем деле, становится сопричастным к жизни города, социума. Желательно наладить связь с природоохранными организациями.

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка необходимо большее внимание уделять «краеведческим центрам, которые способствуют формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей, родители привлекаются к организации мини-музеев, принимают участие в выставках поделок их природного материала, бросового материала, в оформлении участков к зимнему и летнему сезону, в проведении совместных экскурсий, праздников, походов, выставок и конкурсов .

Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.

 

Список использованных источников

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

2. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.

3 Плохо0




Новые публикации

Инновационный метод - биоэнергопластика в работе учителя – логопеда

Инновационный метод - биоэнергопластика в работе учителя – логопеда На современном этапе идет увеличение количества детей с речевой патологией и это...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младш…

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младшей группыТема: «Наши гости: зайчонок и зайчиха»   {pdf=download/files/presentation/file469.pdf|90%|700|native}

Занятие по безопасности для детей 3-4 лет. Тема: «Осторожно – тонкий лед!»

Занятие по безопасности для детей 3-4 лет. Тема: «Осторожно – тонкий лед!» Цель: Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения...

Читайте также

Программа профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного воз…

Программа профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Программа предназначена для профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия-праздника по математике «Петр и Павел - рябинники»

Конспект занятия-праздника по математике «Петр и Павел - рябинники» В средней группа   Возрастная группа: средняя. Цель:   Приобщать детей к русской культуре и ее...

Занятие из серии «Наши земляки». Тема: «Воронежский поэт И.С. Никитин»

Занятие из серии «Наши земляки»Тема: «Воронежский поэт И.С. Никитин»   Цель: - Знакомить детей с жизнью и творчеством поэта-земляка И.С.Никитина. - Развивать эмоциональную отзывчивость...




Комментарии

  • Наталья
    Спасибо! Очень интересный конспект!

    Подробнее...

     
  • Галина
    сценарий замечательный! Буду использовать в своей практике.

    Подробнее...

     
  • Галина
    Побольше бы таких интересных сценариев!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Конспект очень интересный!Боль шое спасибо!

    Подробнее...

     
  • Алла
    интересный и познавательный сценарий.СПАСИБ О! :-)

    Подробнее...

В блогах

Столовая для птиц

22-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Вот и наступила зима. С переходом зимы птицам стало трудно найти еду. Дети 7 группы совместно с родителями изготовили кормушки для птиц. С детьми были проведены беседы о птицах перелетных...

стихи для детей

21-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

 ШКОЛЬНЫЙ ГЛОБУС Школьный глобус изучаю. Где Москва-столица, знаю! Там ― Сибирь, а здесь ― Урал, Вот Тибет, и вот Непал. И путем воздушным, кратким Словно я лечу к Камчатке. Глобус двинулся...

Мюзикл «Муха - цокотуха

21-01-2019 %HITS Сценарии %AUTHOR

Мюзикл «Муха - цокотуха» Ведущий: Наша жизнь скучна без сказки. Дорог день, как целый год. Всех добрей и ярче краски, Если сказка к нам придет! Звучит музыка. Муха. Ах, какой чудесный день, Встать с постели мне не лень. Приглашу я...

Развитие одаренных детей в современных у…

21-01-2019 %HITS Консультации %AUTHOR

Развитие одаренных детей в современных условиях образования. Сегодня, когда в нашем современном государстве происходят новые экономические преобразования, развиваются новые, инновационные технологии, приоритетным является развитие духовно-нравственного общества, поэтому государство нуждается в людях...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство