Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в подготовительной группе

Введение.

Урбанизация и автомобилизация современного общества породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм, который все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими показателями дорожного травматизма. В которых принимают участие дети. Проанализировав ситуацию с детским дорожно-транспортным травматизмом, можно сказать, что основной причиной является низкий показатель культуры дорожного движения участников, в том числе – детей, которые чаще всего не обладают в транспортной среде навыками поведения, неправильно оценивают и предвидят развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании ПДД детьми и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому наша задача, как взрослых доступно объяснить ребенку правила, а форма обучения должна быть интересной, понятной и современной, чтобы дети осознали опасность несоблюдения ПДД. Только совместными усилиями воспитателей ДОУ, родителей, сотрудников ГИБДД, используя их знания, терпение и такт, возможно, обучить детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Важно, что когда ребенок станет школьником, он сможет легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, сможет наблюдать и оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения.

Используемые в ходе работы ситуационные и познавательно-игровые формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, творческий поиск позволяют ребёнку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Тема: «Знатоки дорожных правил».

Возраст: старший дошкольный возраст.

Место проведения и время: музыкальный зал в 11.00.

Продолжительность: 30 минут.

Действующие лица: Незнайка, инспектор ГИБДД, музыкальный работник, воспитатели групп, дети.

Цель: систематизирование знаний детей о правилах дорожного движения, культурного и безопасного поведения на улице, дороге и транспорте у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная: закрепить и повторить у детей знания правил дорожного движения, названии и назначении дорожных знаков; подводить детей к осознанию о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Развивающая: продолжать развивать познавательный интерес, формировать навыки безопасного поведения на дороге, в транспорте, словесно - логическое мышление, память; развивать наблюдательность, умение предвидеть и по возможности разрешать опасную ситуацию.

Воспитательная: воспитывать к партнёрам по игре уважительное отношение, отзывчивость, дружелюбие; воспитывать умение играть, соблюдая правила.

Предварительная работа: обучение и повторение правил дорожного движения на занятиях: правила поведения на улице, в общественном транспорте, правила перехода через улицу; наблюдение за пешеходами и автомобилями на улицах города; чтение и заучивание стихов по данной тематике для участников игры.

Материалы и оборудование: эмблемы команд или шарфики, музыкальный центр, конверты с разрезными знаками, проектор, скрипичный ключ, дорожные знаки, черный ящик, картинка детского удерживающего устройства (детское кресло), световозвращатели, медали.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический, интерактивный, словесный, вопросы детям.

Ход игры:

Команды заходят в зал под музыку, занимают свои места за столами.

Звучат фанфары.

Ведущий: Добрый день, ребята.

«Есть умная игра.

Называется «Что? Где? Когда

Шутки, смех, вопрос, ответ.

Знает ту игру весь свет».

Сегодня мы начинаем весеннюю серию «Что? Где? Когда?» и тема нашей игры — «Знатоки дорожных правил». 

Слайд 1.

(Звучит музыка из игры «Что ?Где? Когда?»

(Стук в дверь.) Заходит инспектор ГИБДД и за руку держит Незнайку.)

Инспектор: Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться, я инспектор ГИБДД. (ФИО инспектора.) Скажите, это Детский сад "Весёлые человечки"? А этот мальчик не из вашего детского сада?

Ведущий: Нет, это не наш мальчик, но мы его знаем! Кто это ребята?

Дети: Это Незнайка!

Ведущий: А что случилось?

Инспектор: Он катался с горки рядом с проезжей частью и чуть не попал под машину.

Ведущий: Незнайка, разве ты не знаешь, где можно кататься на горках? В нашем детском саду все ребята знают, что можно кататься с горки на детских площадках или зимних городках, а проезжая часть – это для машин. Нужно обязательно Незнайка соблюдать правила дорожного движения, а иначе можно попасть в беду.

Незнайка: Какие ещё правила дорожного движения! Ничего я не знаю, где хочу там и катаюсь!

Ведущий: Инспектор, очень хорошо что вы привели этого мальчика к нам, потому что мы собрались с ребятами сегодня повторить правила дорожного движения.

Инспектор: Ребята, давайте вместе познакомим Незнайку с правилами дорожного движения. А вас уважаемый инспектор _________________ приглашаем в жюри, которое сегодня будет следить и оценивать результаты игры. Поприветствуем, наше многоуважаемое жюри...

(Представление жюри, в которое могут входить методист, заведующий, инструктор по физической культуре и т.д.)

(Незнайка подсаживается к детям из любой команды.)

Ведущий: Перед началом игры, ребята, я вам напомню правила, которые необходимо запомнить и соблюдать:

1. Давать полные ответы.

2. Не перебивать.

3. Не выкрикивать ответы.

4. Вся команда обсуждает, а ответ на вопрос озвучивает один из игроков.

За каждое выполненное задание жюри будет присуждать баллы.

(А в конце игры жюри подсчитает баллы каждой команды и подведёт итоги.)

Ведущий: Внимание! Наша игра «Что? Где? Когда?» начинается.

(Звучит заставка гонга.)

Задание №1 «Почемучка».

Первый конкурс называется «Почемучка». Против вас играет сказочный герой – Буратино. Слайд 2.

(Картинка Буратино выводится на экран проектора.) 

Правила этого конкурса таковы: надо быстро и чётко отвечать на вопросы. Команда, ответившая правильно на все вопросы, получает 1 балл.

Ведущий: И так, внимание, вопрос!

Вопросы команде 1

1.Какова цвета сигналы светофора? (Красный, жёлтый, зелёный.)

2.Когда пешеход может переходить дорогу? (Когда загорелся зелёный свет светофора, и мы убедились, что все машины остановились.)

3.Где можно перейти дорогу? (По пешеходному переходу, «зебре»)

4.Какой номер необходимо набрать, чтобы позвонить в полицию? («02», 112)

5.По какой части дороги ездят машины? (Проезжая часть.)

А теперь вопросы команде 2:

1.Что означает желтый сигнал светофора? (Сейчас будет смена сигнала.) 

2.По какой части дороги ходят пешеходы? (Тротуар.)

3.Где можно сесть в автобус? (На автобусной остановке.)

4.Какой номер необходимо набрать, чтобы позвонить в «скорую помощь»? («03», 112.)

5.Где можно увидеть знак «Осторожно, дети!»? (Около детских садов, школ.)

(Дети отвечают на вопросы.)

Задание №2 «Подбери знак».

Слайд 3

Ведущий: Следующий конкурс называется «Подбери знак» и против вас играет – Дядя Степа. Он подготовил для вас картинки, на которых отсутствует дорожный знак, ваша задача, найти подходящий и назвать его. А сейчас внимание на экран.

Слайд 4-9

(Дети смотрят на экран проектора и по очереди отвечают,

жюри оценивает ответы.)

Задание №3 «Ситуация».

Слайд 10

Ведущий: Мы продолжаем игру и против вас играет Доктор Айболит и правила его задания таковы: нужно оценить ситуацию на дороге по картинке. Ваша задача внимательно посмотреть на изображение и сказать, правильно ли поступают участники дорожного движения, если нет, то назвать правильный вариант. И, так, внимание на экран.

Слайд 11-16

(Дети смотрят на экран проектора и по очереди отвечают,

жюри оценивает ответы.)

Ведущий: (ставит «Скрипичный ключ на игровое поле) А сейчас у нас спортивно - музыкальная пауза.

Слайд 17

(Под музыку "Поехали, поехали" А. Яранова, Д. Князева,

Незнайка показывает движения, дети повторяют.)

Ведущий: Отдохнули, ребята? Размялись? Давайте продолжим. Занимайте свои места за игровыми столами.

Задание №4 «Чёрный ящик»

Ведущий: Внимание, знатоки! Чёрный ящик!

Слайд 18

(Звучит музыка, ведущий заносит чёрный ящик.)

Вопрос команда 1. Уважаемые знатоки, отгадайте, что за предмет находится в «чёрном ящике». Этот предмет должны носить все дети, и особенно в тёмное время суток, чтобы водители могли увидеть вас на дороге (световозвращательтель, фликер. либо его картинка).

После ответа детей Слайд 19

Вопрос команда 2. «В чёрном ящике находится предмет без которого детям до 7 лет в автомобиле ездить — запрещено?» (Картинка детского автомобильного кресло.)

После ответа детей Слайд 20

Ведущий: Молодцы ребята. Скажите вы все ездите в детских креслах пристёгнутые? (ответы детей). А какие еще правила должны соблюдать дети садясь в автомобиль? (Нельзя водителя отвлекать, нельзя вылезать в открытое окно, нельзя стоя ездить.)

Ведущий: Уважаемые знатоки, назовите как называется предмет и объясните кому он нужен.

Задание №5 «Разрешается или запрещается».

Слайд 21

Незнайка: Значит знаете все, все правила??? (дети отвечают) Сейчас то я это и проверю! А у меня тоже для вас есть интересное задание: я буду начинать фразу, а, вы - знатоки, должны продолжить словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.

- Ехать на самокате по дороге … (запрещается)

- Перебегать дорогу… (запрещается)

- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)

- Играть на проезжей части … (запрещается)

- Переходить дорогу на зелёный свет … (разрешается)

- Соблюдать правила дорожного движения … (разрешается)

(Дети отвечают на вопросы, жюри оценивает ответы).

Задание №6 «Дорожные знаки».

Слайд 22

Ведущий: Следующее задание, и против вас играет Мальвина, (картинка Мальвины выводится на экран) она придумала для вас соревнование, ваша задача собрать дорожный знак из частей и правильно его назвать. ("Движение запрещено" и "Место отдыха".)

(Пока дети собирают знаки под музыку, затем называют его, знаки появляются на экране проектора Слайд 23, жюри оценивает ответы детей.)

Задание №7 «Транспортные средства».

Слайд 24

Ведущий: Уважаемые игроки, следующее задание прислал нам Чиполлино. Вам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминается транспорт. (Команды отвечают по очереди.)

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал Карлсон свой моторчик? (Вареньем)

4. Что подарили почтальону Печкину родители дяди Федора? (Велосипед)

5. Во что превратилась тыква у Золушки? (В карету)

6. На чем старик Хоттабыч летал? (Ковер-самолет)

7. На каком воздушном транспорте передвигается Баба Яга? (Ступа)

8. На чем поехал человек рассеянный с улицы Бассейной в Ленинград? (Поездом)

9. Ехали медведи на велосипеде…

А за ним комарики… (на воздушном шарике)

10. Какой вид транспорта путешествовал в мультике Чунга-Чанга? (Кораблик).

(Дети отвечают на вопросы, жюри оценивает ответ).

Ведущий: Наша игра «Что? Где? Когда?» подошла к концу. Слайд 25

Мы повторили все правила дорожного движения, вспомнили дорожные знаки. И всегда должны помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными на дороге и на улице. Главное, что все вы растёте грамотными и внимательными пешеходами. Надеемся, что не будете забывать об этом.

Незнайка: Спасибо, вам ребята, за такое познавательное путешествие по правилам дорожного движения, я теперь тоже всегда буду соблюдать правила на дороге и на улице, и выучу все - все знаки дорожного движения, чтобы не попасть в беду. Ну а мне пора отправляться в Цветочный город, меня мои друзья ждут. До свидания, до новых встреч.

Незнайка прощается с детьми и уходит

Ведущий: А сейчас слово предоставляется жюри, для подведения итогов игры.

(Звучит торжественная музыка, жюри оглашает итоги и результаты игры и награждает детей медалями, и как в нашем случае, инспектор ГИБДД дарит участникам игры - фликеры, в виде стикеров-наклеек для одежды.)

Заключение.

Достижение положительных и долгосрочных эффектов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя образовательную деятельность с дошкольниками, совместную работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение.

Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.

Особенно интересной и эффективной для детей формой познания и закрепления знаний правил дорожного движения являются познавательные викторины, круглые столы, игры, например, «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?». Дошкольники с большим интересом вовлекаются в такого рода занятия, присутствует дух состязательности, желание победить.

Поэтому применение разнообразных интересных форм, приёмов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с детьми и сотрудников ГИБДД в практическом обучении должен дать положительные результаты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в группе раннего возраста. Игровой сеанс «В гости к нам пришел Петушок» Цель: создание условий...

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой…

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой игры В процессе изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на...

Читайте также

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Сценарий праздника к 23 Февраля

Сценарий праздника к 23 Февраля Ведущий. Добрый вечер! Добрый вечер всем, кто сегодня пришёл на наш небольшой праздник, посвященный замечательной дате...